Сейчас подходящее время, чтобы инвестировать в производство российских сериалов

Голосовать
Сериальный бум захлестнул Россию еще в 90-х. Эпоха «Санта-Барбары» накрепко привязала к телеэкрану домохозяек всей страны и стала неотъемлемой частью их вечернего досуга. Именно такая популярность мыльных опер подтолкнула российских продюсеров к созданию собственного контента.
В 2002 году на телевизионном рынке появился крупный игрок, производитель сериалов и телефильмов, – кинокомпания «Амедиа Продакшн», которая сразу же захватила российский рынок, а ее проекты показали высокий уровень телесмотрения.
Нашумевшие сериалы «Бедная Настя», «Моя прекрасная няня», «Адъютанты любви», «Не родись красивой» стали лицом бренда «Амедиа» на долгие годы. И как результат – известность не только в кругу профессионалов, но и среди зрителей. Сегодня в холдинге «Амедиа» есть собственный студийный комплекс с 16 павильонами в центре Москвы, четыре телевизионных канала, а также онлайн-сервис Аmediateka. «Амедиа Продакшн» сотрудничает со многими крупными российскими каналами – Первым каналом, «Россией», НТВ, СТС, ТВ-3. Среди партнеров компании также титаны мировой киноиндустрии – Sony Pictures, Imagina, HOT, RCN, RatPac, Bad Wolf, Plural Entertainment Espana, ADD Content Agency и другие. В планах кинокомпании «Амедиа Продакшн» – увеличить количество совместных проектов с ведущими мастерами аудиовизуального рынка. О ключевых аспектах производства и новых телепроектах – в интервью с генеральным продюсером компании «Амедиа Продакшн» Нелли Яраловой

– Нелли, кинокомпании “Амедиа” в 2017 году исполнилось ни много ни мало 15 лет. Что бы вы могли выделить из тех результатов, которые компания достигла за эти годы?
– Компания “Амедиа Продакшн” почти сразу стала бесспорным лидером российского рынка по производству сериалов и телефильмов. Сегодня наша кинокомпания входит в топ самых крупных и успешных студий – производителей контента в России. Лично для меня очень важно, что о нас знают не только профессионалы, но, что особенно ценно, “Амедиа Продакшн” – одна из немногих компаний, которые знает зритель.

Более того, в свое время кинокомпания “Амедиа Продакшн” оказалась невероятной кузницей кадров. Многие, кто здесь начинал свою карьеру, затем основали собственные студии и стали успешными продюсерами. Не стоит далеко ходить, моя профессиональная история тоже началась в “Амедиа Продакшн” в качестве линейного продюсера. Вместе с коллегами я работала над проектами “Не родись красивой”, “Адъютанты любви”, “Татьянин день”, а потом через несколько лет основала “Агентство Стардаст”, в котором было разработано и написано более 300 телевизионных и анимационных сериалов, телефильмов и полнометражных картин. Одним словом, “Амедиа Продакшн” – это сильная профессиональная школа.

– В октябре на телевизионной выставке MIPCOM в Каннах в рамках спецпрограммы “Российская революция контента” состоялась презентация сериала “Золотая Орда”. Расскажите, чем привлек новый проект иностранных коллег.
– Оглядываясь на успех таких масштабных киноэпопей, как “Игра престолов” и “Великолепный век”, нетрудно догадаться, что исторические картины сегодня в тренде. “Золотая Орда” – историческая костюмная драма, в основе которой мощный мелодраматический сюжет.

В этом фильме есть всё: пронзительная любовь и кровавые интриги, падение могущественной империи Чингисхана и становление великого русского государства. Повествование ведется не классическим, а современным языком, и этот прием, как нам кажется, будет интересен многим зрителям, в том числе зарубежным, для которых время татаро-монгольского ига остается закрытыми страницами чужеземной истории. Признаюсь, “Золотая Орда” вызвала большой резонанс у байеров (Bayer (англ.) – в теле- и киноиндустрии – закупщик аудиовизуального контента. – Прим. ред.) из разных стран еще до презентации в Каннах. Особенно активными оказались коллеги из Китая и стран Азии. От них уже поступило несколько предложений о сотрудничестве, как по нашему флагманскому проекту, так и по библиотеке. На данный момент продвижением “Золотой Орды” занимается крупная турецкая компания Global Agency, которая зарекомендовала себя успешными продажами телехита “Великолепный век”, а из отечественных сериалов – проекта “Екатерина”.

– Насколько известно, этим летом в компанию “Амедиа Продакшн” приезжал Дэнни Коэн – ранее директор BBC, а ныне президент Access Entertainment и руководитель Benchmark Television. Какие предложения поступили к вам от иностранного коллеги в ходе переговоров?
– Наша встреча была первым этапом презентации контента западным партнерам. За два дня мы представили Дэнни более десяти проектов для совместной реализации. Презентационный пул формировали достаточно долго, тщательно отбирали проекты, знакомились с идеями независимых сценаристов, режиссеров и ведущих продюсеров.

В начале 2017 года Access Entertainment совместно с BBC Worldwide и лондонской независимой продюсерской компанией Lookout Point создали Benchmark Television, а эта компания, как и “Амедиа Продакшн”, инвестируется Access Industries, что делает совместное сотрудничество еще плотнее и перспективней. На встрече мы отобрали несколько идей для дальнейшей работы. Помимо этого, иностранный коллега предложил помощь в дистрибуции наших новых сериалов и фильмов.

– Примерно девять из десяти проектов компании “Амедиа Продакшн” – фильмы оригинального производства. Однако есть иностранные адаптации, как, например, израильский сериал “Русалки” (Betoolot), который выйдет на Первом канале в 2018 году. На ваш взгляд, чем вызван столь широкий зрительский интерес к израильскому кино и телеиндустрии за пределами их страны?
– Как и в любом продакшне, 70% успеха фильма зависит от сценария. У нас в бизнесе принято говорить, что хороший сценарий не испортит плохой режиссер, а плохой сценарий не спасет и хороший режиссер. Эта закономерность таким же образом работает в израильском кино. Поэтому израильские сериалы ценятся своей драматургией, персонажами, то есть именно сценарной составляющей и нетривиальной историей. Над “Русалками” “Амедиа Продакшн” работает совместно с продюсерской компанией “Среда”. Кроме израильских фильмов, особый интерес для телевизионного сообщества сегодня представляют турецкие и скандинавские форматы, причем в их числе есть как сериалы, так и игровые шоу. На самом деле это стало возможным благодаря продвижению сериалов внутри самой страны. Возьмем, к примеру, телехит “Великолепный век”, который во многом поспособствовал тому, что на турецкие сериалы обратили внимание за пределами страны.

– А что смотрите лично вы?
– Для работы смотрю практически все, но не люблю ужастики. Предпочтение отдаю комедиям, драмам, нуару, а также скандинавским и английским детективам.

– Какой формат наиболее интересен российскому зрителю – оригинал или же зарубежная адаптация? И вообще можно ли предугадать, “выстрелит” тот или иной проект?
– Одно знаю точно: это каждый раз лотерея. Вряд ли найдется такой продюсер, который возьмет на себя смелость предсказать успех того или иного проекта. В этом вопросе отсутствует закономерность. Порой делаешь ставки на один проект, в котором, казалось бы, найдены все реперные точки, а “выстреливает” проходной.

В первую очередь российскому зрителю важна история, где он сможет найти близких по духу героев в привычных обстоятельствах и местах, а это под силу лишь оригинальным сюжетам. Ко всему прочему, есть отдельный жанр – исторический, к нему относится сериал “Золотая Орда”, который не поддается переложению. Если говорить об адаптациях, то для этого лучше подходят либо семейные мелодрамы, либо драмеди, где все завязано на ситуационном сюжете, или же, допустим, современные детективы, медицинские истории, которые являются общечеловеческими с точки зрения национальных и ментальных особенностей. Как правило, в центре таких телефильмов – сюжетная коллизия, которая может случиться в любой стране, с каждым человеком и при любых обстоятельствах. В свою очередь, мы открыто смотрим на адаптации, потому что среди них есть просто фантастические истории, которые идеально ложатся на самобытную почву российской действительности. Так или иначе, любая сильная история, будь то оригинальная или заимствованная, всегда интересна зрителю, в том числе и российскому.

– История – всему голова. Вероятно, поэтому десять лет назад вы создали сценарное “Агентство Стардаст”. Как сейчас развивается компания?
– “Агентство Стардаст” по-прежнему остается одним из немногих игроков рынка, кто занимается профессиональным подбором сценаристов, режиссеров и композиторов, их продвижением в индустрии и собственно созданием сценариев. Парадоксально, но факт, что направление этого бизнеса намного хуже развито в России, чем в том же Израиле, хотя население этой страны во много раз меньше. Аналогичный подход давно практикуется в Европе и Голливуде, где индустрия полностью держится на агенте. В России на сегодняшний день есть только два ключевых сценарных агентства: “Агентство Стардаст” и DL Agency Дмитрия Петрова. Как показывает практика, любыми индустриальными процессами движет конкуренция, чем конкурентоспособнее рынок, тем качественнее продукт, поэтому такие компании должны появляться. Сейчас “Агентство Стардаст” возглавляет моя коллега – Татьяна Беличенко, которая продолжает успешно расширять авторскую клиентскую базу агентства, продвигать творческие кадры и реализовывать разработки сценаристов агентства среди кино- и телекомпаний.

– В 2016 году вы вернулись в компанию “Амедиа Продакшн” в качестве генерального продюсера. Какова же роль продюсера в телеиндустрии?
– В общем и целом продюсер – это универсальный солдат, который в тандеме со сценаристом придумывает идеи для проектов и воплощает их в жизнь, а для этого нужно иметь определенный уровень таланта и способностей, что далеко не каждому дано.

Наверное, основная задача продюсера – это правильное пакетирование проекта, когда ты точно, а иногда методом проб и ошибок подбираешь сценариста, режиссера, актеров и основной состав съемочной группы. От правильного подбора команды во многом зависит будущее сериала или фильма как в творческом, так и в финансовом смысле.

 Скажите, для вас как для продюсера важно иметь чутье, чтобы найти тот самый сценарий, который станет хорошим плацдармом для будущего фильма?
– В каждой компании выстроена целая система поиска таких идей. Понятно, что они не падают с потолка. И ты не просыпаешься, будучи продюсером, с озарением: вот она, идея, которая принесет успех. Мы устраиваем мозговые штурмы, потом формируем творческо-техническое задание, а дальше подбираем определенных авторов под те или иные задачи. Есть удачные синопсисы, а если повезет, и сценарии, которые попадают к нам путем питчингов (презентация проекта с целью нахождения инвесторов. – Прим. ред.) и конкурсов, где сценаристам дается возможность продемонстрировать свой талант и начать с нами сотрудничество. В компании “Амедиа Продакшн” есть пул крепких сценаристов, с которыми мы сотрудничаем на постоянной основе и часто встречаемся с целью обсудить их новые идеи.

– Имеет ли для вас значение профильное образование или среди ваших сценаристов есть люди из смежных профессий?
– Вообще сценарное мастерство – это очень честное дело, и писательский талант либо есть, либо его нет, не важно, из какой ты профессии. Как правило, по первым двадцати страницам уже видны способности автора, его умение разворачивать историю. Ведь в сценарии важно не просто владеть слогом, но и уметь придумывать. В ходе последнего питчинга проекты разделились на две группы: на те, в которых было зерно с точки зрения идеи, и на те, в которых слабая история, но драматургически профессиональное воплощение. К сожалению, как показывает практика, далеко не все сценаристы, которые могут придумать идею, способны качественно ее реализовать. Уже несколько лет в “Агентстве Стардаст” существует целое направление “Стардаст Young”, которое подбирает молодых сценаристов, а иногда даже абсолютных неофитов – талантливых журналистов, театральных драматургов или молодых писателей. Причем журналистам бывает чуть проще адаптироваться под сценарное мастерство, чем тем же драматургам. У них другая структура мышления. По сути, чтобы написать хороший сценарий, не обязательно иметь профильное образование, куда важней иметь желание и талант.

– Сложилось предубеждение, что телевидение и кино – это больше практика, чем теория. Между тем у вас три образования. Как так получилось?
– Признаюсь, в начале 90-х мечтала поступить на режиссуру, но для этой профессии было не самое лучшее время, поэтому родители меня отговорили. Вот тогда я впервые и задумалась о журналистике. В профессию пришла с наполеоновскими планами: видела себя репортером на Первом канале, который вещает на всю страну из Нью-Йорка. Ведь, как гласит кодекс перфекциониста, в любом деле нужно быть лучшим. Однако через пять лет “писанины” поняла, что это совершенно не мое. Из редакции ушла таким образом: вернулась с кинофестиваля “Кинотавр”, где записала около 30 интервью на диктофон, а когда села за компьютер расшифровывать запись – не выдержала и написала заявление об уходе. Печально вспоминать, но все интервью так и остались в диктофоне, хотя на эти материалы рассчитывало огромное количество печатных изданий. Потом я переехала из Санкт-Петербурга в Москву, поступила в МГИМО на международную экономику, а когда пришла в “Амедиа Продакшн”, то параллельно с работой стала учиться на продюсерском факультете во ВГИКе. Считаю, что получать знания никогда не поздно, тем более если меняешь профиль деятельности.

– Какой вам бы хотелось видеть компанию “Амедиа Продакшн” в дальнейшем?
– В первую очередь прибыльной. И, конечно, в числе ведущих компаний по производству качественного и интересного контента. Главные задачи нашей компании – создание драматургически сильных сценариев и высокий уровень Production Value (пер. с англ. – совокупность множества факторов, по которым можно судить о стоимости контента. – Прим. ред.). С точки зрения личных амбиций всегда пытаюсь с моей командой делать те проекты, которые прежде всего интересны нам самим, поэтому стараемся не идти на компромиссы.

– Какие новые проекты готовятся к выходу в 2018 году?
– На данный момент у “Амедиа Продакшн” приличная библиотека самых разнообразных проектов, как иностранных адаптаций, так и собственного контента. Сейчас мы впервые ступили на почву кинопроизводства, и осенью следующего года в прокат выйдет фильм “Т-34”, который мы продюсируем совместно с компанией “Марс Медиа” Рубена Дишдишяна и каналом “Россия”. Л. Блавантник лично принимал решение о софинансировании и сопродюсировании фильма. И для нас это первый такой большой, невероятно дорогой эксперимент с бюджетом в 560 млн рублей. Также в 2018 году на Первом канале запланированы премьеры нескольких наших флагманских проектов – “Золотая Орда”, “Русалки”, “Подкидыш” и других. Целый ряд проектов сейчас находится в сценарном производстве, съемки будут запущены в следующем году.

 

Источник