Баатр Бахитов, ФСМ «Триколор»: «У Интернета пока серьезной конкуренции со спутником нет»
Баатр Бахитов, руководитель компании, занимающейся продажей, установкой и сервисом спутникового оборудования в Калмыкии, а также выступающий официальным представителем оператора «Триколор», рассказал «Телеспутнику» о востребованности спутникового телевидения в регионе.
Наша зона обслуживания — вся Республика Калмыкия. Работаем мы тут уже очень давно, более 15 лет. Начинали заниматься эфирным телевидением — обычными антеннами. После этого пошла установка спутниковых комплектов на спутники «Ямал», Hotbird и прочие. Все это мы проходили, ездили по всей республике. Территория у нас очень большая, и за все время работы мы побывали практически в каждом уголке.
Сейчас мы находимся непосредственно в столице республики — городе Элисте, в основном обслуживаем близлежащие пригороды и районы области. Однако не отказываемся от поездок в какие-то другие точки региона, вопрос лишь в транспортных расходах, которые компенсирует клиент.
Откровенно говоря, у нас налажена другая схема — мы сотрудничаем с рядом мелких дилеров.
На текущий момент мы работаем как ФСМ (фирменный склад-магазин, — прим. «Телеспутника») «Триколор», то есть выступаем в роли официального представителя и можем давать клиенту выгодные условия, чтобы он не переплачивал за тот же обмен оборудования. При этом через разные сервисы доставки и другими способами мы налаживаем логистику до небольших населенных пунктов, где есть свои монтажники-партнеры, чтобы клиент на выходе получил оптимальное соотношение цены и качества.
Изначально мы занимались всеми брендами. Впоследствии один из магазинов мы сделали специализированным под бренд «Триколор». Нам предложили этот формат года через два после того, как стартовала вся эта история с ФСМ.
От других операторов мы не отказываемся, потому что у нас уже есть наработанная клиентская база по тем же «НТВ-Плюс» и «Телекарте». Их клиентов мы обслуживаем в другом офисе.
Да, конечно. У нас обширный ассортимент. На одном спутниковом телевидении бизнес не вытянешь. Да и самому клиенту иногда нужно что-то еще, а это расширяет нам товарную номенклатуру — мы увеличиваем ассортимент от клиентских запросов.
На текущий момент у нас по номенклатуре более 10 тыс. наименований, начиная зажигалками или розетками и заканчивая кондиционерами или видеонаблюдением. Все это есть как в наличии, так и на заказ. В целом мы закрываем несколько направлений: спутниковое, электрооборудование — те самые розетки, лампочки, мелкая бытовая техника, цифровое телевидение.
Также мы являемся сервисным центром — производим ремонт оборудования, то есть создаем условия для конечного клиента. Чтобы он не искал, где можно решить возникшую проблему, а мог покупать и обслуживать оборудование в одном месте.
Калмыкия очень долго ждала цифрового вещания, так как аналог был очень плох. В городе и ближайшем пригороде это было не так заметно. Хуже всего качество сигнала было в сельских регионах — в отдалении от телецентра или районной вышки. Порой людям было доступно только 1-2 канала.
Когда пришел первый, а затем и второй мультиплекс, мы одними из первых начали продвигать цифровые боксы. Люди начали потихоньку осваивать новую технологию, пошло сарафанное радио. На этом потоке мы хорошо поставили продажи.
Кстати, на цифровой рынок мы заходили с китайских приставок. Пилили дополнительное ПО, чем, кстати, занимаемся по сей день совместно с партнерами.
Для примера вспомним время зарождения «Триколора». Когда просмотр каналов был бесплатным, люди готовы были покупать оборудование по цене, соизмеримой со своей месячной зарплатой. При абонентской плате в 600—900 рублей люди расставались с деньгами все еще легко. Правда, тогда и цена комплекта снизилась. С появлением тарифа за 1,2 тыс. рублей люди призадумались — уже тогда нашим продавцам пришлось объяснять, что транспортировка сигнала и спутниковые емкости стоят денег. После некоторых объяснений человек действительно приходил к мысли, что это нормальная цена.
С вводом новых тарифов — по 1,5—2 тыс. рублей — мы стали замечать негативную динамику, но все опять же обуславливается контентом и сервисами.
Продажи телевизоров с поддержкой 4К есть. В сетевых магазинах практически 50% ассортимента — Ultra HD, остальное — HD. Когда клиент покупает новый телевизор, он видит разницу между HD и Ultra HD, условно, в 5 тыс. рублей и, конечно, больше склоняется к Ultra HD с мыслью: «Куплю и забуду. Пусть и переплачу сейчас, но через 5 лет еще останусь в тренде».
Купив телевизор, клиенты начинают задумываться: а что на нем смотреть? Приходят к нам, и мы рассказываем, что пока доступно лишь семь каналов, а оборудование стоит порядка 10 тыс. рублей. Услышав это, почти все решают подождать, пока стоимость оборудования снизится или появится больше контента.
Я думаю, если бы каналов стало больше, народ активнее бы приобретал приставки с поддержкой 4К. Аналогичная ситуация была и с HD, когда этот формат только появлялся.
Отдельные клиенты все-таки приобретают оборудование Ultra HD. В основном это люди, которые уже заранее все прочитали, включая отзывы на приставки, то есть им не нужна помощь в выборе — они уже все знают. С ними, кстати, гораздо проще работать. Они приобретают осознанно, делают все сами — без вопросов, недопонимания и возвратов. Есть, конечно, и небольшая доля тех, кого мы подводим к покупке сами. Рассказываем, сравниваем, предлагаем. Но пока таких потребителей 4К крайне мало.
В нашей республике хороший Интернет появился только 4-5 лет назад. Года через два в комплект к Интернету появилось IPTV, и люди им активно пользуются. Но по большей части эта услуга востребована в многоквартирных домах, так как подключить оптику в частный двор бывает весьма проблематично. Поэтому люди, живущие «на земле» — в частных дворах — смотрят либо эфирную цифру, либо спутниковое телевидение (в большинстве случаев).
Массовый потребитель сейчас только начинает осваивать интернет-сервисы. Идет реклама, поступают предложения от провайдеров и постепенно народ пробует. Так что пока серьезной конкуренции со спутником нет.
На местном рынке спутникового телевидения мы занимаем хорошую позицию. Но мы занимаемся не только телевидением. К примеру, мы подключаем спутниковый Интернет, в том числе корпоративным клиентам. И в нашем регионе работа по этому направлению есть, потому что есть доля компаний, которые расположены там, где в ближайшее время альтернатив спутнику не будет — те же животноводческие стоянки, фермерские хозяйства.
Поэтому для нас все позитивно и перспективно. Конечно, работы было бы еще больше, если бы у людей были деньги. К сожалению, все перспективы упираются в доходы населения.