Кирилл Махновский: «UHD-это, конечно, нишевое предложение»
На конференции «От платного телевидения к ОТТ: экономика кабельных сетей в переходный период», организованной Ассоциацией кабельного телевидения России (АКТР), генеральный директор ГК «Орион» Кирилл Махновский предложил создать на базе АКТР рабочую группу для продвижения стандарта сверхвысокой четкости (Ultra HD, UHD).
«Теле-Спутник» расспросил Кирилла Махновского о возможных функциях рабочей группы, а также о проблемах продвижения стандарта UHD.
В России, как и во всем мире, существуют три основные стороны, заинтересованные в развитии стандарта UHD: операторы платного телевидения, производители контента и в наибольшей степени производители телевизоров. Все они, на наш взгляд, и должны быть представлены в объединении, о котором мы говорим. В первую очередь, рабочая группа должна озаботиться продвижением стандарта UHD среди абонентов. Человеческий глаз не всегда способен заметить разницу между телевидением высокой и сверхвысокой четкости. Чтобы донести до абонента ценности этого стандарта, разъяснить, в чем отличие нового формата от других, и нужна целенаправленная совместная, отчасти просветительская работа.
Темпы развития линейного телевидения замедлились, рынку требуется новый драйвер, который придаст ему дополнительный потенциал. До недавнего момента казалось, что таким потенциалом обладает HD-стандарт. Но телевидение высокой четкости, увы, не произвело серьезного экономического эффекта на рынке платного ТВ. Включение каналов HD-формата большинством операторов в базовые пакеты не позволило добиться ощутимого роста ARPU. А сейчас мы имеем еще один потенциальный драйвер в виде UHD, который важно не упустить. Хотелось бы, чтобы развитие UHD послужило новым толчком для компаний-участников не только к освоению бюджета, но и к привлечению новых средств от абонентов, позволив начать зарабатывать.
Полагаю, что объединенная рабочая группа сможет взять на себя организацию коммуникаций и координацию действий всех заинтересованных сторон, чтобы не получилось, как в случае с HD, когда все натянули одеяло на себя, а рынок в итоге ничего не извлек. В противном случае мы так и не выйдем из существующего замкнутого круга: оборудование абоненту продать невозможно, поскольку ему нечего на нем смотреть. Производитель контента не готов выпускать нужный контент, потому что оператор не готов его купить, а оператор его не покупает, потому что отсутствует тот самый потребительский спрос. Решение этой проблемы я вижу в общих инвестициях участников рынка в данное направление, координировать которые поможет предлагаемое объединение.
Предложение о консолидации усилий участники рынка встретили с интересом. В кулуарах конференции оно обсуждалось. Большинство понимает, что если хоть какой-то минимальный драйвер для роста существует, им надо воспользоваться, и сделать это необходимо правильно.
Конечно, далеко не все верят в перспективы UHD как таковые. И я, пожалуй, соглашусь, что они не так очевидны, как в случае с HD. Человеческий взгляд, к сожалению, имеет определенные ограничения, и физика этого процесса не может развиваться бесконечно. Тем не менее важно помнить, что наряду со здравым смыслом зачастую потребительским поведением движет еще и маркетинг, который нередко опережает технический прогресс и формирует у потребителя нужное мнение. Ежегодно мы наблюдаем, как бьет рекорды продаж новый iPhone, хотя предыдущая модель при этом нисколько не утратила своих потребительских качеств. По тому же принципу выпускаются сотни моделей телевизоров и автомобилей. Миром правит маркетинг.
Действительно, вещание в формате UHD требует больше вложений в инфраструктуру. Оценивать инвестиции можно диапазонами. На сегодняшний день наша компания отработала технологические решения по play out UHD-каналов, и в зависимости от объема хранения стоимость услуги составляет порядка 500 тыс. рублей в месяц.
Надо понимать, что вести речь о масштабном UHD-вещании нецелесообразно — телевидение сверхвысокой четкости в обозримой перспективе, а может быть, и вообще никогда, не станет массовым продуктом. Мы говорим, скорее, об отдельных каналах с соответствующим высококачественным контентом, из которых можно будет сформировать специальный пакет, востребованный у платежеспособной аудитории. Это, конечно, нишевое предложение.
Изначально затраты на минимальный набор услуг play out телеканалов сверхвысокой четкости составляли порядка 1 млн рублей в месяц. Но в дальнейшем мы разработали методологию, которая позволила оптимизировать расходы. Таким образом, с технической стороны мы абсолютно готовы к запуску каналов UHD.