«В первой серии 600 кадров со спецэффектами, чего еще ни разу не случалось в истории телевидения»

Два начальных эпизода «Сверхлюдей» (Marvel Inhumans) — первые в истории телевидения, полностью снятые на камеры IMAX. Режиссер Роэл Рейн представил их в Москве и рассказал нам, каковы преимущества этой технологии, в чем различие ТВ-формата и кино и почему 3D медленно умирает.

— В России понятие «шоураннер» довольно размыто. Им называют кого угодно: от сценариста до продюсера. Можно ли называть шоураннером человека, который снимает пилот сериала?

— Зависит от самого сериала. Как правило, шоураннеры — это люди, которые пишут костяк сценария, на них работают те, кто разрабатывают сюжетные ответвления, подробности и прочие мелочи. По большому счету, шоураннер — это босс, как режиссер в кино. В «Сверхлюдях» это Скотт Бак, который написал первые две серии и последний эпизод сезона, а затем работал с остальными авторами. Я участвовал в сериалах, в которых шоураннеры занимаются вообще всем: работают над каждым кадром, каждым движением. У нас же, можно сказать, было больше свободы, режиссеры имели свое видение истории. Например, я мог кое-что менять, кое-что добавлять.

— Вы говорили, что проходили своеобразный питчинг режиссеров, которые будут снимать первые серии «Сверхлюдей». Чем вы удивили руководство студии, что они выбрали именно вас?

— Думаю, это была комбинация того, что они увидели в моем фильме «Адмирал» и в одной из серий «Черных парусов», которую я постарался сделать как большой кинематографический продукт. Визуально это было очень круто. Во-вторых, я рассказал им свое видение: как эмоционально будут вести себя герои, что они будут чувствовать, переживать. И, в-третьих, я показал, как камеры IMAX станут полноценными участниками действия. Наверное, им все это понравилось, поэтому они и выбрали меня. Но конкуренция была серьезной, надо признаться.

Роэл Рейн на презентации сериала «Сверхлюди» в Москве / Фото: Ольга Наседкина

— Но вы же понимаете, что, сняв такие крутые первые серии, вы создали большую головную боль для режиссеров остальных эпизодов «Сверхлюдей»?

— Да, это правда, но это же не моя проблема (смеется). Если серьезно, это непростая ситуация, потому что первые два эпизода — это представление мира, представление героев и их проблем. Все прочие эпизоды могут показывать детали. Для этого уже не нужны мощные IMAX-камеры.

Герои сериала «Сверхлюди»

Когда мне предложили снять первые серии «Сверхлюдей» на камеры IMAX, я необычайно воодушевился, потому что это мой любимый формат. Каждый новый крупный фильм я всегда стараюсь смотреть в кинотеатрах с большим экраном. Сейчас, когда телевидение совершает новый качественно важный скачок, меня радует мысль, что, возможно, зритель сможет провести 10 часов не лежа дома перед маленьким экраном, а в кинотеатре IMAX, просмотрев телесериал от начала до конца.

— Говоря о камерах IMAX, мы можем сколько угодно перечислять их плюсы. Но ведь есть же и минусы?

— Что касается технических аспектов, я думаю, что нет плюсов или минусов. В конечном счете, неважно, что у вас в руках — IMAX или айфон. Вы должны рассказать историю, найти эмоции в героях, а разрешение — это уже второе дело. Я думаю, что технические детали должны привносить особую изюминку в развитие сюжета, но не превалировать над ним.

Роэл Рейн на съемках сериала «Сверхлюди»

— Представленные фрагменты первых серий «Сверхлюдей» меня впечатлили тем, как четко IMAX «хватает» как дальний, так и средний план, а также крупности, включая каждую строчку на костюме, каждую деталь на теле актера. Разве это не создает проблему для режиссера?

— Это не проблема. Это цель. Я рад, что вы это заметили, потому что я помешан на деталях. Во всех своих фильмах я в первую очередь обращаю внимание на мелочи. Важно все. Вы создаете полотно, художественную картину. На уровне подтекста детали говорят о фильме порой больше, чем полный кадр. Например, кольца, которые носят король Черный гром и его жена Медуза. У него треугольник повернут в одну сторону, у нее — в другую. Для фанатов оригинального комикса это существенные детали. Иногда этого никто не замечает, но есть специалисты, которые обращают на это внимание.

Роэл Рейн на презентации сериала «Сверхлюди» в Москве / Фото: Ольга Наседкина

— Но ведь вам или специалистам из Marvel придется, в конечном счете, переконвертировать всю эту красоту из IMAX-формата в простой телевизионный.

— В техническом смысле это несложно. Сложно было мне как режиссеру не заиграться с камерами и постоянно помнить, что это телесериал ABC. То есть я служил двум господам: одним нужны большие широкие кадры, другим — что-то попроще.

Кадр из сериала «Сверхлюди»

То, что я представил руководству, выглядело довольно радикальным. Вот, например, эпизод, когда королевская семья сидит за столом. Вы знаете, как работает телевидение: общий план, средний план, крупный план и обратно. Мне хотелось большего. Я поклонник Вонга Кар-Вая и его фильма «Великий мастер» и предложил снять сцену за столом так же, как там. Руководство мне разрешило, но с условием, что я буду снимать тремя камерами одновременно. Две камеры я возьму со съемок «Мстителей» и ими буду снимать необычные ракурсы, а третью, которая будет снимать традиционно, мне даст студия. Что я и сделал. Надеюсь, было видно, когда я мог снимать с нижней и верхней точки. Это уже другое телевидение, это больше похоже на кино. И я был счастлив, когда ABC это понравилось. На презентации для своих покупателей они показали именно эту сцену.

Я помню, как я приехал на площадку «Мстителей», чтобы посмотреть камеру ARRI IMAX 2D (мы снимали именно на них, они компактные и удобные). Я тут же взял ее и стал крутить в руках, бегал с ней на плече, снимал с разных точек. Представляю себе, как на меня смотрели представители Marvel — я был счастлив, как ребенок с новой игрушкой.

Роэл Рейн на презентации сериала «Сверхлюди» в Москве / Фото: Ольга Наседкина

— Телеформат и кино в последнее время все ближе и ближе друг к другу. И все же, когда я вижу тот или иной кадр, то я точно могу сказать, что вот здесь кино, а вот здесь телесериал. Я не могу для себя это сформулировать, помогите мне, как вы это для себя оцениваете?

— (задумывается на некоторое время) Все дело в истории, как я уже говорил. Просто некоторые истории очень хорошо упаковываются в телевидение. И здесь неважно, какой будет объектив, какие линзы: большой экран для подобных историй — это слишком. Например, меня разочаровал последний сезон «Карточного домика» — там было очень много разговоров и очень мало пространства. Если вы вспомните первый сезон, который снимал Дэвид Финчер, там было настоящее кино. В целом, я различаю это так. В кино историю рассказывают с помощью визуальных средств, на телевидении — как правило, с помощью диалогов. В этом большая разница. Но мне нравятся те сериалы, в которых есть много кадров с визуальной составляющей.

Роэл Рейн на презентации сериала «Сверхлюди» в Москве / Фото: Ольга Наседкина​

— Чем вы объясняете падение популярности 3D в залах IMAX?

— Я тоже не большой поклонник 3D. Я думаю, что для того, чтобы это работало, нужны настоящие широкоугольные камеры. Ведь чаще всего бывает, что фильмы снимают в 2D и лишь потом конвертируют в стереоформат. Из-за этого картинка может разъезжаться по ширине, темнеть, качество становится хуже. Как режиссер я лучше буду использовать длинный фокус для создания пространства, чем 3D. Это можно сравнить с чтением книги и прослушиванием аудиокниги. Это другой эмоциональный язык. Я думаю, что 3D идеально подходит для мультфильмов для детей, хотя моему сыну 10 лет, но он ненавидит 3D и смотрит все фильмы в 2D.

Думаю, 3D умирает. Единственный режиссер, который умеет обращаться с ним, — это Джеймс Кэмерон, потому что в «Аватаре» он с помощью стереоэффекта показывал мир-фантазию. Для этого опыта 3D был более чем уместен.

— Главный герой, Черный гром, молчит весь фильм и разговаривает с помощью жестов. Могут ли люди с ограниченными способностями понять его?

— Нет. Это специально придуманный язык, который создавали не только ученые филологи, но и сам актер Энсон Маунт. Получился очень компактный язык. Хотя все вдохновлялись настоящим языком глухих.

Кадр из сериала «Сверхлюди»

Мне вообще нравится Черный гром. Он не может говорить, потому что его голос разрушителен. Даже если он кашлянет, то, боюсь, это разнесет пол-Москвы. И со временем он научился молчать. Получился такой король без права голоса, и драматургически это очень интересно.

— Расскажите про создание Локджо, гигантского бульдога, который служит средством телепортации персонажей.

— Локджо — это первый полностью созданный на компьютере персонаж на телевидении. Мы снимали сцены с ним как на хромакее, так и на натуре, а актеры взаимодействовали с куском синего пенопласта.

Кадр из сериала «Сверхлюди»Кадр из сериала «Сверхлюди»

По большому счету, вы еще не видели его во всей красе. У нас очень много сцен с ним, он ходит, танцует. Он настолько большой, что порой не влезал в декорацию. В одной сцене он не мог «пройти» в комнату, ему мешали растения. Мы придумали, что он для того, чтобы проникнуть в зал, сбивает кадки. Он очень симпатичный и веселый «песик». А вообще, должен сказать, что всего в первой серии 600 кадров со спецэффектами, чего еще ни разу не случалось в истории телевидения.

Первые два эпизода сериала «Сверхлюди» выйдут в российский прокат в кинотеатрах IMAX с 31 августа. Сам сериал стартует на канале ABC 29 сентября.

 

 

 

Источник