Регуляторная удавка: законодательные итоги 2017 года на телеком-рынке

В 2018 году отраслевое регулирование в телеком- и вещательной отраслях существенно ужесточается. Впервые на рынке вводится уголовная ответственность за несоблюдение правил информационной безопасности — лишение руководителя компании свободы сроком до 10 лет.

Кроме того, существенно возросли суммы штрафов за нарушение сбора, хранения, обработки и передачи информации — с 10 тыс. до 10 млн. рублей. По-прежнему для операторских компаний остаются актуальными вопросы НДД, пиратства, исполнения «закона Яровой» и другие. Участники рынка выразили надежду, что в наступающем году регулятор подойдет к решению этих задач системно и более осознанно.

Времена меняются, и на российском телекоммуникационном рынке появляются новые игроки, не подпадающие под отраслевое регулирование. В свою очередь, глобальные сервис-провайдеры теснят отечественных операторов, ограниченных жесткими требованиями и правилами. В последнее время интересы российских операторов не всегда находят понимание у регулятора при разработке новых законодательных инициатив. Отсюда — снижение инвестиционной привлекательности отрасли, тотальное сокращение количества региональных операторов, а также уменьшение темпов строительства современной инфокоммуникационной инфраструктуры.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПОДХОД

В рамках конференции «Правовое регулирование в телеком-отрасли: итоги и перспективы развития», состоявшейся в начале декабря в Москве, эксперты рынка обсудили новые формы эффективного взаимодействия органов государственной власти и бизнеса, подвели итоги уходящего года и постарались выработать перспективные предложения в сфере регулирования отрасли.

Заместитель директора департамента регулирования радиочастот и сетей связи Минкомсвязи России Михаил Быковский сообщил, что одними из основных задач в 2017 году регулятор видел развитие телекоммуникационной инфраструктуры, создание конкуренции в отрасли, а также защиту прав пользователей и абонентов. «Таким образом мы старались соблюсти баланс между интересами операторов и желаниями абонентов», — подчеркнул чиновник.

Он назвал наиболее важные для отрасли события, в которых принимала непосредственное участие Минкомсвязь. Во-первых, это введение принципа технологической нейтральности, в перспективе — во всех диапазонах частот подвижной радиосвязи. «Большой прорыв произошел в области совместного использования радиочастот операторами связи, это было закреплено на законодательном уровне», — подчеркнул Михаил Быковский. Также операторы старались использовать совместно не только радиочастотный ресурс, но и инфраструктуру. В уходящем году регулятор изменил принцип оплаты за РЧ-спектр; если раньше операторы платили за количество базовых станций, то теперь они платят за полосу, что, по мнению Михаила Быковского, должно стимулировать операторов строить новые базовые станции.

Минкомсвязь также ввела торги на частоты в форме аукционов, тем самым способствуя развитию конкуренции. Кроме того, был упрощен порядок ввода сетей связи в эксплуатацию. «В рамках технического регулирования мы разрешили операторам использовать технологию VoLTE, были приняты единые правила оказания услуг телефонной связи», — добавил представитель профильного министерства. По его мнению, одним из основных событий 2017 года стало упрощения доступа операторов к объектам муниципальной и государственной собственности, в том числе и в регионах России. «На федеральном уровне такие вопросы не решаются, однако многие регионы, учитывая наши рекомендации, издают локальные подзаконные акты», — пояснил Михаил Быковский. Среди трендов нового года он выделил курс государства на цифровую экономику, а телекоммуникационная и ИТ-инфраструктура являются основными площадками для ее строительства.

В отраслевом регулировании важнейшей задачей чиновник видит поиск баланса между защитой данных и их обработкой, поскольку цифровая экономика — это, по сути, извлечение добавочной стоимости из обработки информации. «Таким образом, данные нужно обрабатывать, не нарушая при этом права граждан», — считает Михаил Быковский из Минкомсвязи.

ГЛАС ВЕЩАТЕЛЕЙ

Видением ключевых изменений в регулировании со стороны участников рынка телевещания поделился вице-президент АКТР Михаил Силин. По его мнению, к положительным изменениям уходящего года можно отнести включение регулятора в активную борьбу с пиратством. «Хотя в этой борьбе был упущен очень важный момент: законодательно понятие пиратства никак не закреплено, поэтому теоретически „пиратом поневоле“ может стать любая, даже самая законопослушная и уважаемая компания на российском рынке», — обратил внимание Михаил Силин. По его словам, еще одним важным нововведением стало упрощение процедуры ввода сетей в эксплуатацию. Однако главным предметом заботы и головной болью кабельных компаний остается „закон Яровой“, вокруг которого происходит очень много спекуляций. «На наш взгляд, борьба с терроризмом — это задача государства, а не операторов и абонентов как потребителей услуг связи», — отмечает Михаил Силин.

Вторая большая проблема, волнующая кабельные компании, — недискриминационный доступ. Законы, принятые в прошедшем году на этот счет в отношении федеральной и муниципальной собственности, прекрасно работают, но почему-то жилой фонд из них оказался исключен. Об этой проблеме прекрасно знают Микомсвязь, ФАС и другие заинтересованные ведомства, и Михаил Силин выразил надежду, что в наступающем году АКТР удастся достичь понимания в этом вопросе.

«Если кратко сформулировать все то, что происходило в отрасли телерадиовещания в 2017 году, вывод получается не особо оптимистичный: законодательные инициативы, которые принимались регулятором, осуществлялись вне какой-либо системы, а также ясной и понятной стратегии. В нашей отрасли до сих пор отсутствует даже единый глоссарий! Тем самым рынок телерадиовещания регулируется набором законов — ФЗ О связи, ФЗ О СМИ, 4 частью Гражданского кодекса РФ и другими, в каждом из которых одно и то же понятие определяется по-разному», — подчеркнул вице-президент АКТР. Таким образом, по его мнению, отсутствует общая стратегия правового обеспечения отрасли телерадиовещания. Этот вопрос крайне актуален в свете того, что отрасль переживает период существенных изменений технологий и появления различных инноваций. В течение ближайших 10—20 лет произойдет полное изменение технологий доставки телевизионного сигнала до абонентов, совершенно точно, что это будет осуществляться по сети Интернет. Все остальные системы доставки — технологии DVB-T и DVB-C — практически не будут использоваться. «В связи с этими изменениями от отраслевого регулятора требуется системная проработка всех проблемных вопросов», — добавил Михаил Силин. Более полную версию его доклада читайте здесь.

БЕЗОПАСНОСТЬ В ТРЕНДЕ

Продолжил тему информационной безопасности в операторском сегменте консультант по бизнес-безопасности компании Cisco Алексей Лукацкий, выделив четыре основные правовые тенденции, которые прослеживались в этой области в уходящем году и серьезным образом повлияют на телекоммуникационный рынок в 2018-м. Первая — это принятие в 2017 году ФЗ №147 о безопасности критической информационной инфраструктуры. «Самое неприятное в этом законе то, что впервые за мою 25-летнюю практику в отрасли вводится уголовная ответственность — до десяти лет лишения свободы для руководителя компании, за несоблюдение правил информационной безопасности, которые должны быть разработаны и опубликованы до 1 января 2018 года», — подчеркнул Алексей Лукацкий.

Второе, по его словам, важное изменение, случившееся в правовом телекоммуникационном поле в 2017 году, — внесение поправок в КОАП, которые вступили в силу с 1 июля и связаны с увеличением штрафов за нарушения регламентов сбора, хранения, обработки и передачи персональных данных. До вступления в силу этих поправок сколько бы нарушений у оператора ни было, штраф был всегда один и составлял максимум 10 тыс. рублей. По новым же формулировкам штрафы могут суммироваться исходя из количества нарушений. «Учитывая то, что сумма штрафа возросла до 75 тыс. рублей, и умножив ее на количество нарушений, оператор может получить серьезный штраф на выходе», — сообщил Алексей Лукацкий. Он считает, что десятки миллионов рублей потенциальных штрафов для операторов — это вполне реальное будущее.

И наконец, третья важная тенденция, которая появилась в 2017 году, — это изменение требований к безопасности сетей связи. Так, 1 декабря 2017 года на федеральном портале нормативных правовых актов было опубликовано уведомление о внесении изменений в приказ Минкомсвязи № 1 от 2008 года, который устанавливал требования по защите сетей связи от несанкционированного доступа, и эти изменения должны вступить в силу в начале 2018 года. От операторов же потребуется внедрение мер, связанных с ужесточением требований по защите сетей связи. «Последнее направление, которое, с одной стороны, является новинкой для телекоммуникационного рынка, а с другой стороны, хорошо знакомо отрасли информационной безопасности, — вопросы, связанные с предоставлением услуг», — продолжил консультант Cisco. Он добавил, что сейчас большое число операторов начинают предоставлять услуги по кибербезопасности как юридическим, так и физическим лицам. На таких операторов регулятор накладывает большое число требований, связанных с лицензированием деятельности в области шифрования, технической защиты конфиденциальной информации, аккредитации в случае мониторинга тем, связанных с информационной безопасностью, и других. «Ранее операторы не занимались извлечением прибыли из деятельности, связанной с защитой информации, и, соответственно, не сталкивались с ограничением в области информационной безопасности, которые существуют в отрасли не один десяток лет», — подчеркнул Алексей Лукацкий.

ВРЕМЯ ПЕРЕМЕН

«Ни регулятор, ни другие законотворческие структуры, к сожалению, не готовы к современным реалиям рынка, а именно к тому, что абоненты стали медийными», — полагает представитель уполномоченного при президенте РФ по защите прав предпринимателей в сфере Интернета (интернет-омбудсмен), генеральный директор ООО «Радиус Груп», основатель проекта Russian Mining Coin Дмитрий Мариничев. Именно поэтому, по его мнению, в России и возникают весьма странные законы. Неясным остается регулирование OTT-сервисов, к которым относится, к примеру, популярный в стране канал Telegram, фактически представляющий собой «оператора связи», передающего информацию от абонента к абоненту, но не попадающий под правовое регулирование. Другой вопрос связан с Интернетом вещей (IoT) — ценности передаются уже не между людьми, а между машинами. «Таким образом, Интернет становится другим, и соответственно, требования к нему должны быть другими», — считает омбудсмен.

«Глупо спешить и в экстренном порядке „выбрасывать“ законопроекты на рынок», — парировал Михаил Быковский из Минкомсвязи. Он считает, что гораздо более разумным является подход, при котором планы на следующий цикл строятся взвешенно. Минкомсвязь ведет серьезную работу в рамках программы «Цифровая экономика»: так, в Сколково созданы специальные рабочие группы, которые тестируют различные технологии, такие как умный город, цифровая среда и другие. Задача этих рабочих групп — сформировать повестку на следующий цикл. «На площадках в Сколково уже поднимаются вопросы, связанные с развитием телекоммуникационной инфраструктуры, а также глобальным изменением концепции отрасли. Возможно, в 2018 году эта задача и станет первостепенной для Минкомсвязи», — сообщил чиновник.

По мнению руководителя по правовому взаимодействию с органами государственной власти ПАО «МегаФон» Никиты Данилина, отечественные операторы активно работают для развития современной телекоммуникационной инфраструктуры, соответствующей всем требованиям цифровой экономики. «Мы также активно участвуем в работе отдельных рабочих групп, разрабатывающих нормативно-правовые документы, в рамках центра компетенции Сколково. В частности, мы готовим предложения по формированию доверенных способов идентификации пользователей в цифровой среде, которые пока отсутствуют», — рассказал Никита Данилин. Он добавил, что существуют различные способы идентификации, такие как электронная подпись, однако в силу дороговизны этого способа он не нашел широкого применения на рынке электронных сервисов. «Традиционные операторы связи начинают испытывать серьезную конкуренцию со стороны новых сервисов и вынуждены трансформировать бизнес, поэтому для нас очень важно, что регулятор смотрит в сторону цифровой экономики и поддерживает нас», — резюмировал Никита Данилин.

 

Источник