Кино на миллиард
В конце 2019 года стало известно о том, что российский бизнесмен Руслан Кафтанатий выкупил мажоритарную долю интернет-кинотеатра tvzavr у своего партнера по бизнесу Елены Субботиной и объявил о намерениях вложить около 1 млрд рублей собственных средств в его развитие.
Редактор «Стандарта» Ксения Прудникова поговорила с новым владельцем компании о планах создания крупнейшего ИТ-холдинга в России на базе активов онлайн-кинотеатра.
Что подтолкнуло вас довести долю владения интернет-кинотеатром tvzavr до 100 %? Завершены ли на данный момент сделка и финансовый аудит приобретенных активов?
Уже второй год подряд темпы роста tvzavr сопоставимы с тем, как в целом растет рынок онлайн-кинотеатров в России (по итогам 2019 года выручка tvzavr выросла на 25 %, достигнув 950 млн рублей, – прим. «Стандарта»). Такая ситуация меня не вполне устраивала. Для того чтобы ускорить темпы роста и увеличить капиталоемкость компании, нужны финансовые вливания. Мой партнер не была готова к таким инвестициям, поэтому пришлось выкупить ее долю.
На данный момент сделка полностью закрыта. Продолжается финансовый аудит активов, который проведет одна из аудиторских компаний «большой четверки». Кроме того, мы заключили договор с организацией, которая готовит для нас масштабную долговременную стратегию развития tvzavr. В этой работе подрядчик активно использует данные, которые предоставляет наш аудитор.
Пока идет этот процесс, мы продолжаем в штатном режиме реализовывать все текущие проекты, но в дальнейшем намерены их расширять. В частности, в ближайших планах – создать несколько новых digital-проектов, а также активизировать маркетинговую деятельность. В отличие от других игроков российского рынка онлайн-кинотеатров, получивших значительные инвестиции от различных банков и фондов, мы являемся полностью частной компанией и все финансируем за счет собственных средств.
Но вы анонсировали, что ищете внешних инвесторов. Достигнуты ли уже какие-нибудь договоренности? Вы рассчитываете привлечь российский или зарубежный капитал?
Да, мы рассматриваем возможность привлечения внешних инвесторов, в первую очередь российских. Зарубежные источники финансирования найти сложнее, поскольку иностранные компании не рассматривают наш рынок как перспективный. Хотя я считаю, что в нашей индустрии есть потенциал для роста еще на 60-70 %. Кроме того, не стоит забывать о законодательных ограничениях. Как известно, доля иностранного участия в уставном капитале российских компаний не может превышать 20 %.
Как изменилась ваша роль в бизнесе tvzavr после получения полного контроля над компанией?
До сделки я владел 25 %-ной долей онлайн-кинотеатра и не принимал участия в управлении компанией. Теперь степень моей вовлеченности гораздо выше. Я вникаю в суть стоящих перед бизнесом задач, встречаюсь с рекламодателями и нашими техническими партнерами. И в дальнейшем я намерен активно участвовать в развитии бизнеса, для чего даже перебрался из Петербурга в Москву.
Но связи с Северной столицей мы не теряем. Сейчас у нас реализуется проект с одной из петербургских студий, которая снимает для tvzavr анимационный фильм. Это часть нашего плана по развитию нового для онлайн-кинотеатров формата.
Вы говорили о том, что хотели бы создать на основе всех ваших активов единый ИТ-холдинг. Какова будет его специализация? Планируете ли выходить за рамки производства и распространения видеоконтента, осваивая смежные отрасли?
Мы планируем вести ИТ-разработки, в том числе для сегмента потокового видео. С этой целью мы намерены усилить группу программистов-разработчиков. Сейчас мы просчитываем финансовую сторону вопроса.
При этом два года назад tvzavr стал резидентом «Сколково»: там расположен наш центр технологического развития, который уже выступает в качестве аутсорсера, предоставляя сервисы по модели white lable внешним заказчикам. Так, узбекский оператор сотовой связи Ucell использует нашу платформу для трансляции национального контента в своей сети. А теперь мы делаем для Ucell приложение для Smart TV.
Сколько сотрудников насчитывает штат ваших внутренних разработчиков?
На данный момент это 50 человек, и все наши потребности мы закрываем силами внутренних сотрудников, не привлекая никого извне. Несмотря на то, что численность нашей команды скромнее, чем у конкурентов, ее эффективность выше.
Что касается сети доставки контента, то здесь нам помогают наши партнеры – в частности, компания «МегаФон», инфраструктуру которой мы используем для распространения контента за рубежом и по России (в тех регионах, куда мы сами «не дотягиваемся»). Это сотрудничество стало более эффективным после того, как в середине прошлого года «МегаФон» объединил возможности собственной инфраструктуры с сетью доставки контента международного провайдера G-Core Labs.
Вы хотите вложить в развитие холдинга около 1 млрд рублей собственных средств. На что в первую очередь будут направленны данные инвестиции?
Конечно, большую часть денег мы планируем потратить на закупку контента. Остальные средства будут направлены на маркетинг и продвижение. Пока мы довольно сильно отстаем от конкурентов, которые вкладывают значительно больше денег в рекламу. Поэтому наши первоочередные задачи – повысить узнаваемость бренда tvzavr и нарастить маркетинговую активность.
Для этих целей мы используем собственные ресурсы, а также привлекаем внешних подрядчиков. По нашему заказу уже подготовлены инвестиционные презентации, бизнес-планы и финансовые модели. При помощи консультантов мы постараемся определить, как выстраивать эффективную маркетинговую политику.
Какие конкретные шаги предусматривает ваша интенсивная бизнес-стратегия?
Помимо усиления маркетинговой активности, мы рассчитываем на укрепление взаимодействия с вендорами – производителями телевизоров. Мы открыты к сотрудничеству со всеми, но особую ставку делаем на компании, которые пока не так широко представлены на российском рынке – в частности, Hisense и Хiаомi. Есть данные, согласно которым в январе текущего года Hisense обогнал по количеству проданных телевизоров традиционных лидеров – Samsung, LG и Sony. Мы тесно взаимодействуем с этим китайским производителем, который вышел на российский рынок только в ноябре 2019 года, и считаем, что это поможет росту как нашего бизнеса, так и бизнеса вендора. Могу даже предположить, что малоизвестные производители телевизоров будут постепенно вытеснять лидеров, особенно в среднем ценовом сегменте.
Сотрудничество с вендорами улучшает и наши показатели продаж контента, так как наиболее платежеспособная аудитория – это пользователи Smart TV. Мы активно работаем в этом сегменте и представлены на платформах всех производителей «умных» телевизоров. В прошлом году мы запустили приложение для Apple TV, на очереди – Sony Playstation TV.
Наконец, мы планируем активно развивать рекламную модель. В этом нам помогает то, что tvzavr можно назвать агентством полного цикла. Мы самостоятельно готовим и выкладываем ролики, управляем показами. У нас есть собственная платформа класса DMP (Data Management Platform), позволяющая хранить и систематизировать имеющиеся у нас данные. Она интегрирована с решением Weborama, которое помогает лучше узнать потребителей за счет инструментов семантического анализа. Благодаря этому мы знаем о своих пользователях все и можем с высокой точностью таргетировать рекламу на различные целевые аудитории, в том числе в премиальном сегменте. Это полностью отвечает требованиям рекламного рынка, которому нужна интерактивность и высокая отдача от рекламы.
Отличительной чертой tvzavr является использование нейросети для интеграции актуальной рекламы в фильмы…
Да, именно. На базе наших многочисленных серверов, мощности которых не были задействованы полностью, мы создали нейронную сеть, которую используем для продакт-плейсмента. Это пользуется спросом и значительно повышает конверсию рекламы. Например, у нас был проект с компанией Lenovo: реклама их новой модели Yoga появлялась в фильмах в те моменты, когда сюжет был связан с компьютерами. Также мы сотрудничали с HP, CarPrice, службой доставки пиццы Papa Jones. Наши рекламодатели видят, что отдача от такого рода сотрудничества выше, чем в случае проведения масштабных и дорогостоящих рекламных кампаний.
Как вы считаете, продолжит ли рекламная модель доминировать над подписной в структуре доходов компании? Замечаете ли рост интереса зрителей к аренде контента и покупке копий контента?
Мы предлагаем все перечисленные модели. Более того, гибко переходим из одной в другую. Некоторые игроки делают ставку исключительно на платную подписку, но это неэффективно до тех пор, пока пиратство как явление не искоренено. Хотя когда осенью прошлого года была пресечена работа крупнейшей пиратской CDN Moonwalk, продажи tvzavr выросли в несколько раз.
Вы развиваете blockchain-платформу MoviesChain, которая связывает зрителя с независимыми кинопроизводителями, позволяя им выбирать права и страны для дистрибуции контента. Какое количество российских и зарубежных киностудий уже подключились к данной платформе? В каких странах платформа вызывает наибольший интерес?
Точное количество студий не назову. На платформе сейчас доступно около 200 фильмов, и их число постоянно растет. Например, недавно мы подключили киностудии из Берлина и Мюнхена, производителей мультипликационных фильмов из Бразилии.
Если говорить о потенциале MoviesChain на внутреннем рынке, то это база, на которой мы хотим предложить российским производителям комплексный продукт, включающий в себя все этапы от создания до реализации киноконтента.
Как, на ваш взгляд, будет развиваться российский рынок онлайн-кинотеатров в перспективе ближайших лет?
Полагаю, что конкуренции на уровне контента ждать не стоит. Сейчас он во многом схож у всех игроков. Исключение составляют случаи, когда онлайн-кинотеатр приобретает эксклюзивные права на что-то, но не получится выиграть в конкурентной борьбе только благодаря эксклюзивам.
Мы рассматриваем вариант сделать, скажем так, камерный кинотеатр для нашего зрителя. И добиться этого планируем за счет точечной рекламы, позиционируя себя как домашний или семейный сервис.
Мы внимательно следим за потребностями своих зрителей и готовы предлагать тщательно отобранный контент, удобные приложения. Наш интерфейс – один из самых удобных и интуитивно понятных для пользователей. Мы стараемся не перегружать подписчиков избыточными функциями, лишней информацией и рекламой. Даже в рекламной подписке у нас в среднем во время просмотра демонстрируется один рекламный ролик, в то время как в других кинотеатрах их количество может доходить до шести.
А если говорить об индустрии в целом, то онлайн-видеосервисы, безусловно, вытеснят линейное ТВ в перспективе ближайших десяти лет. Это подтверждается тем, что рекламный рынок сейчас мигрирует в онлайн. К тому же все больше телевизоров выпускается с функцией Smart TV.