Виртуальная реальность как образ будущего социального ТВ
Андрэ Гуалда, старший советник в компании Ericsson ConsumerLab, рассуждает в своём блоге о будущем телевидения, эволюции телепросмотра и роли виртуальной реальности в данном процессе. Далее Mediasat публикует прямую речь господина Гуалда с небольшими стилистическими правками.
Как выходец из традиционной бразильской семьи, я очень хорошо помню «ритуал просмотра теленовелл», когда после обеда мои родители, братья и сёстры садились перед экраном телевизора в гостиной – словно перед камином – и смотрели последнюю серию теленовеллы, которая в это время транслировалась в эфире. Никто не имел права разговаривать до начала рекламного блока, все сидели молча на протяжении целого часа, и только таким образом тогда и смотрели ТВ.
ТВ стало более персонализированным
Прошли годы, и ритуал изменился. Телевизоры стали более дешёвыми, и постепенно начали появляться в каждой комнате дома. Затем появились смартфоны, добавив большее разнообразие при потреблении видеоконтента. Потом – планшеты, YouTube и прочие платформы, дающие возможность смотреть телепрограммы по запросу.
И вот сегодня я могу с уверенностью сказать о том, что ритуал изменился до неузнаваемости. Моя семья по-прежнему собирается в гостиной, однако моя сестра теперь смотрит контент с платформы Netflix на экране своего планшета, мой папа развлекается со смартфоном, просматривая на его дисплее видео с YouTube, рекомендованное ему друзьями через WhatsApp. А моя мама, наверное, единственная из всей семьи продолжает смотреть в экран телевизора, но даже она то и дело проверяет свой телефон. Телевидение стало более индивидуализированным, и исследования, проведенные нами в ConsumerLab, отображают данную тенденцию, указывая на то, что в настоящее время почти 60% потребителей по всему миру предпочитает смотреть контент по запросу, в удобное им время. В 2010 году таких было менее 40%.
Может ли виртуальная реальность вновь разжечь огонь телевидения?
Однако, похоже, зарождается новая технология, потенциально способная вновь разжечь огонь телевидения и вернуть в наши дома традицию смотреть телевизор всей семьёй, пускай и совершенно по-иному. Если вы сейчас подумали о том, что я говорю о виртуальной реальности (VR), то, поздравляем, вы правы! В этом году при подготовке 8-го издания отчёта ТВ и Медиа мы использовали совершенно новую методику исследований, давшую нам возможность опрашивать потребителей и обсуждать с ними телевидение в разрезе погружения в мир виртуальной реальности.
Результаты исследований совершенно меня ошеломили, и однажды я решил вместе с ещё 15 людьми испытать возможности, предлагаемые VR-копией песчаного пляжа на берегу Карибского моря. И, находясь на этом пляже, мы решили все вместе посмотреть смешные ролики с YouTube на большом, похожем на кинотеатральный, VR-экране.
Сложно представить, правда? Возможно, картинка, размещённая ниже, сможет хоть частично проиллюстрировать тот опыт, который мы получили. Впрочем, мне так и не удалось сделать скриншот в разрешении, способном адекватно передать то, что я видел своими глазами.
Виртуальная реальность станет фундаментом для телесмотрения будущего
Получив такой опыт, я смог намного легче понять то, почему же пользователи технологий VR столь положительно воспринимают возможность их развития, а также природу появления соответствующих приложений для телевидения и видео. По сути, более 55% пользователей технологий виртуальной реальности уверены в том, что уже в ближайшие пять лет виртуальная реальность станет основой взаимодействия с телевидением, и наши исследования показывают, что более трети потребителей по всему миру могут к тому времени стать пользователями виртуальной реальности.
Причём виртуальная реальность будет не только задавать тон социальному просмотру, она также даст зрителям возможность получать у себя дома ощущения, аналогичные тем, которые у них возникают при просмотре фильмов в кинотеатрах, даже если в их домах нет экранов! Либо возможности погружаться в контент таким образом, какой они и не могли себе представить. К примеру, наблюдать за прямыми трансляциями футбольных матчей, ощущая себя на стадионе, среди толпы болельщиков!
Сегодня я больше не являюсь поклонником дневных драм, идущих на телеэкране. Однако, если технологии виртуальной реальности позволят мне бродить внутри сцен теленовеллы и наблюдать за ними вместе со своими родственниками (при том, что сегодня нас разделяют тысячи километров!), я с удовольствием приму такое будущее!