Реклама на ТВ: громкость имеет значение

Реклама на ТВ: громкость имеет значение

Голосовать

Когда в конце 80-х – начале 90-х годов прошлого века после выхода приказа Гостелерадио СССР о развитии рекламной деятельности реклама заполнила собой теле- и радиоэфиры, то она, прерывая показы передач, невероятно раздражала зрителей и слушателей. Причем не только частотой своего появления и беспрестанной повторяемостью, но и повышенной громкостью. Особенно заметно это было вечерами, когда все семейство в надежде отдохнуть после трудового дня устраивалось перед телевизором для просмотра любимых фильмов и телепередач.

Уровень громкости воспроизводимой рекламы был значительно выше громкости прерываемых ею теле- и радиопередач, что вызывало раздражение абсолютного большинства телезрителей и радиослушателей. Так шел год за годом. Потребитель, невольно наблюдая все это “рекламное господство”, нервно вздрагивал, производитель ликовал, искренне веря в эффективность такой громогласной демонстрации своего продукта, а создатели рекламных роликов тем временем проводили специальную обработку звукоряда многих своих творений, для того чтобы звук рекламы становился сильнее.

Справедливости ради надо сказать, что гнев зрителей громкость рекламы всегда вызывала не только в России. В результате многолетних научных исследований специалистами было установлено, что скачки громкости звука отрицательно действуют на органы слуха, возбуждая при этом мозговые структуры, что в конечном итоге может привести и к прогрессирующей потере слуха, и к невротическим состояниям (тревоге, депрессии, быстрой утомляемости), а также к сосудистому дисбалансу и гипертонии. Поэтому во многих западных странах законодатели уже давно, желая оградить своих граждан от дополнительных раздражающих факторов, которые могут вывести их из психологического равновесия, ввели нормы для снижения громкости звука в рекламных роликах, надеясь, что предложенные меры позволят свести к минимуму раздражение зрителей.

Кстати, заметим, что эксперты вообще советуют давать рекламу не чаще одного раза в 45 минут. Эта рекомендация также берется на вооружение во многих странах – правда, рекламные блоки становятся при этом более продолжительными, но зато ставят их в эфир значительно реже. А в Испании, например, с 1 мая 2010 года на всех государственных телеканалах, входящих в госкорпорацию RTVE, реклама вообще была запрещена. Расходы на трансляцию покрываются из госбюджета и за счет дополнительных налогов: 0,9% на выручку телефонных компаний, 3% от частного бесплатного и 1,5% от частного платного ТВ.

И у нас есть закон!

К вопросу о громкости рекламы у нас в стране также обращались неоднократно. Однако до последнего времени подвижек в решении этого вопроса не было. И вот, наконец, в ноябре 2014 года президентом были подписаны поправки к закону “О рекламе” (ранее в конце октября принятые Госдумой и Советом Федерации), определяющие, что при трансляции рекламы на радио и телевидении необходимо устанавливать уровень громкости ее звука не выше среднего уровня громкости звука прерываемой рекламой телепрограммы или радиопередачи.

Согласно этим изменениям в закон “О рекламе” методику измерения громкости звука рекламы и программ должна определять Федеральная антимонопольная служба России (ФАС) в соответствии с рекомендациями Минкомсвязи. Кроме того, ФАС будет выявлять и нарушения уровня громкости. В соответствии с этим в январе 2015 года ФАС разработала методику, где установила максимальную разницу между громкостью рекламы и телепрограммы в 1,5 дБ. И принятые поправки к закону “О рекламе”, которые запрещают выпускать рекламные ролики громкостью значительно выше, чем прерываемые ими передачи, вступили в силу 25 мая 2015 года.

Первые нарушения

И дело пошло. 18 ноября 2015 года первым оштрафованным ФАС России нарушителем требований ФЗ “О рекламе” при трансляции рекламы стал телеканал “ТВ-3”. За превышение громкости в рекламе во время показа телесериала “Гадалка” был наложен штраф в 100 тыс. руб. (Позднее, 26 сентября 2016 года, Московский арбитражный суд подтвердил законность решения ФАС России.)

Этот случай стал первым, но не прошло и месяца, как 11 декабря 2015 года ФАС установила факт превышения уровня громкости в рекламе НТВ: нарушение произошло 8 октября 2015 года при трансляции рекламы в период с 9:00 до 10:00 Мск во время показа телепередачи “Утро с Юлией Высоцкой”. Запись фрагмента эфира была предоставлена татарстанским УФАС России. Телеканал НТВ был оштрафован на ту же сумму.

До сих пор в суде находится на рассмотрении административное дело, возбужденное ФАС России против ВГТРК. В антимонопольную службу поступила жалоба на то, что реклама на канале “Россия 1” 18 апреля 2016 года звучала громче передачи, во время которой она шла. В службе изучили эфир “России 1” в тот день и пришли к выводу, что в некоторых случаях уровень громкости звука рекламы, анонсов, сообщений о рекламе и логотипов телеканала значительно превышал предельно допустимые 1,5 дБ, он составил от 2 дБ до 4,4 дБ. ФАС усмотрела в действиях телекомпании нарушение ч. 12 ст. 14 ФЗ “О рекламе”.

С момента введения новых поправок попадали под нарушение и другие телеканалы: “ТНТ”, “СТС”, “ТВЦ”, “Звезда”, “Домашний”, “Ю”, “Матч ТВ”, “КХЛ”, “Новое кино” и некоторые региональные каналы.

Как и что измеряем

Более чем за год работы ФАС России в этом направлении у многих технических специалистов разных теле- и радиокомпаний накопилось немало вопросов и претензий по поводу как порядка работы, методики, так и средств измерения, которые применяет ведомство, осуществляя государственный контроль требований к уровню громкости рекламы на ТВ.

Поэтому 4 октября 2016 года прошел совместный семинар Федеральной антимонопольной службы и Национальной ассоциации телерадиовещателей по громкости звука рекламы на ТВ. В семинаре приняли участие технические директоры, инженеры, звукоинженеры телеканалов (эфирных и кабельных), радиостанций и операторов платного ТВ.

Заместитель руководителя ФАС России Андрей Кашеваров, выступая с вступительным словом, отметил, что изначально Федеральная антимонопольная служба принимала огромное количество жалоб на повышенную громкость звука рекламы. Однако после вступления в силу поправок в рекламное законодательство поток их значительно иссяк. Тем не менее, работа по контролю громкости рекламы продолжается, и те замеры, которые делаются сегодня, пока не дают поводов для оптимизма.

Неоднократно во время своего выступления А. Кашеваров подчеркивал, что, по сути, работа только начата, а потому ведомство открыто для диалога. Оно готово выслушать и обсудить замечания, предложения, инициативы представителей телеканалов для усовершенствования процесса контроля.

Также он подчеркнул, что в перспективе ФАС России ставит перед собой задачу выровнять громкость на всех телеканалах и радиостанциях, чтобы, переключая с канала на канал, зрителю и слушателю не приходилось регулировать уровень громкости. Громкость звуковой программы (Programme Loudness) должна быть нормализована до уровня — 23,0 LUFS с допустимым отклонением ±0,5 LU в соответствии c рекомендацией EBU R128 для оценки параметров громкости. В случаях, когда сложно предсказать уровень громкости, например при прямых трансляциях, допускается отклонение ±1 LU. Все измерения должны производиться измерителями, специфицированными соответствующими документами: ITU-R BS.1770, EBU Tech Doc 3341 и EBU Tech Doc 3342.

Напомним, что:

  • LUFS (Loudness Unit Full Scale) – логарифмическая единица уровня громкости звукового сигнала относительно максимального значения цифровой шкалы согласно рекомендациям EBU R 128 (LUFS эквивалентно LKFS, используемой в ITU-R BS.1770);
  • LU (Loudness Unit) – единица громкости, 1 LU количественно соответствует 1 дБ в соответствии с рекомендациями EBU R128.

Далее участникам семинара свой доклад представила Екатерина Петрук, начальник отдела антимонопольного контроля в сфере рекламы и СМИ. Она подробно рассказала о технологии замера громкости звука с помощью программно-аппаратного комплекса “АСК-громкость”, разработанного ООО “АСК Экспресс” и созданного при участии Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР) на средства участников рынка. Прибор был утвержден в качестве средства измерения приказом Росстандарта, внесен в реестр и является единственным сертифицированным в России средством измерения для этих целей. В службе он существует пока в единственном экземпляре (рис. 1).

Работа по замеру громкости рекламы ведется на регулярной основе, как по поступающим жалобам, так и по инициативе ФАС России. При этом анализ показывает, что около 30% записей не соответствуют законодательству о рекламе, подчеркнула Екатерина Петрук.

Как уже говорилось, ФАС России действует в соответствии с утвержденной приказом ФАС России № 374/15 от 22 мая 2015 года “Методикой измерений соотношения уровня громкости рекламы и среднего уровня громкости прерываемой рекламой теле- и радиопрограммы”, которая размещена на сайте ведомства.

В соответствии с методикой, законом и техническими и метрологическими характеристиками прибора “АСК-громкость” сотрудник Центрального аппарата ФАС производит разделение записи теле- и радиопрограммы с помощью программ VSDC Free Video Editor и аудиоредактора Audasity на соответствующие фрагменты:

  • дорекламный фрагмент (300 с);
  • межрекламный фрагмент (не более 300 с);
  • пострекламный фрагмент (не менее 300 с);
  • блок рекламы или анонсов, содержащий в себе только полные рекламные сообщения или анонсы;
  • сообщение о последующей трансляции рекламы (не менее 5 с);
  • логотип (не менее 5 с).

Затем подготовленные фрагменты импортируются в измерительный аппарат, где и происходит процесс сравнения громкости каждого фрагмента.

Все результаты измерений фиксируются в протокол, а выявленные отклонения более чем на 1,5 дБ являются основанием для возбуждения дела по признакам нарушения ФЗ “О рекламе”.

В своем докладе Е. Петрук также уточнила для участников семинара, что для целей измерения соотношения уровней громкости звука рекламы или анонсов и прерываемой ими теле- или радиопрограммы источником записи являются сигналы: эфирного аналогового, цифрового, кабельного, цифрового кабельного/IPTV-вещания. В заключение она напомнила, что ответственность за нарушение требований несет непосредственно распространитель, что влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от 100 до 500 тыс. руб.

Как это делается “у них”

На семинаре со своими презентациями выступило немало всемирно известных компаний, наглядно показав, как можно существенно упростить, автоматизировать и исключить человеческий фактор для точности измерений при контроле громкости как теле- и радиорекламы, так и теле- и радиопрограмм в целом. Это компании Dolby, Tektroniks, “Студи-Тек”, Junger Audio, “Дигитон Системс”, “Теком”, “Тракт”, TSL, Evertz и др.

Так, по сообщению представителей компании Vоlicon, их средства измерения работают в1200 компаниях более чем 70 стран мира со всеми видами сигналов вещания. Причем мониторинг громкости осуществляется одновременно на разных телеканалах в соответствии с заданными параметрами контроля. И не выборочно (как в случае работы ФАС), а круглосуточно семь дней в неделю (24/7). Так, например, компания работает с госрегулятором Мексики уже более 5 лет, осуществляя круглосуточный мониторинг 2600 каналов! Подробные отчеты по каждому из сегментов формируются автоматически. Выбор сегмента для проверки берется системой автоматизации от источника сигнала, что говорит о высокой точности измерения.

Разве кто против, но…

Подробную картину работ по нормализации громкости телепрограмм представил участникам семинара Игорь Ядыкин из службы технического развития ОАО “Первый канал”. Работа в этом направлении ведется постоянно и была начата еще в 1999 году с создания комплекса подготовки рекламы. Чтобы оградить себя от многочисленных претензий в нарушении громкости рекламы, в 2010 году для измерения тракта вещания даже были приглашены независимые эксперты компании Dolby, которые не установили нарушений в соответствии с действующими нормативами. И все же после выхода в 2010 году рек. ITU-R BS.1770 для средств измерений громкости телеканал оснастил все средства подготовки программ соответствующими приборами. В 2011 году канал также пошел на значительные финансовые затраты и провел специализированный тренинг по громкости и цифровому подходу к звуку для звукорежиссеров – собственных и из компаний, производящих контент (около 100 чел.).

Для канала качественный звук всегда был приоритетным направлением в создании контента, подчеркнул И. Яндыкин. Однако сегодня этот процесс тормозится, так как в процессе контроля громкости еще остаются серьезные проблемы, с которыми можно столкнуться в случае с возможными претензиями ФАС России. В частности, пришлось констатировать, что использование звуковых процессоров не решает проблему контроля громкости, так как процессор может вносить изменение в уровень громкости до 0,5 дБ. Также нет ясной процедуры сертификации систем измерения громкости. И не определены параметры информации о громкости и сроки ее хранения. Сейчас она хранится на канале 3 месяца.

Также полную картину того, что происходит на канале с громкостью, нарисовал Алексей Брусницкий, замдиректора технической дирекции телеканала АО “ТВ Центр”. Он отметил, что в 2014–2015 годах специалистами канала были разработаны и утверждены требования, предъявляемые к видео/аудиопродукции в файловом виде для эфира, включающие рекомендации МСЭ ITU-R BS.1770 и EBU – EBU R128, нормирующие уровни громкости звуковых программ. Требования внедрили, обучили работе в соответствии с ними звукорежиссеров и инженеров. Далее, озаботившись нормализацией собственной продукции, установили плагин NUGEN VizLM на рабочие станции Pro Tools, а в ОТК поставили мультиформатные анализаторы фирмы Harris c опцией изменения параметров громкости, наглядно показывающие все значения. Эфирные аппаратные также оснастили измерителями громкости, а в эфирном тракте установили оборудование фирмы Evertz – усилители-распределители с функцией Intelli-Gain, которые хорошо вписывались в телевизионный тракт канала. Все это было реализовано еще в апреле 2015 года до утверждения рекомендаций Минсвязи и методики ФАС. Громкость поддерживалась на требуемом уровне: — 23 LUFS.

Казалось, задача была решена. И поэтому полученное 17 декабря 2015 года предписание от ФАС о выявленном факте нарушения вызвало крайнее недоумение специалистов. После изучения претензий стало ясно, что контролировать всю продукцию в реальном времени “от и до” теми средствами, как это было реализовано в прямом классическом виде ОТК, невозможно.

В данном случае разница уровня громкости между 5-минутным фрагментом старого советского фильма и рекламой оказалась порядка 7–8 дБ. И установленный на выходе нормализатор просто не справился с поставленной задачей, хотя и значительно уменьшил соотношение громкости до 1,71 дБ.

После анализа сложившейся ситуации было решено:

  • Провести тестирование и определить возможность использования автоматизированной проверки и нормализации уровня громкости всех без исключения эфирных мастеров.
  • Разработать и внедрить рабочие процессы автоматизированной проверки и нормализации.
  • Подобрать и протестировать систему контрольной записи, удовлетворяющую новым требованиям.
  • Провести тестирование и настройку оборудования.

Все пункты этой программы специалисты ТВЦ выполнили, было установлено новое оборудование, которое удовлетворяло “высоким” требованиям. Итоговые тестовые испытания, проведенные совместно с независимыми экспертами, показали, что в течение 3 дней картина была удовлетворительная – показатели соответствовали норме.

Однако для более наглядной проверки на канале решили провести еще одно исследование. Были взяты восемь любимых зрителями советских фильмов, которые последние два года шли на канале (“Дело было в Пенькове”, “Человек с бульвара капуцинов”, “Женщины”, “Дело Румянцева” и т.п.). В соответствии с действующей методикой ФАС они были предварительно нормализованы под — 23 LUFS. Затем случайным образом из них были выбраны 60 фрагментов и проведены сравнительные измерения. Результаты оказались шокирующими: 4 фрагмента оказались в зоне риска и имели уровень от — 24 LUFS до — 25, а 13 фрагментов превысили допустимые 1,5 дБ по отношению уровня громкости звука рекламы или анонса и прерываемой ими программы, то есть, находясь в эфире, они точно попали бы под нарушение.

На этом основании в ТВЦ сделали следующий вывод: настоящая методика измерения и соблюдения законодательства недоработана и требует изменений. В качестве возможной альтернативы предлагается вариант расширения контрольного диапазона с 1,5 дБ до 2,4 дБ.

Закончил свое выступление А. Брусницкий вопросом, обращенным к представителям ФАС России: “Вы готовы пересмотреть эти нормы?”

Ответ последовал незамедлительно. Методика – это не догма. ФАС России готова совместно обсудить все конкретные проблемы, замечания и предложения от профессионального сообщества.

Такой конкретный подход представляется вполне разумным и конструктивным. Ведь, как в заключение подчеркнул генеральный директор НАТ Александр Широких, если бы в ведомстве не хотели услышать мнение медиасообщества, то их представители с готовностью бы не откликнулись на приглашение и просто не пришли бы на данный семинар.

 

Источник