Виталий Путилин, «ИНТВ»: «Заметны изменения в сторону сокращения бюджета на спортивные трансляции»
Генеральный директор компании «ИНТВ» Виталий Путилин рассказал «Теле-Спутнику» о том, как оснащаются мультимедиастудии спортивных объектов, а также как на рынке оборудования и программного обеспечения для оформления эфира сказывается постепенный отток рекламодателей с телевидения в Интернет.
Основное направление нашей деятельности — разработка программного обеспечения и оборудования для телевизионной индустрии, в частности оформления эфира ТВ- и интернет-трансляций, а также оснащения мультимедиастудий спортивных объектов.
Помимо собственного производства и продажи инструментария европейских брендов, мы сдаем в аренду оборудование вместе с обслуживанием. Это направление дает лишь порядка 5% доходов. Однако благодаря этим проектам мы привлекаем клиентов к собственным продуктам, поскольку работаем на крупных соревнованиях или шоу, вроде «Мисс России».
Направление работы со спортом у нас появилось недавно, ранее мы концентрировались на телевизионной отрасли. В 2008 году на хоккейном матче СКА — Динамо-Рига (Латвия) нас заметили телевизионщики из Латвии. Там работала наша титровалка, обеспечивающая автоматизированную от судейской системы вставку инфографики в трансляцию спортивной программы. Прибалты оценили работу нашей системы и включили ее в международный тендер. Мы его выиграли, это был первый целенаправленный заказ под спортивные телепрограммы.
Увидев потенциального заказчика в спорте, мы доработали свои системы, учитывая спортивную специфику. Там появилась база данных, такие понятия, как команды гостей и хозяев — то автоматизированное обновление спортивных результатов и статистики, которого нет в обычных системах оформления эфира. И эти специфические свойства мы продолжаем развивать.
Со временем у нас появились даже отдельные опции для видов спорта — футбола, легкой атлетики, плавания и других. Все это очень специфические направления, где использовать стандартные системы оформления эфира нереально — там невероятная скорость развития событий, поэтому нужна оперативная автоматическая смена инфографики в виде спортивных параметров соревнований. К примеру, в хоккее как только шайба забита, надо мгновенно отобразить в эфире счет, не дожидаясь, пока человек введет новые цифры руками, а то за это время уже и следующую забьют.
Потом мы занялись оборудованием для спортивных мультимедиастудий.
Наши основные заказчики — это телекомпании, купившие у федераций права на трансляцию футбола, хоккея, волейбола, баскетбола и других. Обычно контракты подписываются на пакет игр, например на сезон, и телекомпании стараются наладить рабочий процесс, как на фабрике: набрать людей, обучить их, создать комфортные условия работы, в частности предоставить удобный инструментарий.
Непосредственно в спорте у нас два основных заказчика — спортивные арены и федерации по определенным видам спорта, которые на самом деле закупают оборудование и ПО с одной и той же целью — для оснащения спортивных объектов. Федерации всегда работают над проектами в привязке к определенной площадке. Зачастую у клуба и площадки один и тот же владелец, поэтому тут нет смысла выделять сегменты рынка.
Изменения заметны только в сторону сокращения бюджета на спортивные телетрансляции. Конкуренция среди вещателей здесь довольно большая, нет жестких требований к качеству. Спортивная инфографика все еще востребована — все-таки это специализированный инструмент автоматизации, помогающий работать в соответствии с регламентами спортивных федераций, поэтому в количественном выражении клиентов становится даже больше. Но в то же время объем каждого отдельного заказа уменьшается.
Причин этому мы видим много. Одна из них — довольно сложные условия на самом телевизионном рынке, когда растет конкуренция со стороны Интернета. В ответ на рост числа интернет-вещателей на рынке даже появились «бюджетные» — чуть ли не «бытовые» — системы, которые используются для оформления тех же интернет-трансляций. При закупке оборудования на них обращают внимание и телевещатели.
Да. Мы успели к чемпионату мира по футболу поставить оборудование — медиасервер «Атлас-Фрактал» собственного производства — на пять стадионов, принимающих матчи: в Казань, Саранск, Самару, Екатеринбург и Сочи.
В преддверии международного спортивного события все они оснащались новыми, более яркими экранами с большим разрешением, и для формирования на них изображения, соответствующего требованиям федераций РФПЛ и UEFA, модернизировалось оборудование мультимедиастудий. Причем нужен был не просто сервер, который выведет рекламу, а система, которая будет формировать базовую спортивную инфографику, сообщения МЧС и рекламу на видеопериметры.
К тому моменту, когда выбирались поставщики этого оборудования, наш «Атлас» уже работал на матчах UEFA в нескольких странах. Поэтому по результатам тендера и была выбрана станция «Атлас-Фрактал», одобренная UEFA. Как ни странно, на рынке есть довольно много более дорогих решений, которые делают красивый дизайн, 3D-маппинг и выдают всевозможные спецэффекты, но для спорта это не нужно. Нужно, например, очень быстро показать счет в игре. Это очевидная мелочь, кажется, что она лежит на поверхности, но справляются с ней единицы, так как она требует специализированного и индивидуального подключения к оборудованию спортивной арены или FTP-серверам спортивной федерации.
Не совсем. Небольшие каналы действительно устремились в Интернет. Но крупные телеканалы — «Первый канал», ВГТРК, НТВ и другие — остаются верными себе. Для них это вещание на втором экране через приложение. Это не повод снижать требования к качеству.
В части оборудования сейчас заметна волна перехода крупных вещателей на интерфейсы video-on-IP (в частности, SMPTE 2210). Эти интерфейсы позволяют создавать более гибкие комплексы, где нет специализированных видеоинтерфейсов и дорогих кабелей. Ведь главное в их инфраструктуре — это даже не источники и не потребители сигнала, а коммуникации внутри комплекса. Стоимость оборудования video-on-IP — та же, но гибкость интерфейса обеспечивает простоту масштабирования или изменения конфигурации комплекса буквально в считаные часы под текущие потребности.
Переход на video-on-IP идет по мере обновления оборудования, которое в среднем в индустрии заменяется каждые 3—7 лет.
Мы пока это направление не поднимали. Но было бы интересно поработать. Свое оборудование мы постепенно готовим под эти сервисы, в частности интегрируем интерфейсы и стандарты, которые позволяют с ним работать, — NDI, RTMP, HTTP Streaming Dash и HLS. Сейчас у нас есть набор программных опций для телевидения и спорта, в будущем выпустим набор и для OTT. Потребность в них ощущается уже сейчас.
Пока я не готов назвать какие-то сроки — на все рук у нас не хватает. Хорошим стимулом разработки будет заказчик. На разработке очень продуктивно сказывается появление требовательного клиента, как это было со спортом по заказу латвийского телевидения или UEFA. Но, думаю, мы в любом случае на NATEXPO что-то покажем. Сейчас на рынке уже появился пул клиентов, которым это может быть интересно.
Мы развиваем существующие продукты и разрабатываем новые. К примеру, у нас появился новый видеосервер замедленных повторов «Метеора-Спорт» и «Метеора» — вещательный видеосервер для записи и воспроизведения. Раньше мы только рассказывали об этом сервере на выставках, теперь же выпущена первая партия и установлена на нескольких стадионах. Как и любой новый продукт, он неидеален, хотя нам, конечно, хотелось бы обратного. Будем улучшать.
Готовится к выпуску пульт управления — специальная консоль с различными тактильными элементами и индикацией, позволяющая работать с нашими компонентами более комфортно. В дополнение мы сейчас внедряем наш интерфейс управления для сенсорных экранов.