Особенности работы с цифровыми автомобилями в кино, рекламе и музыкальных клипах

Работа с автомобилем для разных форматов имеет свои особенности, потому что цели появления автомобилей в клипах, рекламе и кино разные. Разбираемся, на что следует обращать внимание.

В рекламе

«Здесь автомобиль должен быть представлен максимально идеально, как и мир, в котором он показан, — делится опытом работы генеральный продюсер компании PPvfx Павел Пунтус. — Абсолютно все должно выглядеть суперкруто. В идеальном мире нет дождя, нет плохой погоды, неровной дороги, лишних фонарных столбов и так далее. А автомобиль должен выглядеть абсолютно ровно и все блики должны лежать правильно. В этих роликах зачищаются все отражения, чистят дорогу от грязи и некрасивостей, убирают все ненужные детали из фона. Иногда фон заменяют полностью».

Дело в том, что рекламная кампания всегда планируется заранее. Поэтому съемка для зимнего ролика может проходить летом и наоборот. Это значит, что в финальном продукте машину нужно будет полностью переосветить и заменить весь фон.

Переосветить — полностью выстроить в 3D, осветить, получив нужные блики и отражения, отрендерить и потом наложить это освещение на отснятую машину.

«Автомобиль — это практически зеркало, которое отражает все вокруг, — рассказывает супервайзер PPvfx Михаил Коган. — VFX-супервайзером на проекте был Иван Опутин. Нам нужно было перенести машину в другую среду, которую бы авто отразило. Несмотря на то, что мы отсняли машину, здесь она практически вся компьютерная. И снега мы тоже добавили, оригинальная машина не разбрасывает снег так красиво, как наша компьютерная версия.

Съемка, за которой, в принципе, можно было и не ездить, облегчила нам утверждение ролика у клиента. Потому что он знал, что эти кадры были отсняты. Он не привязывался к каждому пикселю, как случилось бы, знай он, что машина компьютерная. Он расслабился и просто принял работу».

Работа над рекламным роликом

В России клиент размещает заказ в рекламном агентстве. Агентство придумывает весь креатив, выбирает производственную студию и нанимает режиссера, который и снимает ролик. В Америке — VFX-студию нанимает не производственная студия, а тоже само агентство. Оно управляет всем креативом. И чаще всего, даже режиссера отпускают сразу после окончания съемки, и заканчивают ролик сами.

Бывает, что съемку ведут только для референса, а потом полностью восстанавливают отснятое в 3D.

«И в рекламе все „вылизывают“ до мелочей, — продолжает рассказывать Павел Пунтус. — Останавливаются на каждом кадре и показывают: „Тут крошку с асфальта убрать“, „Здесь одна фара темнее, а другая — светлее, нужно поправить“, „А здесь не видно логотипа“. И так каждый кадр!»

«Если асфальт мокрый, его скорее всего нужно будет сделать сухим, потому что в идеальном мире нет случайных дождей, — говорит Михаил Коган. — Иногда на стене нужно заменить граффити или нарисовать новое. И часто не менее подробно работают с интерьерами авто. Бывает, ролик снимается сразу на несколько стран, а в других странах у одних и тех же автомобилей разные музыкальные панели, элементы экстерьера. Никто не снимает в одном ролике все модели машин: снимается одна машина, а дальше на постпродакшне мы просто меняем нужные элементы под каждую страну.

Например, съемка проведена в Лиссабоне. Везти туда машину из Москвы нереально. Поэтому там снимается модель, которая есть в Португалии, а для разных рынков делается разная модификация элементов дизайна машины.

Или такой пример: у автомобиля обновилась какая-то деталь. Производитель провел фейс-лифтинг и теперь у машины другой бампер с фарами. В этом случае „передок“ машины просто заменят на новый. Получается тот же ролик, тот же автомобиль, но уже немного другой, обновленный».

«И таких мелких вещей полно, — рассказывает Павел Пунтус. — Например, в ролике Киа Рио 2017, который снимал „Парк Продакшн“ с режиссером Стюартом Хеллером, мы показывали процесс создания машины: сначала ее рисуют в VR, потом лепят в глине и потом она появляется уже готовая. И естественно, когда в кадре машина облеплена глиной — это CG.

Ведь в процессе настоящую машину можно поцарапать и испортить. Поэтому на площадке снимали машину, накрытую хромакейной тканью. С нее мы получили тени, оставили оригинальные колеса, а вот все глиняные элементы нарисованы в 3D. Дальше глина рассыпается и перед нами появляется автомобиль. И вот вариантов этого процесса — рассыпания глины — мы сделали, аж 29! VFX-супервайзером ролика был Михаил Коган».

«Естественно, иногда не обходится без накладок или сюрпризов, — рассказывает Михаил Коган. — Например, для создания этого ролика, который мы снимали в Лиссабоне, взяли актера огромного роста. Он был красивый, но двухметровый. Ему в салоне было банально тесно. Нам пришлось укоротить ему колено, чтобы зрителю машина не казалась маленькой и тесной».

Директор студии PPvfx Кир Скалецкий рассказывает: «Бывают ситуации, когда готовить рекламу начинают еще до того момента, когда есть действующие модели нового образца. Или когда действующие модели есть только в Германии, а съемку нужно делать в Кейптауне. Поэтому проводят съемку с очень похожим автомобилем, а потом его заменяют».

Время на создание 3D-автомобиля

«Бывает по-разному, — отвечает Кир Скалецкий. — Иногда клиент делится с производителем рекламы своим CAD-чертежом, это облегчает задачу по отрисовке машины и дает все детали и особенности пропорций данной машины в точности».

Кстати, насчет съемки. Здесь тоже не все так просто: у каждой машины своя динамика движения и взаимодействия со средой.

«Есть студия графики The Mill, она тоже делает рекламу, — продолжает Кир. — У них есть съемочный багги BlackBird — это машина, с помощью которой снимают несколькими камерами на 360 градусов изображение с высоким динамическим диапазоном в реальном времени. Физически — это автоплатформа, которая настраивается под любой автомобиль. У нее меняется шасси, расстояние между колесами и просвет между днищем и дорогой. Для съемки ей ставят колеса соответствующего автомобиля.

Иными словами, ее выстраивают под базу той машины, которую надо показать, и перепрограммируют на динамику этого автомобиля. То есть, ее подвеска работает, как у конкретной модели авто. Потом ее снимают для рекламы и само авто „отрисовывают“ в 3D, заменяя все, кроме колес. Колеса и их взаимодействие с дорогой оставляют, потому что оно уже было запрограммировано и отснято. И тень. Этот багги даже в аренду не сдают, потому что он всегда занят».

«У нас есть такой же риг, только цифровой, — делится Иван Опутин. — Мы тоже настраиваем все взаимодействия и динамку движения этого 3D-устройства и можем подогнать ее под автомобиль любой марки. А потом просто ставим сверху нужную форму и она будет натурально отрабатывать рельеф дороги».

Что важно во время съемки?

Критически важно иметь на площадке VFX-супервайзера, который соберет все нужные данные: карты окружения, данные по освещению и другие вещи. Еще очень важно до начала съемки иметь аниматик, который помогает выстроить свет и не упустить что-то важное.

Есть и очень интересные творческие задачи. Например, ролик Neste.

Это реклама финского масла Neste. Снимали ролик в Карелии. Его сценарий основан на эпосе Калевала, только его историю упростили и переработали под рекламу. Идея: автомобиль противостоит стихиям. Здесь эти стихии представили в виде хищных животных: волк представляет снег, а медведь — это стихия дождя. Машина едет в сложных погодных условиях, и ее мотор работает на масле Neste.

«Для ролика были специально сделаны иллюстрации в стиле книжной графики, — рассказывает Михаил Коган. — И с визуализацией зверей пришлось повозиться, чтобы было понятно кто какую стихию представляет, а также были видны и сами звери. Волк в анфас смотрелся слишком пугающе, а в рекламе ничего не должно пугать. Поэтому его поставили в профиль, и вся картинка сразу стала более графичной и понятной. А вот медведя, наоборот, спрятали в облаках в анфас, и его контур высвечивался молниями».

Грязь, которая брызгает из-под колес, сделана специально: на землю в углубление бросили брезент и налили в него воды. Для одного из кадров на видеостоке купили пейзаж с нужным ландшафтом. Засыпали дорогу снегом и поместили на нее автомобиль.

Актер, который играет отца в этой рекламе был с бородой, но в кадрах с ребенком машину ведет каскадер без бороды. Вместо того, чтобы приклеивать ему бороду, просто подняли подголовник сиденья так, чтобы закрыть его лицо. В кадрах, когда водитель смотрит на ребенка, актер сидит на месте пассажира. Его пришлось отзеркалить и приклеить ему родинку с другой стороны лица.

Интересные задачи

Изменение отражений — это очень частая история. Задача простая, при условии, что снята машина правильного цвета. Еще часто требуется изменить цвет машины.

«Мы сделали тест, можно ли снять одну машину, а потом раскрасить ее в разные цвета, — рассказывает Кир Скалецкий. — И оказалось, что не все так просто: черная машина слишком ярко блестит. И покрасить ее в белый цвет невозможно, потому что блики все равно слишком контрастные. А если снимать белую, то наоборот, сделать из нее черную не получится — по той же причине, блики выдадут „плотность“ цвета. Но оказалось, что из зеленой машины вполне можно сделать красную. Из красной получался почти любой цвет. Главное, чтобы „плотность“ отражений совпадала».

Музыкальные клипы

Разница между рекламой, клипами и кино заключается в том, что в рекламе все действие ролика разворачивается в идеальном мире. Водители даже не могут нарушить правила дорожного движения, поэтому приходится перерисовывать даже разметку на дороге, если съемка ведется с нарушением правил.

Конечно, дорога перекрывается для съемок, поэтому никакой опасности для нарушителей нет. Но разметку на дороге приходится потом редактировать. В клипах же нужна концептуальность и красота, чтобы картинка была интересной. Здесь даже дорогу смачивают специально, чтобы получить красивые блики. А в кино нужна шершавость, фактурность и реалистичность.

На съемках клипа Loboda «Instadrama» был интересный случай. Режиссер выбрал одинаковые старые мерседесы, которые, однако стоят достаточно денег, чтобы не желать их разбивать. Обычно, действительно находят очень старые машины без двигателей и бьют их, а потом уже дорабатывают. Но здесь решили полностью рисовать всю катастрофу.

«Наш VFX-супервайзер Иван Опутин приехал на площадку и попросил разогнать машину и нажать тормоз, чтобы посмотреть, как она „работает“, какая у нее динамика торможения, как все это происходит, — рассказывает Павел Пунтус. — Никто не знает почему сама Света Лобода села делать этот тест, а не какой-нибудь опытный водитель или каскадер. Она разгоняется на этой тачке по мокрому полу, давит тормоз, но тачка не останавливается. И Света врезается в другую тачку. Не хотели мы бить машины, позвали супервайзера, он попросил просто показать динамику. Разбили в итоге обе. И это никто не снял. Это был бы классный референс, но в этот момент камеры не работали».

В итоге команда студии PPvfx повторила павильон и мокрые полы. А также правильно настроила все деформации: здесь складывается каркас жесткости, двигатель уходит вниз, чтобы не убить людей. Сделано все, чтобы столкновение было убедительным. Красиво летят цифровые осколки.

«Реально сделать такое столкновение невозможно, — объясняет Павел. — Никакие каскадеры не сделают вылет через лобовое стекло так, чтобы соприкоснуться руками, как это показано на экране. Все было сделано в павильоне на тросах».

И еще в финале подростков на переднем плане отсняли, но передвинули так, чтобы поправить композицию.

«После публикации этого ролика нам начали писать, что это плагиат, — добавляет Павел Пунтус. — Оказывается, неделей ранее вышел клип Meek Mill ft. Drake с похожей катастрофой. Естественно, с разницей выхода в неделю никто ничего украсть не может, мы над этим клипом два месяца работали, его выход был запланирован на конец января. Поскольку это не эфир, и не реклама, под которую уже купили эфир и есть жесткий дедлайн, мы „допиливали“ осколочки и „долизывали“ все детали. Поэтому решили перенести выход ко Дню Святого Валентина. В итоге он был опубликован 13 февраля. И мы были не в курсе второго клипа, пока нам не начали писать об их схожести. Они действительно в чем-то похожи, но есть и различия — там, когда машины сталкиваются, по ним идет волна. У нас все несколько реалистичнее, поэтому волны нет».

Но сходство и правда удивительное.

Сериал «Чернобыль: Зона отчуждения»

В плане визуального представления, в частности автомобилей, эта работа корренным образом отличается от клипов и рекламы. Здесь требуется фактура, грязь и реалистичность картинки. Особенно компьютерной картинки.

В одной из серий сериала «Чернобыль: Зона отчуждения» есть сцена взрыва машины возле нашего МИДа. Для таких кадров обычно берется совсем «убитая» машина, с которой можно делать все, что угодно. Ее все равно потом заменят на компьютерную везде, кроме финальных кадров с уничтоженным транспортным средством.

«Разбитую Волгу подкинули пневмопушкой, — рассказывает Михаил Коган. — Внутри машины горела газовая горелка для создания подсветки. Потому что нельзя нарисовать пламя, не создавая эффект огня на окружающих его предметах. Без подсветки это пламя не вставится в кадр, и будет видно, что оно здесь — инородное тело. Поэтому хоть чуть-чуть подсветить было нужно.

В начале шота должна стоять целая машина, мы поставили туда 3D модель Chrysler Sebring, потому что их не отличить от Волги. И в момент кувырков мы ее меняем на реальную убитую машину. Здесь только маркеры с нее убрали. Маркеры нужны для синхронизации движения реальной и компьютерной машин».

Но кроме машины в этом кадре окружающие предметы, в частности — флаги на флагштоках — тоже должны реагировать на происходящее. Поэтому флаги здесь «отзываются» на взрыв. Естественно, это компьютерная симуляция ткани. В реальности же взрыва не было.

А что проще: нарисовать или реально подкинуть горящую машину?

«Даже сейчас лучше кинуть и осветить, — считает Михаил. — Остальное все можно нарисовать. Но нарисованный на пустом месте взрыв не работает. Без отблесков и света от огня хоть сколько рисуй, не будет убедительно. И если этого не сделали, то нужно будет моделить всю сцену в 3D и заново ее освещать, добавляя свет поверх всех объектов. Это сложнее и дольше, чем просто сделать нужное на площадке».

«Кстати, все проезды в машинах сейчас снимают на хромакее, — говорит Кир Скалецкий. — Потому что это быстрее, дешевле и можно добавить любой фон».

При создании любого фильма изначально собираются референсы, много разных аварий и записи краш-тестов, где можно посмотреть, как складывается гармошка, как летят осколки, вращаются ли они? Если в рекламе все нужно сделать красиво и идеально, то в кино нужно другое. Здесь надо, чтобы зритель не выпал из повествования. Нужно сделать реалистично и убедительно, чтобы зритель при просмотре думал не о том, как красиво полетели осколочки, а о персонажах и как это на них отразится.

Насколько можно отойти от правды жизни

«Студии графики часто рисуют более натуралистичную картинку, чем она в итоге оказывается на экране, — говорит Павел Пунтус. — Мы-то делаем по-настоящему, по референсам. А потом эти кадры смотрят режиссеры, продюсеры и начинается доработка: „Нет, это некрасиво, не кинематографично!“ И мы все вместе пытаемся найти баланс между красотой и реалистичностью».

Как говорится, любое дело кажется легким, пока не начинаешь им заниматься. А как только приступаешь, в нем оказывается тонна нюансов и сложностей!

Источник