Кирилл Махновский: «UHD-это, конечно, нишевое предложение»

На конференции «От платного телевидения к ОТТ: экономика кабельных сетей в переходный период», организованной Ассоциацией кабельного телевидения России (АКТР), генеральный директор ГК «Орион» Кирилл Махновский предложил создать на базе АКТР рабочую группу для продвижения стандарта сверхвысокой четкости (Ultra HD, UHD).

«Теле-Спутник» расспросил Кирилла Махновского о возможных функциях рабочей группы, а также о проблемах продвижения стандарта UHD.

Чем должна заниматься рабочая группа при АКТР? Есть ли уже отклик участников рынка на ваше предложение?

В России, как и во всем мире, существуют три основные стороны, заинтересованные в развитии стандарта UHD: операторы платного телевидения, производители контента и в наибольшей степени производители телевизоров. Все они, на наш взгляд, и должны быть представлены в объединении, о котором мы говорим. В первую очередь, рабочая группа должна озаботиться продвижением стандарта UHD среди абонентов. Человеческий глаз не всегда способен заметить разницу между телевидением высокой и сверхвысокой четкости. Чтобы донести до абонента ценности этого стандарта, разъяснить, в чем отличие нового формата от других, и нужна целенаправленная совместная, отчасти просветительская работа.

Темпы развития линейного телевидения замедлились, рынку требуется новый драйвер, который придаст ему дополнительный потенциал. До недавнего момента казалось, что таким потенциалом обладает HD-стандарт. Но телевидение высокой четкости, увы, не произвело серьезного экономического эффекта на рынке платного ТВ. Включение каналов HD-формата большинством операторов в базовые пакеты не позволило добиться ощутимого роста ARPU. А сейчас мы имеем еще один потенциальный драйвер в виде UHD, который важно не упустить. Хотелось бы, чтобы развитие UHD послужило новым толчком для компаний-участников не только к освоению бюджета, но и к привлечению новых средств от абонентов, позволив начать зарабатывать.

Полагаю, что объединенная рабочая группа сможет взять на себя организацию коммуникаций и координацию действий всех заинтересованных сторон, чтобы не получилось, как в случае с HD, когда все натянули одеяло на себя, а рынок в итоге ничего не извлек. В противном случае мы так и не выйдем из существующего замкнутого круга: оборудование абоненту продать невозможно, поскольку ему нечего на нем смотреть. Производитель контента не готов выпускать нужный контент, потому что оператор не готов его купить, а оператор его не покупает, потому что отсутствует тот самый потребительский спрос. Решение этой проблемы я вижу в общих инвестициях участников рынка в данное направление, координировать которые поможет предлагаемое объединение.

Предложение о консолидации усилий участники рынка встретили с интересом. В кулуарах конференции оно обсуждалось. Большинство понимает, что если хоть какой-то минимальный драйвер для роста существует, им надо воспользоваться, и сделать это необходимо правильно.

Конечно, далеко не все верят в перспективы UHD как таковые. И я, пожалуй, соглашусь, что они не так очевидны, как в случае с HD. Человеческий взгляд, к сожалению, имеет определенные ограничения, и физика этого процесса не может развиваться бесконечно. Тем не менее важно помнить, что наряду со здравым смыслом зачастую потребительским поведением движет еще и маркетинг, который нередко опережает технический прогресс и формирует у потребителя нужное мнение. Ежегодно мы наблюдаем, как бьет рекорды продаж новый iPhone, хотя предыдущая модель при этом нисколько не утратила своих потребительских качеств. По тому же принципу выпускаются сотни моделей телевизоров и автомобилей. Миром правит маркетинг.

Вещание в формате сверхвысокой четкости требует вложений в инфраструктуру: возрастает стоимость не только доставки контента, но и его хранения. Во сколько вы оцениваете общие инвестиции, необходимые для запуска UHD-вещания?

Действительно, вещание в формате UHD требует больше вложений в инфраструктуру. Оценивать инвестиции можно диапазонами. На сегодняшний день наша компания отработала технологические решения по play out UHD-каналов, и в зависимости от объема хранения стоимость услуги составляет порядка 500 тыс. рублей в месяц.

Надо понимать, что вести речь о масштабном UHD-вещании нецелесообразно — телевидение сверхвысокой четкости в обозримой перспективе, а может быть, и вообще никогда, не станет массовым продуктом. Мы говорим, скорее, об отдельных каналах с соответствующим высококачественным контентом, из которых можно будет сформировать специальный пакет, востребованный у платежеспособной аудитории. Это, конечно, нишевое предложение.

Изначально затраты на минимальный набор услуг play out телеканалов сверхвысокой четкости составляли порядка 1 млн рублей в месяц. Но в дальнейшем мы разработали методологию, которая позволила оптимизировать расходы. Таким образом, с технической стороны мы абсолютно готовы к запуску каналов UHD.

Количество UHD-оборудования в пользовании абонентов относительно небольшое. Разумно ли в этой ситуации предоставлять им 4K-телевизоры в аренду?
Этот как раз тот самый замкнутый круг, о котором мы говорили ранее. Отсутствие контента сверхвысокой четкости не стимулирует потребителя покупать телевизоры. Как раз одной из задач ассоциации, на мой взгляд, является создание условий, в которых данное уравнение было бы решено, причем при непременной готовности заинтересованных сторон соинвестировать в производство UHD-контента. Иначе 4К-телевизоры так никогда и не будут продаваться. Что касается сдачи телевизоров в аренду, наверное, такой сценарий тоже может иметь место. Но сейчас я не вижу практического смысла для оператора платного телевидения этим заниматься. Очевидно, что при существующей в России абонентской плате за телевидение, даже если отдавать в аренду телевизор стоимостью 100 тыс. рублей, он сломается прежде, чем окупится. В других условиях телевизор мог бы предоставляться в придачу к дорогостоящему контенту. Подобный пример мы имеем с операторами сотовой связи: подключаясь на определенный тариф, абонент может получить телефон со скидкой или даже в подарок.
В ходе презентации на конференции АКТР вы отметили, что одну из основных проблем — противоречие интересов производителя контента и оператора — можно решить формированием дополнительных пакетов UHD. Каковы должны быть содержание таких пакетов и их оптимальная цена?
Вопрос насыщения любого пакета и его цены — это традиционный вопрос о курице и яйце. Абонент, безусловно, хочет, чтобы каналов было как можно больше, и желательно бесплатно. А телеканалы всегда будут стремиться войти в пакет оператора на условиях, позволяющих им заработать как можно больше. Содержание UHD-пакета должно определяться контентом. В первую очередь, это фильмовые и спортивные каналы, предполагающие зрелищность, где эффект UHD будет максимально заметен. Ставку нужно делать не только на качество картинки, но и на ее содержание. Оптимальную цену еще предстоит сформировать. Но изначально понятно, что телевидение сверхвысокой четкости — это премиальный продукт, его цена должна быть сопоставима с ценой дополнительных пакетов на рынке платного телевидения.
Участники отрасли часто сетуют на отсутствие фильмов в формате сверхвысокой четкости, на слабое распространение 4К-телевизоров, однако забывают о такой очевидной вещи, как востребованность самого контента. У нас им интересуются только энтузиасты — менее 1% всех пользователей. Как эту проблему решить?
Расширять круг энтузиастов за счет той самой просветительской работы. Нужно сделать так, чтобы пользователь научился понимать, что такое UHD, сформировать у абонента жажду и стремление смотреть контент в UHD-формате. Потому что на сегодняшний день увидеть этот эффект собственными глазами могут только узкие специалисты в рамках профессиональных выставок телевизионного оборудования. При этом, повторюсь, нет задачи ориентироваться на массового зрителя. На ближайшую перспективу это нишевый продукт. Что касается фильмов сверхвысокой четкости, то они есть, хотя их действительно немного. Все камеры уже достаточно давно снимают в формате UHD, просто дальнейшая обработка и пережатие сигнала для оптимизации хранения превращают их в формат стандартной четкости. Производителям контента ничего не стоит формировать видеоконтент сразу в 4К. Технологии play out тоже отработаны операторами. Как только спрос вырастет, на него мгновенно появится ответное предложение. Технологически все к этому готово.
Существует ли у «Ориона» стратегия или некая «дорожная карта» по запуску UHD?
Технологически сформировать канал в формате высокой четкости для нас не представляет никаких проблем, это можно сделать в любой момент. Но пока нет понимания, что на этом можно заработать. «Орион» — коммерческая структура. При запуске любого проекта мы в первую очередь ориентируемся на его финансовую эффективность и на то, какой вклад он может привнести в развитие бизнеса. Сегодня, при такой доле UHD-телевизоров в стране, запускать проекты, направленные на развитие вещания в данном формате, оператору платного ТВ с коммерческой точки зрения бессмысленно. Сначала необходимо вырастить потребителя, который будет готов воспринимать этот контент. Инициатива по объединению усилий участников рынка для создания условий успешного развития данного сегмента и есть наш вклад, первый шаг на этом пути.
На рынке бытует мнение, что вещание в стандарте UHD — это не способ заработать, а возможность заявить, что компания идет в ногу со временем. Смогут ли операторы платного ТВ зарабатывать на UHD в будущем?
Наша компания ориентирована на долгосрочную рыночную стратегию. Задача, которую ставят перед нами акционеры, — это запуск решений, имеющих под собой коммерческую эффективность. Для меня это означает, что энтузиазм уместен там, где возможен финансовый результат. Если сейчас профессиональное сообщество консолидируется и предпримет правильные, последовательные шаги, у нас есть шанс не потерять этот сегмент и вдохнуть новую жизнь в развитие рынка платного телевидения.