Сергей Жуков, генеральный директор компании «А-Спутник» (фирменного монобрендового салона «НТВ-Плюс» из Пермского края) рассказал о том, как выглядит рынок платного ТВ глазами установщика спутникового оборудования.
Как долго вы работаете на рынке? С какими платформами сотрудничали ранее и взаимодействуете сейчас?
Мы начали работу с 1995 года на рынке эфирного телевидения. Спутниковым телевидением стали заниматься с 2000 года — когда был спрос на подключения к бесплатным спутниковым каналам.
За все время работы мы продавали все существовавшие и все существующие по сей день спутниковые платформы, однако сейчас сфокусировались на платформе «НТВ-Плюс». С 2017 года мы являемся фирменным монобрендовым салоном «НТВ-Плюс». В отличие от многих коллег, наша компания сделала ставку на эту платформу, и мы считаем, что не ошиблись. На наш взгляд, это самое качественное предложение на спутниковом рынке, как с точки зрения оборудования, так и по контенту и обслуживанию клиентов.
Опишите территорию вашей работы. Какое население — городское или сельское — обслуживаете?
Мы работаем на территории всего Пермского края, в том числе в городе Перми. Обслуживаем преимущественно городское население, при необходимости выезжаем в любую точку края.
Городское население — частный сектор или среди клиентов заметна доля обитателей многоэтажек?
Спутниковое телевидение по большей части интересует частный сектор в черте города, население коттеджных поселков на разном удалении от городов, а также дачников. Кстати, благодаря последним возникает всплеск активности на спутниковое ТВ весной, когда жители региона начинают массово перемещаться на дачи.
Остался ли сегодня спрос на спутники, распространяющие бесплатные каналы?
Да. В нашем регионе население интересуется каналами с Hot Bird 13B (13° в. д.) и Azerspace 1 (46° в. д.). В основном их подключают для просмотра национальных каналов.
Давайте поговорим о контентных предпочтениях ваших клиентов. Проявляется ли интерес к HD-контенту? Или, быть может, зрители уже интересуются 4К-каналами?
Спрос на HD-контент у населения заметен, но его, на мой взгляд, нельзя назвать драйвером подключений, а контент 4К — и подавно. Интерес к нему проявляют жители крупных населенных пунктов или дорогих коттеджных поселков, где уже есть 4К-телевизоры. Однако я считаю, что этот спрос по большей части формирует любопытство, которое со временем ослабевает. На спутнике не так много контента 4К, не всем по душе содержание. А только лишь красивая картинка не может удержать зрителя.
А какие тематики телеканалов популярны у населения?
Думаю, драйвером подключений можно назвать спортивные, познавательные и фильмовые каналы.
Заметна ли конкуренция спутникового телевидения и эфирной цифры?
Спрос на эфирную цифру в регионе, безусловно, есть. Но цифровое телевидение нельзя назвать конкурентом спутниковому из-за малого количества каналов. Как и у коллег в других регионах, наша целевая аудитория ставит цифру на второй и последующие телевизоры в домохозяйстве, и то, если хочет сэкономить. Семьи с большим доходом на второй, а иногда и последующие телевизоры ставят спутниковые комплекты — именно такие подключения и обеспечивают нам некоторый уровень «первички».
В целом как бы вы могли охарактеризовать рынок спутникового телевидения в вашем регионе? Он насыщен? Наблюдается ли переход абонентов от оператора к оператору?
Рынок, конечно же, достиг стадии насыщения. Волна первичных подключений давно миновала, но возможности роста пока еще сохраняются. Новые подключения, как я говорил, идут на второй и последующие телевизоры в домохозяйстве.
Абонентская база уже более-менее поделена между операторами. Массовых перемещений абонентов от одного к другому мы не замечаем, за исключением ситуаций, когда операторы прекращают свою работу. Конечно, переходы присутствуют, но их нельзя назвать тенденцией.
Много ли установщиков ушло с рынка за последние несколько лет? Это были стабильные крупные компании или мелкие установщики, которых ваши коллеги называют «велосипедистами»? И почему, на ваш взгляд, так происходит?
Установщиков действительно становится все меньше. За последние несколько лет количество «велосипедистов» заметно сократилось и несколько стабильных компаний сменили основной вид деятельности. Мало для кого спутниковое телевидение остается основным бизнесом — не те прибыли здесь сейчас.
Но работать на совесть выгодно и сегодня. Потерять клиента — лишиться дохода. Часто прибыль с клиента мы получаем не на первичной установке, а на последующем обслуживании, поэтому важно сохранять доверие клиентов. Мы работаем строго по прайсу. Покупателю важно, что смета составлена по правилам, а не исходя из стоимости обоев или содержания холодильника.
Как вы привлекаете клиентов в нынешних сложных условиях?
Как и все, стараемся стать более клиентоориентированными. Вкладываемся в рекламу, проводим совместные рекламные акции с партнерами, предоставляем призы на спортивных турнирах. Создали футбольную команду, пропагандируем здоровый образ жизни. Поднять интерес помогают акции самого оператора. А когда абоненты приходят к нам за обслуживанием — ремонтом или настройкой ресивера, продлением пакетов, — предлагаем дополнительные услуги, оборудование или пакеты каналов, которые могут их заинтересовать.
Изменилась ли за последние годы политика спутниковых платформ по отношению к установщикам?
Немного. Но по нашим наблюдениям, операторы становятся ближе к установщикам, привлекают их лояльными партнерскими программами.
Есть ли интерес в вашем регионе к спутниковому Интернету? Пользовался ли у вас ранее популярностью односторонний спутниковый Интернет и покупают ли сейчас комплекты для двустороннего ШПД?
Односторонний Интернет мы ставили — спрос был. А сейчас есть спрос и на двусторонний. В основном спутниковым Интернетом интересуются там, где нет вариантов проводного подключения. При этом в данный момент цена комплекта для двусторонней связи равна стоимости средненького смартфона, так что позволить это удовольствие может себе практически любая категория абонентов.