UHD-контент всему голова
Недостаток контента в формате сверхвысокой четкости часто называют одним из главных препятствий для массового распространения стандарта 4K. При этом по-прежнему идут споры о том, считать ли Ultra-HD-контент премиальной услугой, а значит, продавать его за отдельную плату или включать наравне с другим контентом в общие пакеты.
Участники второй международной конференции Digital TV & Video in Russia — 4K & HDR, организованной издательством «Телеспутник», провели параллели между UHD и премиальностью и обсудили вопросы, какой контент следует снимать в сверхвысоком качестве и может ли премиальность контента заключаться только в качестве картинки.
4K НЕ ТАКОЙ, КАК ВСЕ
Сессия «Премиум контент: что нужно зрителю?» собрала представителей телекомпаний и студий, производящих премиальный контент. Об опыте производства телесериалов в формате 4K рассказала исполнительный директор телеканалов «Анекдот ТВ», «Оружие» и «Феникс плюс кино» Елена Антонович. Первой пробой кинокомпании «Феникс Фильм» (производитель российских сериалов) стали съемки телефильма «Такая, как все» в качестве Ultra HD.
Вторым ее 4K-сериалом будет проект под рабочим названием «Сезон дождей». Еще два восьмисерийных телесериала находятся на стадии подготовки. Объясняя причины перехода к контенту сверхвысокой четкости, Елена Антонович напомнила о том, что несколько лет назад крупные федеральные телеканалы мигрировали в формат HD и отныне уже не принимают видеоматериал стандартной четкости. «Именно поэтому мы хотим, чтобы наш контент долго оставался актуальным, был задел на будущее», — добавила она.
Однако миграция на Ultra HD не была простой. Для этого в течение нескольких лет проводилась подготовка и модернизация оборудования, был произведен апгрейд камер, закуплены мониторы и софт для цветокоррекции, увеличены вычислительные мощности, закуплено сетевое хранилище. По словам Елены Антонович, все это потребовалось для оптимизации обработки и хранения видеоматериала сверхвысокой четкости, который передается в офис на дисках по 5 Тб. Пришлось перестроить и работу съемочной группы в плане подготовки грима и костюмов — в высоком разрешении видны дефекты кожи или структуры одежды. Требовалось также больше времени на расстановку света, ведь технология Ultra HD улучшает контрастность и глубину цветопередачи. «Мы преодолели все сложности и можем производить в 4K параллельно несколько сериалов», — заявила напоследок Елена Антонович.
Тему 4K-производства продолжил генеральный директор телекомпании «Первый ТВЧ» Николай Орлов. Он высказал уверенность в том, что UHD-контент — это будущее отрасли, которое зависит от распространенности соответствующих принимающих устройств. В качестве примера он привел Южную Корею, где располагаются штаб-квартиры основных производителей 4K-телевизоров — LG и Samsung. В этой же стране функционируют операторы KT Corporation и SK Telecom, у каждого из которых свыше 500 тыс. подписчиков на каналы 4K. В России же, по наблюдениям Николая Орлова, операторы все еще экспериментируют и выбирают бизнес-модель: одни включают 4K-каналы в отдельный платный пакет, другие — в базовый, третьи предлагают их а-ля карт. Что касается телекомпании «Первый ТВЧ», сейчас она адаптирует инфраструктуру под 4K. «Купили камеры, снимаем экспериментальный контент в формате сверхвысокой четкости, будет первый проект», — сообщил Николай Орлов.
Критерии премиальности контента пояснил автор, ведущий и продюсер телеканала «Охотник и рыболов» Владимир Солопов. По его мнению, к таким критериям относятся идея и актуальность контента, приправленные харизмой ведущего. Важна также картинка и постпродакшн. «Если взять нишевый телеканал с узкой тематикой, он может опираться на авторские проекты. Как автор программ я всегда стараюсь сделать их максимально качественно, насколько это у меня получается, даже вне зависимости от бюджетов», — объяснил свой подход Владимир Солопов. К примеру, для создания ролика «Подледный мир» съемочная группа разработала собственное оборудование, которое позволило снимать рыбу под водой. Уникальность решения заключается в системах, помогающих опускать съемочное оборудование под воду. Другой кейс: для летней съемки был создан корабль с несколькими камерами, управляемый при помощи дистанционного пульта, передающего сигнал по Wi-Fi. В результате оператор, управлявший кораблем с пульта на расстоянии 50—70 метров, мог показать, что происходит в момент, когда рыба клюет. «Такого в мире пока еще никто не делал», — подчеркнул Владимир Солопов. Однако, по его мнению, одной видеосъемки недостаточно — важно объединить ее с харизмой ведущих и насытить картинку дизайнерскими элементами, и тогда контент действительно может стать индивидуальным и информативным. «Премиальный контент — это качество картинки, которую зритель в обычной жизни увидеть не может», — заключил Владимир Солопов.
Автор и ведущий программ телеканала «Охотник и рыболов» Валерий Кузенков рассказал о сложностях съемки охоты: работая обыкновенными камерами, приходится следить за жизнью животных в дикой природе. Он уверен, что телезрителю важна красивая картинка и наполняемость контента. В российской глубинке большое количество людей смотрит канал «Охотник и рыболов» потому, что многие живут, что называется, с охоты и рыбалки. Например, в Хабаровском крае, где рыболовный промысел составляет определенный процент местного ВВП, телеканал «Охотник и рыболов» смотрит 14% жителей. По словам Валерия Кузенкова, зрителям нравится элемент обучения: когда они смотрят программу, то хотят знать, как живет тот или иной вид животного, как питается, как на него охотиться. В программах телеканала ведущий также регулярно общается с местным населением, ведь многим интересно, чем живут охотники в том или ином регионе. «Когда мы снимаем, то стараемся жить внутри программы. Нам бы хотелось, чтобы зритель тоже жил вместе с нами», — добавил Валерий Кузенков.
В качестве примера востребованного интернет-пользователями контента представители телеканала назвали 15-минутный ролик охоты на дикого кабана, который за год и три месяца набрал на YouTube свыше миллиона просмотров. «Для охотничьей программы это очень много, потому что, как вы понимаете, охота не везде приветствуется», — подчеркнул Валерий Кузенков. Оценивая эффект YouTube для популяризации телеканала, в «Первом ТВЧ» отметили, что диджитал — это дополнительная аудитория. «Не секрет, что телевизор смотрят одни люди, а в компьютере и смартфоне “живут” другие. Мы считаем, что это наша дополнительная аудитория. Таким образом мы увеличиваем охват», — заключил Николай Орлов.
ЗВУК ОТСТАЕТ ОТ КАРТИНКИ
О трудностях производства контента сверхвысокой четкости рассказал генеральный директор Paramax Films Амос Розенберг (Amos Rozenberg). По его словам, во Франции эта медиакомпания была одним из пионеров 4K, начав работать с данным форматом в 2013 году. Первое, с чем столкнулся Paramax Films, — недостаток дисковой емкости и высокая цена оборудования. В плане хранения один файл качества Ultra HD надо умножать на четыре в сравнении с файлом HD. С другой стороны, это не такая большая проблема, потому что жесткие диски нужной емкости более-менее доступны. То же касается камер для съемки в 4K — они более дорогие. Следующий момент — оптика. В идеале нужно использовать фотообъективы, они тоже недешевые. Качественный объектив лучше передает детализацию картинки.
Как рассказал Амос Розенберг, всякий раз, готовя материал в новом формате, надо понимать, какие технические проблемы приходится решать, и оставаться в тесном контакте с производителями телевизионных систем. «Пионеры всегда сталкиваются с большими рисками», — уверен он. При съемке концерта в 4K важно уметь находить самые интересные ракурсы. При стриминге концерта через Интернет необходимо обеспечить как картинку сверхвысокого разрешения, так и широкий динамический диапазон, большую глубину цвета. «Независимо от жанра музыки, съемка в 4K HDR придает продукту дополнительную ценность», — добавил глава компании Paramax Films, которая в том числе специализируется на видеозаписи концертов.
Наряду с картинкой очень важно качество звука. С этой целью Paramax Films старается поддерживать тесный контакт с аудиоинженерами. «Многое зависит от качества микрофонов. Многие просто не понимают, что для разных музыкальных инструментов нужны свои типы микрофонов. Это принципиально важная вещь! Разница между стереозвуком и форматом 5.1 такая же, как между черно-белым и цветным телевидением. Однако, что касается качества и детализации звука, индустрия по-прежнему как бы застряла в эпохе черно-белой картинки. Здесь нужны подвижки», — объясняет Амос Розенберг.
Президент Saint Thomas Productions Бертран Луайе (Bertrand Loyer) посвятил выступление тому, как 4K помогает экономить средства. «Мы используем данный формат с 2009 года, много инвестировали в него и в новые методы съемки. Контент сверхвысокой четкости не только сохранит нам активы, но и преумножит их, мы даже пойдем на новые рынки», — рассказал президент Saint Thomas Productions.
По словам Бертрана Луайе, при съемке в 4K накапливается большой объем данных. На сегодня компания записала 33 ТБ съемочного материала. В качестве накопителя Saint Thomas Productions использует ленточный привод LTO на 4 ТБ, который стоит около €350. Бертран Луайе уверен, что это не такие большие инвестиции. В то же время 4K-камеру можно приобрести не дешевле чем за $20 тыс., включая аксессуары. Комплект линз обойдется в сумму порядка $15 тыс. Как вспоминает глава Saint Thomas Productions, в 2009 году стоимость производства 4K-контента была на 50—60% выше стоимости производства программ в обычном качестве, однако через три года, в 2012-м, они сравнялись.
Плюс 4K заключается в том, что за счет сверхвысокого разрешения можно создать эффект зума — просто нужным образом кадрируя картинку. При этом Бертран Луайе убежден, что будущее стандарта сверхвысокой четкости заключается в поддержке им расширенного динамического диапазона (HDR). Однажды французская компания провела тест, в ходе которого демонстрировала зрителям контент разных форматов. Оказалось, что с определенного расстояния до телевизора участники теста не смогли увидеть разницу в четкости между Full HD и Ultra HD, но сразу распознали контент в HDR за счет насыщенных цветов. «Инвестируя сейчас в 4K, вы инвестируете в будущее», — подвел итог своему выступлению Бертран Луайе.
КОНТЕНТ ПЛЮС ВЕНДОР
Генеральный директор компании Amedia TV Денис Горшков рассказал о важности синергии контента и производителя и посетовал на то, что скачка в качестве, который был между SD и Full HD, в случае с Full HD и 4K HDR не наблюдается. Со временем стало ясно, что развитие и монетизация контента высокой четкости — это более сложная история. Глава Amedia TV уверен, что основная роль в продвижении новых форматов принадлежит вендорам и возможностям контента. Он вспомнил формат Blu-ray, который остался по сути единственным способом физической дистрибуции контента. «Он развивается как раз за счет 4K-Blu-ray-накопителей. Например, в США диски Blu-ray с топовыми фильмами и сериалами стоят по $50—60. Это небольшая ниша, тем не менее она емкая, аудитория по-прежнему покупает этот контент», — отметил Денис Горшков.
Гендиректор Amedia TV уверен в том, что производители телевизоров — основные двигатели 4K HDR. В пример он привел Южную Корею, которая является самым емким рынком в использовании и развитии новой технологии, где весь контент снимается в 4K, а эфирные телеканалы начинают регулярно вещать в формате сверхвысокой четкости. Причина здесь в том, что именно изготовители 4K-телевизоров двигают производство соответствующего контента — чтобы было чем насыщать и за счет чего продвигать свое оборудование. Другой пример положительной синергии контента и производителя — японская Sony, которая не только создает телевизоры, но и выпускает контент через свою «дочку» Sony Pictures Entertainment. Сама Amedia TV лишь недавно начала продвигать 4K в России, опять же совместно с вендором. Суть кампании в том, что пользователь приобретает дорогой телевизор, поддерживающий 4K HDR, и бесплатно получает доступ к соответствующему контенту.
С точки зрения агрегаторов контента и нелинейных платформ, флагманом продвижения стандарта 4K является сервис Netflix, практически все новые сериалы которого снимаются в формате сверхвысокой четкости. Первым был «Карточный домик»: в 2011 году второй сезон сериала дебютировал в 4K и до сих пор выходит в данном формате. Гендиректор Amedia TV отметил, что если на платформе Netflix контент 4K доступен в любых приложениях и на ТВ любых производителей, то контент Sony Pictures Entertainment можно посмотреть только на телевизорах Sony. Таким образом компания стимулирует продажи собственных телевизоров.
Однако важен в первую очередь сам контент, а не разрешение, в котором он снят. «Что бы было, если бы “Игра престолов” вышла в 4K? Безусловно, это помогло бы нам, в первую очередь в промо-кампаниях с производителями телевизоров. Монетизировалось бы это дополнительно? Я не уверен. Все-таки сам контент первичен», — пояснил Денис Горшков. Он уверен, что «Игра престолов» — самодостаточный премиальный продукт. Если к качественному контенту добавляется поддержка 4K HDR, его проще продвигать, но не более того.
В качестве еще одного примера гендиректор Amedia TV привел Amazon и Netflix, 4K-контент которых входит в основную подписку и его наличие ничего не добавляет к стоимости пакета. Недавно компания Apple анонсировала обновленную ТВ-приставку с поддержкой 4K HDR и пообещала не взимать за фильмы в сверхвысокой четкости дополнительную плату. «С одной стороны, это хитрый маркетинговый ход, с другой — он развернет рынок к тому, что контент в HD и 4K будет стоить одинаково. То же самое в свое время было с SD и HD, когда разница в качестве ничего не стоила, а пользователь выбирал формат в зависимости от имеющегося у него устройства», — подытожил Денис Горшков.