«Любой контент — всегда аттракцион»: авторы шоу «Вечерний Ургант» о YouTube, юморе на ТВ и рекламе

Сценаристы шоу «Вечерний Ургант» и создатели нашумевшего клипа на песню «Цвет настроения синий» Филиппа Киркорова из студии FastFoxes рассказали AdIndex, как взрывать рейтинги YouTube, чего хочет современная молодежь и почему нейросеть не сможет создавать контент за человека.

Клип на песню «Цвет настроения синий», а с ним и Филипп Киркоров в подростковой одежде и парике «под Фейса» ворвались в интернет в конце апреля. За два дня ролик набрал восемь миллионов просмотров и вскоре возглавил рейтинг YouTube, обойдя «Миллион Алых Роз» Егора Крида и «Розовое Вино» Feduk. На канале продюсерской компании StarPro видео посмотрели больше 35,5 миллионов человек.

Пользователи отреагировали молниеносно: интернет забился видеообзорами и пародиями на «синий» клип от звезд, блогеров и школьников — иные ролики набрали по несколько миллионов просмотров. О новой работе Филиппа Киркорова написали GQ, «7 дней», АИФ, TheRussianTimes.

Популярность клипа «Цвет настроения синий» — далеко не первая победа его создателей. Видео для Филиппа Киркорова сняла команда Fastfoxes, сценаристы и режиссеры которой работают на шоу «Вечерний Ургант». На программе они отвечают за внестудийную съемку: пародийные клипы, «Острые репортажи с Аллой Михеевой». Две другие авторские команды ведут SMM-продвижение «Вечернего Урганта» и пишут сценарии происходящего в студии — монологи, новости, интервью со звездами.

Fastfoxes — под этим брендом команда запускает коммерческие проекты, как правило, отдельные от вечернего шоу. «Быстрые Лисы» — это шесть человек: Григорий Шатохин, Вадим Селезнев, Роман Ким, Михаил Семичев, Андрей Шавкеро, Дмитрий Пепеляев.

Команда формировалась постепенно. Вадим Селезнев и Григорий Шатохин учились на одном потоке в Ярославском государственном университете имени П. Г. Демидова. Шесть лет они играли в команде КВН DasISTfak, где снимали видеоконкурсы вместе с Андреем и Антоном Шавкеро. В таком же составе работали над проектами 2Х2 и MTV Россия, где познакомились с Сергеем Канчером. Затем вся команда перешла на «Вечерний Ургант». Впоследствии Сергей Канчер и Антон Шавкеро ушли с программы, а к проекту присоединились Роман Ким, Михаил Семичев и Дмитрий Пепеляев.

Цели собрать команду, которая будет заниматься продакшеном, не было, рассказывает Григорий Шатохин: «Изначально это [Fastfoxes] было игрой в корпорацию. Такая шутка. Как Фейс, он же просто занимался дома рэпом, а потом понял, что эта шутка приносит ему доход и поклонников. Сейчас он якобы профессиональный музыкант. Вот и мы также играли в компанию. А сейчас сформировались в один из лучших продакшенов в России» (смеется).

Второй проект команды — You-Tube-канал «Чикен Карри». Сейчас там запущено шоу «Лига плохих шуток» — юмористическая битва, где участники рассказывают друг другу плохие шутки и получают баллы, если соперник засмеялся. В гостях программы уже побывали звезды телевидения: Иван Ургант, Гарик Харламов, певица Елка и Филипп Киркоров. На этот проект команда делает большую ставку.

Занятость у авторов бешеная — съемки, поездки, разработки концепций. К тому же они планируют запускать новые проекты. Во всей этой суматохе «лисы» все же нашли время для интервью. Журналист AdIndex встретилась с командой в «Останкино».

Ваша основная работа — шоу «Вечерний Ургант». Еще у вас есть продакшен Fastfoxes, который создает самостоятельные проекты. Если говорить про клип для Филиппа Киркорова на песню «Цвет настроения синий», в числе продюсеров был Иван Ургант, а в конце ролика стоит ваш логотип. Для кого в итоге снимался ролик?

Рома Ким: Для Филиппа. Это вообще странный проект — непонятно, для кого он первоначально был. Филипп встретился с Ваней на «Золотом граммофоне». Он видел пародии, которые мы снимаем — они собирают на YouTube довольно много органических просмотров — и захотел что-нибудь такое же. Ему был нужен хайп, и он попросил Урганта продюсировать новый клип. Ваня пришел к нам.

Как вы придумали идею для клипа?

Вадим Селезнев: Мы уже делали проект с Киркоровым в рамках программы «Вечерний Ургант». Там был блок «24 часа челлендж» — пародии на актуальные в то время форматы YouTube-каналов. В этом ролике Ваня и Филипп играли подростков. Видео набрало много просмотров. Думаю, это тоже стало причиной, почему он пришел к нам за клипом.

И вы решили в клипе Киркорова развить историю из «Вечернего Урганта».

Вадим Селезнев: Нет, там были разные идеи. По итогу мы вдохновились концепцией «Школьные хроники Анжелы». Это австралийский сериал про старшеклассницу — она гламурная, у нее есть подружки, друзья, но прикол в том, что ее играет 35-летний мужик и никто не обращает на это внимания. У нас ход тот же самый, Филипп Киркоров — подросток. И это никому не кажется странным.

Съемки клипа. Михаил Семичев, Филипп Киркоров, Ольга Бузова

Почему остановились именно на этой концепции?

Григорий Шатохин: Мы придумываем только то, что хотели бы посмотреть сами. Любой человек в нашей стране, который не варится в шоу-бизнесе, хочет посмотреть, как издеваются над звездами. Мы хотели посмеяться над клише в клипах молодых артистов и поместить Филиппа в эти обстоятельства. Когда предложили идею Филиппу, он ответил: «Ребят, я вам доверяю и готов на все». Огромное ему спасибо за эту привилегию. Здесь мы можем делать то, что хотим, и процентов на 80 реализовывать свои творческие задумки в их изначальном виде. В отличие от рекламного бизнеса, где ты всегда пытаешься попасть в желание заказчика.

Как остальные звезды попали в клип? Как вы их выбирали?

Григорий Шахотин: Я бы не сказал, что мы их выбирали. Сначала отправили Филиппу идею клипа, где он будет играть подростка. Он ответил, что хотел бы снять в этом ролике своих друзей-звезд, и составил этот список. А мы придумали, каким образом и в каких ролях они появятся в клипе.

Михаил Семичев: Мы делали упор на звезд, которые будут органично смотреться с Киркоровым. У нас были дополнительные ограничения по датам, в которые можно снимать клип, потому что Филипп мог сбрить бороду только один раз. Оставалось, наверное, 4-5 дней, пока она не отрастет обратно. И все звезды из списка, которые могли влезть в эти временные рамки, у нас были.

 

О клипе написали несколько крупных СМИ, он набрал больше 35 миллионов просмотров на YouTube, порвал все рейтинги. Что помогло ему выстрелить?

Михаил: Песня сама хитовая. Она вышла на iTunes за месяц-полтора до премьеры клипа и начала набирать популярность.

Роман: Плюс многие думали, что у российской эстрады нет самоиронии. Оказалось, что есть. Все звезды, которые участвовали в клипе, понимали, что делают, и легко отнеслись к своим образам.

Я читала, что будет продолжение этого клипа уже с Ольгой Бузовой, это правда?

Григорий: Филипп написал у себя в Instagram, что хочет продолжения. Мы будем работать с ним и дальше, но хотели бы поменять идею клипа, не хотим делать то же самое. Там, кстати, есть сюрприз — это обязательно будет фит (на сленге рэперов означает «при участии». — Прим.ред).

Съемки клипа. Дмитрий Пепеляев, Григорий Шатохин, Вадим Семичев

Если говорить о создании клипов. В прошлом году в России прогремел «Ленинград» со своими необычными форматами. И тогда ребята говорили, что стандартный клип в привычном смысле умер и никому не интересен. Вы согласны, что он должен стать микрофильмом?

Михаил: Любой контент — всегда аттракцион. Я думаю, что можно снять обычный клип, который будет интересен, но в нем все равно должно быть заложено что-то на втором уровне.

Вадим: По всему миру производится столько контента, что каждый клип не может быть удивительным. Все следуют определенным трендам. Но кто-то снимает видео, которое выделяется на фоне остальных и задает тон. Получается, смысл в том, чтобы отыскать этот визуальный или сюжетный ход, создать образ, который запомнится.

Вы мне говорили, что не любите, когда вас называют продакшеном, когда речь идет о Fastfoxes. Я вчера посмотрела вашу страницу во «ВКонтакте» — пару лет назад вы сами называли себя продакшеном. Что изменилось?

Григорий: Когда в 2014 году мы создали сайт и назвались видеопродакшеном, нас завалили тендерами: «Посчитайте наши идеи типа майонез». Тратить на это свое время и жизнь неохота. Мы креативная команда и работаем, начиная с идеи. Классно, когда приходит заказчик и дает не конкретный сценарий, а говорит: «Снимите что-нибудь интересное, что поможет продвинуть наш майонез». Вот это мы.

Почему вы не снимаете не свои идеи?

Григорий: Мы можем, но когда ты снимаешь чужую идею — всегда идешь на компромисс. И уже не можешь сказать, что это сделал ты. Это чужая идея, а что ты привносишь туда? Просто берешь камеру и снимаешь. Нам интересно снимать контент с нуля, чтобы можно было под ним расписаться. Когда ты ставишь свое имя под проектом — ты несешь за него ответственность.

Съемки клипа. Михаил Семичев, Роман Ким, съемочная группа

Сейчас Fastfoxes снимает рекламу?

Роман: Бывают такие проекты, которые приходят именно в Fastfoxes, потому что бренд славится юмористическим контентом. Иногда из нашей команды берут только режиссеров или приглашают ребят (Вадим Селезнев и Григорий Шахотин. — Прим. AdIndex), чтобы они написали идею для рекламы.

Григорий: Но зачастую заказчик не готов к юмористическому контенту. Вот кто-нибудь захотел бы рекламу такую, в стиле клипа Филиппа? Да, ее посмотрят, но человек, который работает в этом бизнесе, скажет: «Блин, что-то слишком смело, ребята. Ну нет». Мы в Fastfoxes делаем только то, что нам нравится и удивляет на данном этапе нашей жизни. В России не хватает юмористического, ироничного контента. Не все к этому готовы. Хочется сказать им: «Давайте работать вместе, если вы хотите, чтобы вас смотрели».

Вы создаете один из самых крутых контентов на телеке в стране. Отчего устал наш телезритель?

Роман: От лиц одних и тех же, которые не меняются, в один и тех же образах…

Григорий: Нет, дело не в лицах. Ты от лица Киркорова устал? Просто продюсеры делают то, что сами не смотрят, вот и все.

В YouTube у вас отлично заходит юмористическое шоу «Лига плохих шуток» — видео набирают по 3–5 миллионов просмотров. Какие сейчас законы популярности на YouTube? Чего там делать не надо, и что делать можно, нужно?

Григорий: Этот вопрос не к нам и вообще ни к кому — делай что хочешь, главное, чтобы смотрели.

Роман: Главное, чтобы была правда, чтобы люди понимали, что человек делает искренне и кайфует от этого. А когда смотришь эти «Голубые огоньки» — все каждый год одинаковые.

Вы для себя делите аудиторию на модные сегодня категории поколений: «Z» и «Y»?

Вадим: Юра Дудь сказал, что сейчас такое прогрессивное поколение, которое нельзя обмануть и что-либо впарить. Когда он это говорит, я так понимаю, нельзя «впарить» традиционным способом. Потому что иначе это абсурд. Как же нельзя впарить, если мы видим, что все являются представителями общества потребления.

Но ведь молодежь сейчас отказывается от брендов.

Вадим: Это длилось года три, даже меньше. Господи, это была та же самая погоня, но только «мы теперь все будем без брендов». Это все часть общества потребления, и как можно говорить, что молодому поколению сложнее впарить? Да то же самое, только другими способами и даже еще легче.

Почему легче?

Вадим: Потому что они не знали другой идеологической накачки, где ничего нет, все равны и потреблять не нужно. Сейчас глобальная идея другая: «Потребляй, потреби больше, чем тебе нужно. Обнови свой телефон, обнови свою одежду. Выложи это в Instagram, стань рабом вещей».

Григорий: Да весь хип-хоп на этом. Понятно, что это лирический герой, который выходит: «Да, я могу себе это позволить, у меня полный рюкзак бабок». Это флекс — утрирование успешности, богатства. Когда хип-хоп исполнитель выходит и говорит: «я на “Gucci”, на “Луи” и трачу 20 тысяч на кроссовки», мыслящий человек подумает: «Какой же он м***к, я никогда не потрачу 20 тысяч на кроссовки». Но с другой стороны, я же хочу быть таким же флексирующим… И ты все равно продаешь ему идею, что надо купить кроссовки за 20 тысяч, тогда тебя будут уважать.

Вадим: Заставить человека работать путем физического принуждения — очень тяжело. И это доказали прошлые века. Но рабство ментальное работает на ура. Когда ты считаешь, что тебе нужно потребить, заработать, быть, как сосед или еще круче. Это и есть психология культуры потребления. Человеку, может, это и не нужно, но он загнан в это колесо.

Тогда еще про аудиторию. Недавно на петербургском экономическом форуме эксперты из медиаиндустрии говорили, что скоро контент нужно будет создавать на основе больших данных о пользователях. Как вы относитесь к тому, чтобы делать только то, что интересно по показателям статистики?

Вадим: Big Data позволит быстро воспроизводить продукт, имеющий популярность у масс, на основе анализа широкой аудитории, а не локальной фокус-группы. Ключевое слово здесь — «воспроизводить». Трендсеттером пока что, без всяких сомнений, останется человек.

Михаил: Если ты делаешь то, что придумал сам, ты за это отвечаешь полностью. Прежде, чем нажать кнопочку «загрузить в интернет», ты должен быть уверен в этом контенте. Потому что если начать читать комментарии, то люди делятся абсолютно противоположными мнениями. Если нейросеть проанализирует все отзывы, она все равно не сможет под всех подстроиться.

Григорий: Исследовательский подход обязательно надо использовать, это круто. За этим будущее. Но у каждого творца, даже если он об этом не знает, есть своя аудитория. Это то, о чем говорит Миша: когда создаешь контент для себя, ты делаешь его для своего зрителя. Наша задача на данном этапе — сформировать свою аудиторию. Сейчас мы это делаем на YouTube-канале «Чикен Карри». Чтобы, например, рекламодатель знал, кто мы такие. Fastfoxes — продакшен или креативная команда, которая может сделать все под ключ и занимается ироничной подачей вашего бренда.

А насколько сейчас в индустрии хватает или не хватает людей, которые могут создавать качественный контент?

Роман:  По сценарной части юмористического контента — печаль.

Михаил: Я думаю, у нас в стране боятся что-то сделать сами. Они думают, нужно пройти какие-то этапы, принести кому-то сценарий. Это американская мечта — принес, тебя приняли и ты оказался в индустрии. Все боятся сами взять и снять фильм, найти сценарий, команду.

Как вы думаете, есть ли у нашего телевидения надежда на спасение, с учетом того, что сейчас от него устали?

Григорий: Телик как средство производства контента или как средство трансляции передач?

Как средство производства контента.

Григорий: В телевизионном производстве работают самые опытные люди. Они останутся там, пока на телевидении есть деньги. Когда инвестиции перетекут на YouTube или другую интернет-площадку, люди уйдут вслед за ними. Но это будут те же самые специалисты и продакшены.

Но аудитория телевидения сокращается.

Роман: Среди молодежи — да.

В среднем цифры растут только у людей за 55 и у детей до 10 лет.

Григорий: Вы что, хотите их без контента оставить?

Возможно, они сменятся другими, у которых будет совсем другой контент. Телевидение в текущем виде вообще останется?

Роман: Когда сменится поколение, тогда и телевидение поменяется. Пока люди смотрят, они будут это делать: «Зачем мне тратить больше сил, если можно просто фигачить по шаблонам».

Григорий: Как вы считаете, что телесмотрение падает?

Агентство Роспечать опубликовало доклад по телесмотрению за 2016 год на основе данных Mediascope. Там говорилось, что среднесуточная аудитория ТВ сокращается.

Григорий: Никто среди нашей маленькой группы не понимает, от чего зависят эти цифры. Не буду говорить за топ-менеджмент канала, который, возможно, смотрит на рейтинги. Мы на этой команде никогда на них не ориентировались. Вот в YouTube все прозрачно — ты сделал контент, видишь, что его посмотрели миллион человек. Сколько просмотров у программы «Вечерний Ургант» с презентацией клипа Киркорова, я не знаю. И что нужно сделать, чтобы было чуть больше или чуть меньше? По-моему, это главная проблема телевидения. Короче, «Вечерний Ургант» знают все в стране?

Да.

Григорий:  Вот это и есть рейтинг.

 

 

Источник