Глава отделения по ТВ- маркетингу в Ericsson Анна-Луиза Бьюик проанализировала итоги недавней трансляции боя между Флойдом Мэйуезером и Мэнни Пакьяо, и сделала определенные
выводы на тему влияния бокса на платное телевидение.
Компания Ericsson недавно поддержала PSSI Global Services в мероприятии по организации платной прямой трансляции матча по боксу между Флойдом Мэйуезером, теперь уже в 48-ой раз отстоявшего звание «непобедимого», и Мэнни Пакьяо, чемпионом мира в разных весовых категориях. И поскольку бой транслировался как через спутниковые, так и кабельные и IPTV-сети по всему миру, по предварительным подсчетам, он стал крупнейшим спортивным событием, реализуемым по модели pay-per-view (заплати и смотри), в истории ТВ. «Это достойно удивления, когда ты осознаешь, какое количество спортивных фанатов готово смотреть прямую трансляцию события, несмотря на часовые пояса, начиная от зрителей Штата Невада, которые смотрят его в 9 часов вечера, заканчивая фанатами из Лондона, Великобритания и Манила, Филиппины, у которых 5 и 11 утра, соответственно», — делится впечатлениями Анна-Луиза Бьюик, глава отделения по ТВ- маркетингу в Ericsson.
«Этот бой стал прекрасной иллюстрацией важности доставки оптимального пользовательского опыта, в особенности, когда ты оцениваешь объем денег, инвестированных в этот проект вещателями, контент-провайдерами и непосредственно платящей ТВ-аудиторией. Спрос на бой оказался настолько высок, что его старт был отложен на 45 минут, чтобы вещатели смогли среагировать на сервисные перегрузки. На Филиппинах, например, показатели по просмотру матча были настолько высоки, что одна из электро-компаний попросила своих пользователей выключать их холодильники до и во время матча, чтобы избежать перегрузки электросети в национальном масштабе.
Бокс: новатор платного доступа к контенту
Бокс, возможно, больше чем какой-либо другой вид спорта, способен генерировать большую платящую телевизионную аудиторию, и это не считая того, какую выручку платная ТВ-модель приносит самим боксерам, промоутерам, рекламодателям и отраслевым ассоциациям. Начиная со знаменитого «Триллера в Маниле» в 1975 году, которым окрестили финальный между Мохаммедом Али и Джо Фрейзером, модель pay-per-view является своего рода маркером популярности боя. Проданные места на аренах и стадионах составляют лишь часть того дохода, который приносит телевидение — крупные поединки всегда собирают огромную глобальную ТВ-аудиторию.
В то время как арена MGM Grand, где проходил бой, заявляет о 16 тысячах проданных мест на общую сумму $74 млн (и это, кстати, больше, чем было получено за Суперкубок 2015, который привлек 70 000 человек), только HBO и Showеtime сообщили о продажах трансляции этого матча более чем 4,4 млн американских домохозяйств. Для примера, только два других поединка собирали свыше 2 млн PPV-продаж — бой между Мэйуезером и Оскаром Де Ла Хойа в 2007 году, а также между Мэйуезером и Саулем Альваресом в 2013-ом. Возвращаясь к поединку между Мэйуезером и Пакьяо, надо сказать, что в общей сложности он сгенерирует ТВ-доход более чем в $500 млн, удвоив предыдущий рекорд.
Важность прямых трансляций никуда не девается
И она будет иметь место в будущем, вне зависимости от продолжающегося роста time-shifted-контента и on-demand. Эксклюзивные прямые трансляции премиальных событий (такие как встреча Мэйуезер-Пакьяо) рассматриваются как существенное, «обязательное к просмотру» ТВ. Премиальный «живой» спортивный контент продолжает привлекать массовую аудиторию.
Напротив, популярность линейного контента продолжает сижаться. По данным исследования Ericsson ConsumerLab, доля просмотра линейного ТВ снизилась на 6% с 2011 года. Уже лет через пять продвинутые рынки увидят 50%-ный разрыв между линейным контентом, который смотрят обычным способом или с использованием time-shiift или VOD. Телезрители будут все больше и больше жаждать либо live-контент, либо контент по требованию, отказываясь от традиционных форматов и услуг в сторону более удобных способов получения доступа к контенту на том устройстве, на котором они хотят, и в то время, где они хотят. Фактически, из-за важности наблюдения «живых» событий в момент их проведения, потребители будут оцениватт доступность и доступ так же высоко как качество контента само по себе».
Пиратство: слон в комнате pay-per-view
Пиратство остается самой большой угрозой бизнес-моделям платного телевидения и выручкам от него. И хотя live-трансляции спортивных событий и высоко ценятся потребителями, исследование Ericsson ConsumerLab показывает, что плата за определенную единицу контента остается наименее желанным типом платы за любой вид контента. Вещатели, такие как HBO и Showtime, даже выпустили судебные запреты в качестве меры превентивной борьбы с незаконными трансляциями определенных событий в интернете. В совместном заявлении компаний говорилось: «Как создатели контента и дистрибуторы, мы полагаем, что борьба с пиратством и остановка контент-воровства крайне важны для поддержания способности предоставлять нашим клиентам программирование мирового класса, такие как бой Мэйуезер-Пакьяо».
Появление вполне легальных live-стриминговых приложений, таких как Periscope и Meerkat, тоже добавляют волнения вещателям, из-за их способности перемещать прямые трансляции боя с мобильных телефонов непосредственно в Twitter-зону.
В то время как незаконный стриминговый контент часто быват низкого качества, требует постоянной буферизации, много зрителей до сих пор к нему прибегают, и по понятным причинам. К примеру, по причине часовых поясов (бои в Америке порходят в то время, когда в Европе раннее субботнее утро) или высокой стоимости просмотра (HD-трансляция указанного боя в США стоила $99).
Прошлым летом мой коллега из Ericsson, Рене Саммер, оценивал результаты аналитического проекта Ericsson ConsumerLab 2014, который был акцентирован на использовании пиратского контента и проникновении ШПД-интернета. Исследование выявило, что почти 30% интернет-пользователей в Евросоюзе заявляют о том, что их выбор в пользу высокоскоростного интернета в первую очередь мотивирован желанием иметь хороший доступ к видео, ТВ и фильмам. А 14% говорят о том, что они бы урезали свое потребление интернета и платы за него, если бы в Сети не было пиратского контента.
Несмотря на то, что эти данные говорят лишь о части из глобального числа интернет-пользователей, финансовый эквивалент этого вывода в любом случае говорит о значительных финансовых потерях для тех, кто обладает легальными правами на вещание контента. Для понимания, Sky Box Office заплатил 3 млн фунтов стерлинга за эксклюзивное право трансляции матча зрителям Великобритании.
Мэйуезер против Пакьяо: опыт просмотра, который хочется разделить с кем-то
В отличие от большинства сегодняшних телепрограмм, крупные pay-per-view-события продолжают привлекать многочисленную, коммуникативную аудиторию, собирающуюся большим составом вокруг телевизора, и в меньшей степени аудиторию, которая предпочитает индивидуальный просмотр за персональными устройствами, такими как смартфоны, планшеты и ноутбуки. По словам Марка Таффета, вице-президента редакции спортивных программ, в среднем подобные события собирают вместе от пяти до семи человек, а бой Мэйуезер-Пакьяо, вероятно, привлек и того больше.