Кто такой креативный продюсер и как им стать

С чего начинать погружение в профессию, какой бэкграунд будет полезен, с какими трудностями придется столкнуться в процессе и почему это интересно — узнали на мастер-классе Максима Полинского и Николая Булыгина, креативных продюсеров «Мажора» и «Троцкого».

В рамках образовательной платформы на открытом фестивале студенческих и дебютных фильмов «Святая Анна» состоялся разговор на тему «Креативный продюсер: кто это и как им стать?». Своим опытом поделились Максим Полинский и Николай Булыгин — креативные продюсеры сериалов «Мажор» (2-3 сезоны), «Метод» (1-2 сезоны), «Троцкий» и полнометражных фильмов «Килиманджаро», «В спорте только девушки». Также они выступили режиссерами эпизодов альманаха «Ёлки последние», сериала «Мажор 2» и монтировали проекты «Ёлки», «Кухня в Париже», «Духless», «Духless 2» и «Бесы».

Вместе со спикерами разбираемся, в чем обязанности креативного продюссера и чем эта профессия отличается от зарубежных аналогов.

Кто такой креативный продюсер

Как выяснилось, ответить однозначно довольно сложно. Само понятие появилось в нашей стране давно — как альтернатива американским шоураннерам, однако, как и любое заимствование, со временем приобрело дополнительные значения.

Мы привыкли считать, что продюсер — это тот, кто запускает проект, ищет спонсоров, участвует в подборе команды, имеет право голоса (часто — решающее) на всех стадиях производства фильма или сериала (речь, прежде всего, о телевизионных проектах). Что меняет в данном случае приставка «креативный»? Очевидно, предполагает, что продюсер будет не только советовать и решать организационные вопросы, но и непосредственно участвовать в съемочном процессе.

Контроль над всеми этапами творчества — от момента выбора проекта, подготовки к запуску, непосредственно съемок до монтажа и выпуска готового продукта — основная задача креативного продюсера.

Описание в теории выглядит понятно, но на практике все часто бывает иначе.

Максим и Николай рассказали, что пришли в это направление из постпродакшна — оба начинали свой путь в кино режиссерами монтажа и до сих пор ими остаются. По их словам, такой бэкграунд сильно помогает — позволяет видеть процесс заранее, уже во время съемок понимать, каким образом можно снять сцену, даже не имея на руках предварительных раскадровок и находясь в жестких условиях ограниченного времени (что в производстве наших сериалов не редкость, но об этом ниже). На некоторых проектах они выступали режиссерами, что тоже позволило овладеть незаменимыми в работе навыками.

Не менее важны и организационные способности. В цепочке студия-продюсер-режиссер у каждого есть собственное видение, и задача креативного подюсера — соблюдать баланс интересов, чтобы качество итогового продукта удовлетворяло авторов и аудиторию.

Получается, что универсального списка должностных обязанностей у креативного продюсера нет. Творческий и организационный контроль проекта на всех этапах производства — лишь основа профессии, на которую могут накладываться самые разные функции.

Отличие от зарубежного опыта

В Америке шоураннеры — это, как правило, сценаристы и исполнительные продюсеры в одном лице. Они придумывают идею, пишут сценарий и берут контроль над его реализацией. Достаточно вспомнить громкие сериалы последних лет: «Теория большого взрыва», «Безумцы», «Американская история ужасов», «Игра престолов», «Оранжевый — хит сезона», «Фарго». Шоураннеры каждого из них — профессиональные писатели, драматурги, сценаристы с внушительным списком успешных ТВ-проектов.

В России, как рассказали Максим и Николай, сценарный опыт — вовсе не обязательная ступенька на пути к должности креативного продюсера. Но есть важные требования, которые никто не отменял. Прежде всего, знание основ драматургии. Независимо от того, берет ли продюсер в работу готовый сценарий, ищет ли сценаристов, которые воплотят его идею, или самостоятельно создает новый проект с нуля, он должен «вести» героя по всей истории, не нарушая драматургическую структуру и держа в уме все детали сюжета. Одним словом, с текстом в любом случае придется работать — переписывать и дорабатывать сцены, редактировать существующие, сочинять новые.

Особенности российского производства

Прочитав книгу Нила Ландау «Дорожная карта шоураннера», которая вышла у нас несколько лет назад, можно составить представление о специфике профессии, узнать об особенностях работы на разных проектах, однако чужой опыт всегда приходится трансформировать и адаптировать для конкретных условий работы.

Работа креативного продюсера — интересный микс различных творческих задач, потому и звучит так привлекательно. Но понимать, с чем придется столкнуться в процессе, лучше на берегу.

Не секрет, что принципиальное отличие ТВ от кино — быстрота реакции на происходящее. Новостной поток требует моментального реагирования на изменение ситуации, примерно того же ждет зритель и в случае с развлекательным контентом. Однако здесь есть свои особенности.

В первую очередь они касаются сжатых сроков производства. Запуская какой-либо проект, наши зарубежные коллеги, по словам специалистов, более тщательно подходят к подготовительному периоду: нередко он растягивается на несколько лет. У нас же это может быть довольно быстрым решением. К примеру, написание сценария, подбор локаций, кастинг, съемки и постпродакшн сериала «Троцкий» заняли всего 15 месяцев — рекордный период для 8-серийного проекта.

Работая в такие сжатые сроки приходится максимально быстро оптимизировать процесс для решения самых разных задач одновременно.

Кроме того, для запуска проекта на западе студии необходим не только готовый сценарий первого сезона, но и краткий синопсис последующих (если они запланированы), чтобы общая линия развития героев была ясна. Анализ рейтингов, безусловно, важен — в случае неудачи сериал закроют после первого сезона. Очевидно, что студии охотнее поддерживают уже полюбившиеся зрителям истории, чем запускают новые.
Продолжения российских телесериалов, по словам Полинского и Булыгина, могут придумываться именно на основании хороших цифр, что сразу осложняет работу над всеми этапами проекта.

Отсюда ключевая функция креативных продюсеров — умение подключаться ко всем процессам. Пожалуй, в киноиндустрии нет альтернативных мультиспециалистов, ведь в большинстве случаев каждый отвечает за свой участок. Сколько бы времени ни прошло от запуска до реализации, креативный продюсер проходит с проектом весь путь — от начала до конца.

Где и как учиться

Залог успеха в любой профессии — сочетание теоретических и практических навыков, баланс качества и количества.

Единого пути в эту профессию нет. На примере спикеров становится понятно, что погружение в процесс может стать лучшей школой, чем прочная теоретическая база. Мастерство сценариста — отличная основа для будущего креативного продюсера на подготовительном этапе, а технические навыки или опыт режиссера незаменимы в съемочном процессе.

Источник