Леонид Беркович, Viaccess-Orca: «Развитие интернет-телевидения – вызов для производителей систем условного доступа»

«Теле-Спутник» пообщался с вице-президентом по маркетингу Viaccess-Orca Леонидом Берковичем о том, насколько рынок систем условного доступа (Conditional Access System, CAS) готов к изменениям, происходящим в отрасли платного ТВ.

 Каковы основные тенденции развития рынка систем условного доступа?

Рынок систем условного доступа вошел в стадию консолидации. Есть тенденция к слиянию его участников, например, компания Nagra Vision приобрела Conax, а Cisco купила разработчика NDS. Не всегда эти слияния можно оценить как успешные, но это другой вопрос.

С чем связано такое стремление к объединению компаний? С необходимостью поиска нового бизнес-потенциала. Дело в том, что наши основные заказчики, если так можно выразиться, — классические операторы платного ТВ, спутниковые и кабельные. Они активно развивались, количество пользователей увеличивалось, абонентские устройства с системами условного доступа пользовались большим спросом.

Сейчас рынок близок к насыщению. Например, российской отрасли платного ТВ уже более 20 лет, его основные игроки уже имеют устоявшуюся абонентскую базу и подходящие им CAS-решения. Поэтому перед разработчиками систем условного доступа стоит новый вызов — найти новые решения, которые позволят развивать бизнес несмотря на насыщение рынка. Перед всеми компаниями стоит задача — ввести бизнес систем условного доступа в новую эру.

При этом необходимо учитывать тенденцию, которая поставила самый большой вызов перед производителями систем условного доступа, — активное развитие интернет-телевидения (OTT и IPTV), которое в силу массового и глобального присутствия на рынке предлагает зрителям более дешевые, понятные и разнообразные опции, чем кабельное и спутниковое ТВ.

В то же время мы верим, что в такой стране, как Россия, где есть регионы, пока еще недоступные для высококачественного и скоростного интернет-покрытия, спутниковое ТВ далеко не исчерпало свой потенциал и будет развиваться еще долгие годы. Подобная ситуация характерна и для Франции, в которой есть горные регионы, слабо охваченные интернет-услугами.

Но существует большая проблема с рентабельностью деятельности спутниковых и кабельных операторов, так как затраты на их инфраструктуру очень велики. Если раньше у них не было конкурентов, то теперь провайдеры Интернет ТВ наступают и забирают аудиторию, предлагают более дешевые услуги.

Вообще же, нам нужно относиться к интернет-телевидению не как к угрозе, а как к дополнительной возможности для развития. Все, что связано с гибридными решениями и интерактивными сервисами, уже must have. Поэтому операторам просто нет смысла довольствоваться предоставлением услуг только линейного телесмотрения. Нужно идти в ногу со временем, использовать возможности Интернета, насколько это возможно, и предлагать различные дополнительные сервисы — VoD, мультиэкранность и прочие.

 Какие решения ваша компания может предложить OTT-сервисам?
Наша компания называется Viaccess-Orca. Viaccess — это компания, которая исторически занималась созданием решений для защиты контента — CAS и DRM. Но 10 лет назад мы приобрели компанию Orca, которая разрабатывает сервисные OTT-платформы. Соответственно, у нас есть ответ на тренд, о котором я говорил выше, — облачная платформа TVaaS (TV-as-a-Service). За рубежом мы сотрудничаем по предоставлению этой услуги с Amazon. Но в России эта компания не работает, поэтому мы сейчас обсуждаем варианты сотрудничества с несколькими российскими партнерами. TVaaS можно развернуть как во внешнем облаке коммерческого дата-центра, так и в частном облаке оператора.
 Как на производителях систем условного доступа сказывается развитие рынка Ultra HD?
Решения для Ultra HD являются обязательной частью дорожной карты развития наших продуктов. Мы уже реализовали соответствующий проект совместно с оператором Orange. Еще в мае 2016 года мы сообщили рынку о первом совместном 4К-проекте. Его реализация потребовала от нас больших усилий, но в результате было создано очень гибкое решение, которое мы можем в любой момент загрузить в уже установленные 4К-декодеры. Вообще, развитие рынка Ultra HD — это однозначная тенденция, которая все больше и больше будет о себе заявлять по мере роста проникновения абонентских приемных 4К-устройств. Например, по разным оценкам, во Франции в 2017 году только 7—9% домохозяйств имеют телевизоры 4К. Поэтому пока рано говорить о том, что этот рынок уже сформирован. Даже в лидирующих странах его становление займет 3—5 лет.
Существует проблема, когда сигнал операторов спутникового ТВ, работающих в одной стране, при покупке соответствующего комплекта оборудования могут принимать и граждане сопредельных государств. Возможно ли как-то бороться с таким явлением техническими средствами?

Есть общепризнанное решение для геофильтрации, которое препятствует просмотру ТВ-контента в стране, правами на распространение в которой не обладает тот или иной оператор. Но оно применимо к OTT и IPTV. С подобными решениями для спутникового ТВ я не знаком. Более того, я не уверен, что с этим явлением вообще можно бороться техническими средствами.

Да и нужно ли это? За пределами той или иной страны всегда есть категория людей, которая хочет смотреть этнический контент. Например, на постсоветском пространстве жители бывших советских республик хотят смотреть все российские каналы, а местные операторы не могут предоставить им такую возможность в полном объеме. Такая же проблема актуальна и для многих других стран. Например, мы сейчас поставили два решения в США — одно для испаноязычного населения, а второе для выходцев из Бангладеш. Но это не спутниковое, а интернет-телевидение.

Если с этим нельзя бороться, возможно, стоит узаконить возможность подписываться на услуги иностранных операторов, чтобы люди могли официально смотреть контент, который хотят. Возможно, операторам стоит заключить между собой договор по типу роуминговых соглашений между операторами мобильной связи.

 Злоумышленники постоянно ищут способы взлома систем условного доступа. Как часто приходится совершенствовать методы защиты, чтобы бороться с ними?

Да, эта проблема актуальна. Когда мы разрабатываем новое поколение CAS, в голове уже имеем версию n+1. Наша компания гарантирует выход нового поколения решения каждые 2-3 года. Это не значит, что их взламывают именно с такой периодичностью. Есть карты, которые спокойно живут по 8—10 лет.

Вообще же, несмотря на то, что хакеры занимаются противозаконной деятельностью и никак не могут вызывать симпатии, тем не менее они помогают нам быть в тонусе и постоянно совершенствовать технологии.

Обновления, которые мы выпускаем, в первую очередь касаются алгоритма шифрования смарт-карты, но также мы разрабатываем и решения по защите контента на уровне чипсета приемного ТВ-оборудования. Благодаря этому, даже если кто-то взломает карту, программная среда чипсета сработает как дополнительный рубеж защиты и задержит злоумышленников на значительный промежуток времени.

 Если раньше CAS плотно ассоциировались c картами доступа, теперь на рынке есть и бескарточные решения. Насколько они популярны у операторов?

Раньше решения CAS на 100% базировались на смарт-картах. Теперь появились бескарточные варианты. Компания Viaccess-Orca была одной из первых наряду с Irdeto, кто начал работать в этом направлении. Теперь мы поставляем CAS «2 в 1», которые одновременно могут работать как с использованием карт доступа, так и без них. Разницы в функционале и надежности нет никакой. Это выбор оператора — использовать ли карты доступа при подключении абонентов. Я знаю о примерах, когда в регионах с большой ARPU оператор поставляет услугу с картой, а в отдаленных населенных пунктах — без карты.

 Зачем нужно такое разделение? Почему повсеместно не использовать бескарточные решения?

Скорее всего, это связано с некой инертностью мышления. Операторы и абоненты привыкли к картам доступа. Может быть, это придает какую-то дополнительную солидность, когда в комплект оборудования входит больше элементов.

Еще одна проблема — в недостаточной информированности рынка о таких решениях. Не все знают, что бескарточные системы по всем тестам на 100% идентичны карточным. Для кабельных операторов такой вопрос уже не стоит — многие из них полностью перешли на бескарточные варианты, например бельгийский Mobistar. Спутниковый рынок более капризный. Его участники более тщательно подходят к вопросам безопасности и где-то перестраховываются, хотя повторюсь, что бескарточные решения ничем не отличаются от традиционных.

Наше решение универсально и одинаково подходит как для сет-топ-боксов, так и для CAM. Например, мы сотрудничаем в этом направлении с компанией Neotion.

 В России создано два мультиплекса цифрового ТВ, в которых содержится 20 общедоступных каналов. Насколько такое разнообразие бесплатного контента хорошо для рынка?
Для зрителей это, конечно, хорошо. Но регулятору нужно задуматься над тем, как это отражается на операторах платного ТВ. Они долгие годы верой и правдой служили на благо становления рынка и предоставляли ТВ-услуги населению. Нужно дать им возможность развиваться и дальше. К тому же нельзя забывать и о проблеме пиратства, с которой очень тяжело бороться и которая тяжело бьет по операторам. Поэтому регулятор должен не давить на этот рынок со своей стороны, а искать возможность поддержать операторов. Зная, какие усилия операторы прикладывают к тому, чтобы предоставлять людям качественные услуги, я считаю, что нужно им помогать в этом, а не устраивать дополнительные сложности. Иначе этот рынок просто исчезнет.