Привлекательность и опасность рынка ОТТ-телевидения

Прошедшая в начале года выставка CSTB-2015 показала растущий интерес к ОТТ- и Multiscreen-технологиям. Поэтому ОТТ- одно из основных и перспективных, на наш взгляд, направлений в развитии телевидения. Журнал Broadcasting пообщался как с самими ОТТ-операторами, так и с компаниями, поставляющими услуги для ОТТ.

Дмитрий Пашутин  autor-bc-1-2015-pashytin

Директор по Медиаисследованиям и Стратегической Аналитике Онлайн-кинотеатра Ivi.ru

Просмотр фильмов на Smart TV становится более выгодной альтернативой семейного похода в кино

Перспективы развития ОТТ-телевидения и IPTV в период нестабильной экономической ситуации.
– Во время экономического спада потребление ОТТ-сервисов будет расти. Это обусловлено сразу целым рядом факторов. Во-первых, традиционно в кризис растет телепотребление. Таким же образом увеличивается и потребление OTT-сервисов, как одного из способов организации досуга. Кроме того, ажиотаж в магазинах электроники и бытовой техники в последние недели 2014 года существенно увеличил базу владельцев телевизоров с функцией Smart TV, эти люди подключают свои устройства и знакомятся с видеосервисами. В-третьих, каталог видеосервисов за счет сокращения эфирных окон сегодня позволяет практически сразу после кинотеатрального релиза смотреть фильмы на Smart TV. Уменьшение доходов кинотеатров уже зафиксировано, покупательская способность населения снижается. В этой ситуации просмотр фильмов на Smart TV становится более выгодной альтернативой семейного похода в кино.

– Может ли ОТТ-телевидение приносить сегодня доход, или это перспектива ближайшего будущего? Как монетизировать эти сервисы?
– ОТТ- или VOD-сервисы уже сейчас способны приносить прибыль. Да, рынок этот пока совсем молодой, о сверхдоходах говорить не приходится, но спустя пять лет истории онлайн-проката можно сказать, что и рекламная модель, и продажи цифрового контента будут со временем только расти. Основную часть денег в этом сегменте приносит реклама в каталогах бесплатного контента, но цифровые продажи в последний год–два показывают завидный рост, драйвером которого становятся так называемые альтернативные экраны – мобильные и Smart TV-устройства.

– Какие сервисы доступны уже сегодня и станут доступны в будущем пользователям ОТТ-телевидения и IPTV?
– Кроме базовых (каталог контента + доступность на нескольких экранах) игроки сейчас активно экспериментируют с телевизионным эфиром (либо добавляют прямое вещание на своих платформах, либо предлагают более сложные интеграции).

– “Похоронит” ли ОТТ линейное телевидение, или они будут развиваться параллельно, дополняя друг друга?
– С началом бурного роста VOD-телевидению пророчили скорую смерть. Но как радио не убило печатные СМИ, а телевидение не убило, в свою очередь, радио, VOD станет дополнением к существующим медиа. Ландшафт рынка, несомненно, изменится. Однозначно изменятся привычки зрителей, но ТВ и VOD будут сосуществовать и расти параллельно.

– Какой фактор лучше всего способствует развитию ОТТ-телевидения?
– Если говорить про платные модели дистрибуции, то это однозначно, во-первых, сокращение прокатных окон перед релизом на VOD, во-вторых, рост аудитории Smart TV и планшетов. Именно эти среды идеальны для потребления. Рекламная модель будет расти за счет притока новых клиентов из пула средних рекламодателей – тех, для кого размещение на ТВ пока еще не по карману, а также за счет внедрения новых технологий в рекламный продукт – интерактивные форматы взаимодействия с рекламным роликом прямо на экране мобильного или Smart-телевизора.

 

Дмитрий Сафроновautor-bc-1-2015-safronov
Директор В2В-направления Zoomby

Отсутствие искусственных ограничений даст заметный толчок в развитии ОТТ-телевидения

– Перспективы развития ОТТ-телевидения и IPTV в период нестабильной экономической ситуации.

  • ОТТ, безусловно, будет развиваться, так как эта технология и сервисы дают следующие интересные преимущества в кризисное время, да и не только в кризисное:
  • дешевле стоимость услуги, чем классической, так как в себестоимость не входит расширение сети и ее поддержка;
  • зачастую комфорт сервиса у ОТТ-сервисов более развит, нежели у операторов;
  • развитый функционал – Multiscreen и постоянное развитие продуктов и исправление ошибок;
  • доступны эксперименты с аудиторией в части продуктового наполнения – так как аудитория довольно большая, то возможно сделать достаточную выборку по городу и провести исследование продукта “вживую”.

Что касается IPTV, то и здесь будет рост. В любое время человек платил за развлечение и будет продолжать это делать. Ему труднее делать серьезные покупки, но за развлечение он заплатит. Учитывая, что телевизионных услуг пока немного среди пиратов, а на Smart TV их нет точно, то OTT-телевидение и IPTV будут развиваться.

– Может ли ОТТ-телевидение приносить сегодня доход, или это перспектива ближайшего будущего? Как монетизировать эти сервисы?
– Уже сейчас ОТТ-телевидение приносит доход, к сожалению, пока не сравнимый с кабельным или IPTV, но это вопрос будущего. Уверен, что операторы предложат ОТТ-решения для просмотра ТВ в любой сети в самое ближайшее время. Монетизация сервисов в ближайшие два года будет похожа на текущую монетизацию кабельного ТВ. При этом будет возможно пользоваться доступом с любого устройства, а вот количество одновременных устройств, использующих услугу, будет ограничено. Фактически подобные услуги есть у операторов, но они называются по-другому и всегда завязаны на конкретное устройство. А вот ОТТ-услуги наконец отойдут от необходимости быть привязанными к устройствам.

– Какие сервисы доступны уже сегодня и станут доступны в будущем пользователям ОТТ-телевидения и IPTV?
– ОТТ и IPTV лучше рассматривать как способы доставки контента, поэтому с точки зрения телевидения все услуги будут идентичны спутниковым и кабельным, так как большая часть этих услуг предоставляется клиентским оборудованием (EPG, Catch Up, Start Over, запись по расписанию, размножения потока и др.).

А вот отличия технологий дадут в большинстве своем сервисы на основе интерактивности: VoD, сервисы погоды, информационные сервисы, доставка еды на дом, установка других приложений в STB провайдера. Ранее также говорилось о подобных сервисах, но сегодня их почти нет.

Так в чем же разница? А разница в том, что Android – это экосистема с развитой системой поддержки, проверки работоспособности, четких описаний, как сделать так или иначе, документаций, курсов обучения и других полезных к разработке материалов. То есть эта система упрощает выход и вывод приложений: ОТТ-оператору достаточно только аккуратно настроить свое оборудование и процесс сертификации приложений (с договором или нет) для разработчиков.

– “Похоронит” ли ОТТ линейное телевидение, или они будут развиваться параллельно, дополняя друг друга?
– ОТТ – это приложение к линейному ТВ, и развиваться они будут вместе, интегрируясь друг в друга все больше.

– Какой фактор лучше всего способствует развитию ОТТ-телевидения?
– Отсутствие искусственных ограничений даст заметный толчок в развитии ОТТ-телевидения. Остальное сделают ОТТ-оператор и правообладатели, которым интересно довести свой контент до потребителя независимо от технологий и легально.

 

Андрей Силанчев autor-bc-1-2015-silanchev
Директор по развитию бизнеса в России и СНГ, Irdeto

Почти три четверти потребителей в России смотрят пиратский видеоконтент

– Кто и как может сегодня заработать на сервисах ОТТ?
– Такие операторы, как Viasat (Швеция), с их OTT-сервисом Via-play, работающим с начала прошлого года на территории России, крупнейший оператор в Африке MultiChoice Africa с их OTT-сервисом DSTV, Liberty Global, получают существенные доходы от своих Multiscreen-сервисов!

Подавляющее большинство предлагаемых сегодня операторами сервисов Multiscreen входят в пакетное предложение. Но даже если оператор не берет отдельно деньги за OTT-сервисы, пользователи все равно высоко их оценивают, что, в свою очередь, очень выгодно оператору по двум основным причинам.

Первая: предотвращение оттока абонентов. Это зачастую самый эффективный путь для оператора отнести сохраненные доходы от удержания абонентов на услуги Mulitscreen.

И второе: подписка. Агентство Informa Telecoms & Media с помощью теоретической модели рассчитало, как OTT-сервисы влияют на доходы операторов, если оператор не взимает платежей за ОТТ отдельно. Модель весьма проста: если потребители тратят 10% своего времени на просмотр контента в режиме ОТТ, оператор соотносит 10% доходов от подписки в пользу ОТТ.

– Есть ли заинтересованные инвесторы, готовые вкладываться в ваш бизнес?
– Данный вопрос должен быть адресован скорее операторам OTT, нежели чем компаниям, разрабатывающим для них решения.

– Кто является вашими основными клиентами?
– Нашим основным фокусом на рынке являются вещатели платного контента, которые ищут новые способы удержания существующих и привлечения новых абонентов, а также увеличения доходов, повышения эффективности инвестиций в контент, повышения лояльности к бренду.

Помимо вещателей наши решения интересны студиям, решившим доставлять контент напрямую своим абонентам, используя технологию Over The Top, а также OTT-провайдерам.

Клиентами Irdeto на текущий момент являются крупнейшие операторы из числа ТОП-20 по всему миру. C помощью решений и сервисов компании Irdeto в мире обслуживаются более 300 млн абонентов.

Более 15 клиентов в мире, включая Tier-1 операторов, таких как Liberty Global, используют решения Irdeto Multiscreen и Irdeto Rights, начиная с использования разнообразных индустриальных DRM, заканчивая E2E-решением Multiscreen по модели Managed Services.

– Ведет ли ваша компания разработки нового оборудования, сервисов для ОТТ?
– Почти три четверти – 70% – сотрудников нашей компании работают в R&D, что делает нашу компанию одной из самых инновационных. Мы постоянно совершенствуем свои продукты и решения, а также оптимально подбираем экопартнеров, чтобы предоставить лучшее в своем классе решение.

– Чем ОТТ-телевидение выгодно производителям контента/операторам? Чем оно для них опасно?
– По результатам недавнего исследования компании Irdeto, среди российской аудитории прослеживается явный спрос на услуги Multiscreen, при этом для просмотра в основном используются настольные ПК (79%), смартфоны (47%) и планшеты (45%). Очевидно, что помимо домашнего телевизора российские пользователи любят потреблять контент на множестве других устройств.

Также OTT-сервисы позволяют предложить пользователям персонализированное телевидение, что является еще одной важной составляющей успеха на рынке, способной повысить потребление контента и лояльность абонентов. Интуитивно понятный и единообразный интерфейс на всех устройствах и системах поиска и рекомендаций обеспечит значительный рост потребления контента и существенно повысит лояльность к бренду.

Если же в условиях популярности всевозможных устройств в России операторы платного ТВ не удовлетворят спрос на Multiscreen, пиратский контент усилит свои позиции на потребительском рынке.

Пиратство – одна из опаснейших угроз для контент-провайдеров и операторов. В условиях, когда пиратские сети и схемы монетизации становятся все более изощренными и стремятся удовлетворить растущий спрос потребителей, операторы должны иметь в своем арсенале хорошо продуманную стратегию, позволяющую им сохранять конкурентоспособность и защищать доходы.

Именно здесь и содержится основная опасность для OTT-провайдеров, ведь желание доставить свой контент на наибольшее число устройств, включая наиболее уязвимые, не контролируемые оператором устройства/платформы, с целью охвата максимальной аудитории дает возможность пиратам заполучить контент оператора и, соответственно, лишить его предполагаемой прибыли.

Недавно проведенное исследование компании Irdeto показало, что почти три четверти (70%) потребителей в России смотрят пиратский видеоконтент, причем 16% делают это чаще одного раза в неделю. Если сравнить эти результаты с последними данными глобального исследования Irdeto, пиратский контент гораздо шире распространен в России, чем в таких странах, как США, Великобритания, Австралия, Сингапур и Индия.

Поэтому для эффективной защиты контента оператору необходимы инструменты по борьбе с пиратством, для противодействия редистрибуции контента в сети Интернет.

 

Белла Заникова autor-bc-1-2015-zanikova
Директор по продажам, “СмотрЁшка”

ОТТ расширяет рынок сбыта

– Кто и как может сегодня заработать на ОТТ-телевидении?
– В принципе, кто угодно. Это и правообладатели, и операторы связи, и интернет-провайдеры.

ОТТ расширяет рынок сбыта и дает гораздо большие объемы продаж за счет увеличения абонентов, которые будут смотреть контент в любом месте и на любом устройстве. ОТТ – это и возможность продажи других дополнительных сервисов.

– Есть ли заинтересованные инвесторы, готовые вкладываться в ваш бизнес?
– Бизнес-идея “СмотрЁшка” появилась около 2-х лет назад. Уже тогда были люди, которые поверили в идею облачной ТВ-платформы и инвестировали в проект. Уже через 1,5 года была создана облачная ТВ-платформа, и на сегодняшний момент мы имеем бурно растущий инвестиционно привлекательный бизнес.

– Каковы каналы сбыта вашего оборудования/услуг? Кто является вашими основными клиентами?
– Мы распространяем услугу “СмотрЁшка” через сети небольших операторов связи и интернет-провайдеров, которые, в свою очередь, предлагают эту услугу своим ШПД-абонентам. Мы в основном ориентированы на операторов, которые не готовы покупать ТВ-платформы и ждать пока они окупятся, и предлагаем им зарабатывать прямо сейчас.

– Ведет ли ваша компания разработки нового оборудования, сервисов для ОТТ?
– Мы – технологическая компания, и мы систематически занимаемся разработками в области ОТТ, постоянно внедряя самые современные технологии и решения.

– Чем ОТТ-телевидение выгодно производителям контента/операторам? Чем оно для них опасно?
– Скорее выгодно, чем опасно. ОТТ – это весь Интернет, он расширяет рынок сбыта и увеличивает аудиторию потребления контента за счет возможности смотреть контент на различных устройствах и в любом месте, не привязывая абонента к дому и телевизору. ОТТ – это, как ни странно звучит, и борьба с пиратством, так как оно дает такое удобство потребления контента, что пользователь не пойдет искать пиратский контент.