Вытеснит ли LTE эфирное вещание?
На сегодняшний день уже немало написано о том, что благодаря своей природе «индивидуальной раздачи» через IP и сотовые сети, однонаправленная передача видео является крайне неэффективной, и в силу этого вряд ли сможет вытеснить эфирное вещание.
Однако журналисты Radio Magazine выразили опасения касательно новой технологии. Да, это далеко не новость (статья, на которую ссылаются журналисты ниже, была опубликована еще в прошлом году), однако это то, о чём вещатели не знают – по меньшей мере, пока не знают.
Изначально статья вышла на сайте Broadcastbridge. Мы воспользуемся отрывками из нее, для того чтобы составить общее представление об LTE-вещании.
«Технология LTE-вещания основана на использовании спецификации многоадресного интерфейса eMBMS (усовершенствованная мультимедийная служба многоадресной передачи данных), который был разработан для одновременной передачи большому количеству зрителей различного контента, включающего в себя файлы, предупреждения о чрезвычайных происшествиях, а также видео. Во всех случаях преследовалась цель – избежать потребления дополнительной полосы для одновременной передачи одних и тех же данных во время нескольких однонаправленных сессий, что может стоить немалых денег в случае передачи HD-видео».
В статье много говорится о телевидении и о том, что сотовые компании хотят иметь возможность доставлять телевизионный контент одновременно как можно большему количеству зрителей. Но есть кое-что ещё.
Вон наиболее пугающая цитата: «…несмотря на то, что изначально интерес к LTE-вещанию проявляли те, кто вёл прямую трансляцию с различных мероприятий, данная технология также претендует на право быть использованной при проведении полномасштабных трансляций телевизионных и радиопрограмм благодаря поддержке одночастотных сетей (SFN)».
Неудивительно, что те, кто почувствовал скрытую угрозу для себя от этой новой технологии, разволновались не на шутку. В частности, речь идёт о Европейском Вещательном Союзе (EBU).
«В EBU провели тщательное пошаговое сравнение между технологиями LTE-вещанияи технологией наземного эфирного цифрового вещания второго поколения DVB-T2, результаты которого были опубликованы в начале 2014 года».
«EBU издал два отдельных, но связанных между собой отчёта, один – посвящённый анализу эффективности использования частотного спектра, второй – разнице в ценах (как по операционным затратам, так и по капитальным расходам). Анализ проводился с использованием нескольких сценариев приёма – на стационарную наружную антенну, в автомобиле, на переносное устройство на открытом воздухе, в доме возле открытого окна, в глубине дома. Ещё одной переменной был ISD (расстояние между точками) – дистанция между двумя соседними базовыми станциями, которая в процессе анализа варьировалась от 1 до 10 километров.
«Главный вывод из этого первого исследования состоит в том, что технология LTE-вещания может обеспечить надёжную передачу линейных программ в плотных сетях, наличие которых характерно прежде всего для городских агломераций. Аналогичный отрицательный вердикт был вынесен и в плане стоимости. В процессе проведения исследования в EBU выяснили, что в очень плотных конфигурациях стоимость организации LTE-вещания будет в 25-30 раз выше существующих вещательных сетей, однако в менее плотных конфигурациях этот показатель падает до 7-8 раз при сохранении надлежащей эффективности использования спектра. Соотношение затрат к качеству падает ещё больше, если требуется приём в глубине помещения, где LTE-вещание показывает высокие результаты.
Понятно, что в городских агломерациях LTE-вещание имеет какой-то смысл.
«Также стоит учесть возможность получения доходов от размещения рекламы и информации на основе определения места приёма, и не только на спортивных мероприятиях или концертах, но и в местах, где люди постоянно собираются в больших количествах – к примеру, в аэропортах, универмагах, студенческих кампусах. Эти места могут стать прибыльным рынком для LTE-вещания, поскольку оно поддерживает возможность одновременной многоадресной передачи одного и того же контента».
Похоже, что сотовые компании уже плотно заинтересованы во вхождении в вещательный бизнес. А если учесть, что они поставляют сигнал на мобильные устройства, которые люди действительно хотят использовать всё чаще, то это действительно тревожно.