Телевидение для геймеров и его перспективы в России

Согласно прогнозу SuperData Research, оборот рынка игрового видеоконтента по итогам 2017 года достигнет $4,6 млрд, опередив доходы некоторых традиционных спортивных лиг. Столь внушительной цифры удалось достичь всего за несколько лет, и очевидно, что крупные рекламодатели и медиакомпании не могли игнорировать прибыльный рынок, а потому попытки заработать на трансляциях игр предприняли еще во времена, когда не было сервиса Twitch. К примеру, в 2007 году бывший спортивный телеканал «7 ТВ» показал соревнования по Counter-Strike: Source. Но пойти дальше эпизодических трансляций и создать успешный ТВ-канал для геймеров получилось не у всех.

ОТ G4 К CYBER-GAME.TV

Одним из первых проектов в этой области является телеканал G4, дебютировавший в США в 2002 году и посвященный только видеоиграм. Конгломерат Comcast вложил в него $150 млн. Канал круглосуточно транслировался по кабелю и через спутник. Первоначальная аудитория G4 составляла около 3 млн человек, а в 2013-м телеканал был доступен в 61 млн американских домохозяйств (53% всех домохозяйств, смотрящих линейное ТВ). G4 закрыли в 2014 году — этому предшествовало изъятие канала из линейки спутникового оператора DirecTV, который сослался на слабый интерес аудитории и низкие рейтинги, а следом аналогично поступили кабельные операторы.

И все же свыше десяти лет в эфире — приличный срок для такого рода проекта. Российские телеканалы о видеоиграх протянули гораздо меньше. В 2007 году у нас одновременно стартовали Gameland.TV и Gameplay TV (позднее переименован в «Первый Игровой»). Первый продержался чуть больше трех лет и в 2010 году сменил концепцию. По сообщению медиакомпании Gameland, занимавшейся производством телеканала, переформирование произошло из-за желания расширить рекламную аудиторию. Второй просуществовал на год дольше, но также провел ребрендинг и стал музыкальным. Вышедший в эфир в 2013 году Cyber-Game.TV, по заявлению пресс-службы, не собирался повторять ошибки предшественников. В основу идеологии телеканала было положено обучение через развлечение. Как объясняли авторы, их проект был больше про философию, стиль жизни в виртуальном пространстве, но расширение тематики не помогло проекту, и спустя пару лет он тоже закрылся.

ЗАБОЛЕТЬ ИГРАМИ

Сегодня в России есть фактически один телеканал об играх — Game Show. Запущенный в 2015 году Gamanoid TV в октябре 2017-го заявил о временной приостановке вещания. При этом генеральный продюсер телеканала Game Show Наталья Чайковская считает, что игровой видеоконтент на телевидении востребован, так как видеоигры давно стали неотъемлемой частью современной жизни, а потому привлекают внимание зрителей и живо воспринимаются аудиторией. По ее убеждению, игры и киберспорт — крайне популярный тренд, так как для огромного количества людей это самый доступный и любимый вид досуга. «Многие обожают играть сами, другие с интересом наблюдают за виртуальными сражениями профессиональных игроков, кому-то интересно просто узнать о новинках в этой сфере, которая по масштабу сравнима с мировой индустрией кино. Телеканал Game Show объединяет всех этих людей», — отметила Наталья Чайковская. По ее словам, уникальность канала заключается в том, что он рассказывает об играх в разных преломлениях. «У нас есть чисто развлекательные программы, посвященные игровым новинкам и легендарным играм прошлого, трансляции с крупнейших киберспортивных соревнований, за которыми с каждым днем следит все больше людей, и даже образовательный контент, поданный в увлекательном ключе», —

пояснила она. Программы телеканала можно смотреть на платформах операторов «ВымпелКом», МГТС, МТС, «НТВ-Плюс», «Триколор ТВ» и «ЭР-Телеком», а также в рамках тематических блоков на сорока региональных каналах. Часть аудитории Game Show живет и в странах СНГ и Балтии.

Как рассказывает шеф-редактор Gamanoid.ru Роман Герасимов, их медиаплатформа много раз переформатировалась и переориентировалась. «Время идет, а наша аудитория становится более хардкорной. Сейчас мы, по сути, делаем контент для парней и девушек, не на шутку увлеченных игровой индустрией и всем, что с ней связано. Конечно, это не говорит о том, что казуальный игрок или более зрелая аудитория не найдут у нас ничего интересного, ведь наши авторы и ведущие — люди зрелые, адекватные и прекрасно ориентирующиеся в теме», — говорит он. Роман Герасимов отмечает, что в будущем редакции портала хотелось бы видеть среди своей аудитории еще больше интересующихся людей, болеющих играми или просто увлекающихся ими.

В Game Show подчеркивают, что ядро их аудитории — абсолютно разные люди. «Это заблуждение — думать, что видеоиграми увлекаются только школьники. Многие из тех мальчишек, которые с упоением играли на слабеньких компьютерах еще в 1990-е годы, сейчас выросли, имеют собственных детей и по-прежнему увлекаются играми. Именно поэтому среди наших зрителей есть как совсем юные геймеры, так и вполне сформировавшиеся личности с другими интересами и заботами», — настаивает Наталья Чайковская.

Кроме того, в последнее время большую популярность в киберспорте приобретают соревнования по футбольному симулятору FIFA. С увеличением количества таких турниров видно, как они привлекают внимание футбольных фанатов, изначально далеких от видеоигр. Вот почему отдельные программы Game Show создаются для семейного просмотра и тоже пользуются спросом. «Мы бы хотели и дальше расти, и развиваться со своей аудиторией. Это то, о чем мечтает каждый канал. Угадывать интересы наших зрителей, не отставать от мировых трендов в показе видеоигр и киберспорта, нащупывать свежие форматы, выпускать новые программы. И новые зрители обязательно будут появляться, потому что сама индустрия видеоигр привлекает все большую аудиторию», — уверена Наталья Чайковская.

 

ЧЕСТНЫЙ ИГРОВОЙ КОНТЕНТ

Телеканалы для геймеров стараются в первую очередь делать ставку на собственный контент, потому что это единственный способ предоставить зрителю что-то по-настоящему интересное. К тому же стремление к творческому развитию и реализации — главный личностный мотиватор в работе. По словам Романа Герасимова, в редакции Gamanoid.ru все строится вокруг людей: у каждого автора, стримера и ведущего своя персоналия, подход, видение, фишки. «Как бы мы ни “зашивались”, поделиться своим мнением и начать адекватное обсуждение с нашим зрителем — это всегда будет для нас приоритетом. Мы хотим нести ответственность за свои слова, мнение и материалы. Поэтому наши постоянные зрители и подписчики знают каждого из нас в лицо. Мы — команда индивидуальностей, которые до мозга костей болеют игровой индустрией и стараются поставлять максимально интересный, актуальный и честный игровой контент», — объясняет шеф-редактор Gamanoid.ru.

Наталья Чайковская также говорит о важности собственного контента. По ее словам, трейлеры или прохождения игр любой без труда посмотрит в Интернете, а вот узнать об игре что-то новое, получить информацию о ней в увлекательной и познавательной форме, разобраться в проходящих киберспортивных соревнованиях самостоятельно может уже не каждый. «На телеканале Game Show работают журналисты, которые способны вести зрителя за собой, неординарно подавать информацию. И то разнообразие контента, которое мы предлагаем своей аудитории, позволяет каждому выбрать для себя что-то интересное и полезное», — подчеркивает она.

ЛИНЕЙНОЕ ТВ ПРОТИВ СТРИМИНГА

Геймеры могут смотреть игры, да и сами стримить на платформах GoodGame, YouTube, YouTube Gaming и Twitch. Причем последний сервис показывает далеко не только игры. По сведениям самого Twitch, здесь насчитывается 15 млн активных пользователей ежедневно, а в 2017 году общее количество зрителей финального поединка ELEAGUE Major составило почти 1,3 млн. Такой аудиторией может похвастать не каждый нишевый телеканал. В этом смысле игровым ТВ-проектам нужно очень постараться, чтобы предложить что-то такое, чего нет у стриминговых платформ. Как говорит Роман Герасимов, они предлагают все тот же контакт со зрителем. «Это касается и нашего утреннего новостного видеодайджеста, и ежедневных игровых стримов. Нам не нужно “донатить” (жертвовать денежные и иные средства — прим. «Теле-Спутника»), чтобы услышать свой комментарий в эфире или получить ответ на интересующий вопрос. Не нужно втираться к нам в доверие, чтобы поучаствовать в эфирах со зрителями. Достаточно быть адекватным человеком, который уважает ведущих и других зрителей. Мы же, в свою очередь, общаемся с аудиторией на равных. Потому что мы такие же люди, как и те, кто нас смотрит», — отмечает топ-менеджер Gamanoid.ru.

Наталья Чайковская считает, что интересы геймеров не ограничиваются одними лишь прохождениями игр или киберспортивными соревнованиями, которые действительно можно посмотреть в Сети. Но даже в этом случае стрим в видеосервисе и профессиональная подача контента на ТВ сильно отличаются друг от друга. «У нас есть собственная студия, в которой игры могут комментировать профессиональные аналитики, куда мы приглашаем звезд. Телевизионная картинка позволяет расставлять акценты, показывать не только происходящее на мониторе, но и живые эмоции людей. Обычные трансляции можно перемежать сюжетами на тему. Все это дает совершенно иное восприятие!» — восклицает она. Да и потом, телевидение в сознании людей — большое значимое медиа: одно дело наблюдать за играми на интернет-канале даже с миллионом подписчиков, и совсем другое — включить телевизор и увидеть там любимую игру. По мнению Натальи Чайковской, этим и выделяется телеканал.

ГРЕЗЫ ПРОДЮСЕРОВ И РЕАЛЬНОСТЬ

Тем не менее статистика ясно говорит: у телеканалов, посвященных играм, незавидная судьба. Возможно, все дело в том, что в России не придумали успешную бизнес-модель ТВ-канала для геймеров? Роман Герасимов считает, что телевизионный формат в целом не очень подходит для игровой тематики, и касается это не только России и стран СНГ. «Конечно, продюсеры продолжают грезить о том, как ради трансляций киберспортивных мероприятий широкая аудитория начинает приобретать подписку на их канал, а очередное развлекательное реалити-шоу о геймерах взрывает Сеть, но это не так.

Игроки — это аудитория Интернета. Все, что необходимо любому геймеру, есть в Сети. Трансляции киберспорта — да, пожалуйста, вот вам бесплатный официальный мультикаст The International от Valve на Twitch в прямом эфире. Развлекательные тематические шоу? Вам на YouTube — качество многих топовых проектов не уступает телевизионному. Там же найдете и подходящий для себя художественный сериал, например серию смешных обзоров, прохождений, нарезку лучших моментов… Опять же бесплатно. И это только верхушка айсберга», — рассуждает Роман Герасимов. Он объясняет, что по этой причине вместо того, чтобы зарываться в заезженном ТВ-формате или с криками «Наш телек жив!» запускать зацикленную трансляцию повторов за последний год, редакция решила «усыпить» Gamanoid TV, опробовать кое-что, поэкспериментировать и разработать план. В чем состоит план, шеф-редактор Gamanoid.ru сообщать не стал, да и говорить об этом, по его словам, еще рано. Хоть Gamanoid больше и не является телеканалом, зато остается в статусе игрового СМИ. «Разница лишь в том, что сейчас для него приоритет — интернет-вещание, стримы, прямые эфиры и развитие портала. «Так даже проще — не нужно работать на два фронта, зато можно сосредоточить свои силы на чем-то конкретном и продолжать объединять вокруг себя преданных ценителей видеоигр», — добавляет Роман Герасимов.

В свою очередь, Game Show не ограничивается созданием контента только для геймеров или только для поклонников киберспорта, поэтому чувствует себя свободнее. Более того, объясняет представитель телеканала, у них есть собственная платформа для проведения соревнований, что позволяет устраивать турниры, интересные их аудитории. «Мы понимаем, что люди хотят видеть на современном игровом канале, прекрасно знаем аудиторию Game Show, и в этом заключается наше преимущество в общении с партнерами и рекламодателями», — заключает Наталья Чайковская.

 

Источник