Как снимать спортивные мероприятия

Стань «охотником», cкоординируй свои действия с командой и не бойся отходить от первоначальной концепции: российские операторы-постановщики и режиссеры делятся секретами «спортивного» мастерства.

Марина 
Мельник 

Оператор-постановщик и режиссер («За финишной чертой», «Мотокросс»)

Если взглянуть на фотографии Картье-Брессона, ключевое достоинство и ценность его снимков в «концентрации истории в одном мгновении». Это великое мастерство, к которому стоит стремиться. Я считаю, что развивать скорость спуска внутреннего затвора полезно всегда: включите для себя режим «здесь и сейчас». В этом смысле спортивная съемка очень напоминает охоту: выслеживаешь цель, и нажимаешь «rec».

Чемпион по биатлону Бьерндален тренируется каждый день с 6 утра и приходит первым. Он победитель, и все его движения легкие, отточенные. Поэтому нужно снимать его подобно льву, оббегающего свои владения, сильному и уверенному в себе. Другие спортсмены чувствуют его уверенность и реагируют соответствующе: видны осторожные взгляды, ускорения бега, сжатия челюстей.

В процессе спортивной съемки оператор практически становится сорежиссером: он обязан знать сверхзадачу каждого эпизода и подбирать к ним нужные краски. Ему надо быть максимально сосредоточенным, ведь никому не нужны шаблонные кадры, зрителю нужна жизнь.

Например, я снимаю мальчика, встающего на носочки, чтобы разглядеть спортивное действо: он выглядывает из-за спины, топчется и щелкает пальцами. Отец вспоминает о своем сыне и поднимает его выше. Мальчик счастлив, он кричит и заявляет о себе, направляя энергию на любимого спортсмена. А спортсмен слегка поворачивает голову, реагируя на крик, это дает ему сил, и он ускоряется, чувствуя, как мальчик болеет за него.

С приходом цифровых камер, появилось желание «поливать» (т.е., фиксировать все, что происходит без разбора). Но это происходит лишь от непонимания, что делать. Важно не столько смотреть, сколько видеть, а также придумывать, как визуально показать «желание победить», «страх падения» и прочее.

Максим 
Арбугаев 

Режиссер («Бой», «Каюры»)

В процессе съемок фильма «Бой», посвященного паралимпийской сборной по футболу слепых, я два года следил за командой, готовившейся к чемпионату Европы. Нужно было понять, как двигаются игроки, чтобы в ответственный момент игры камера смогла их поймать. Поэтому мы решили тренироваться снимать фильм непосредственно во время тренировок паралимпийской команды. В результате «тренировки» хорошо для нас сработали: 95% ответственных игр были сняты в фокусе и все было выдержано композиционно.

В спортивной съемке, где все «здесь и сейчас», важно правильно расположить камеры. Если съемка многокамерная, выберите позиции, с которых вы будете максимально «владеть» происходящим. Чертите схемы, чтобы понимать, где будут стоять камеры, и тогда вы сможете по— максимуму захватить нужную вам информацию. Необходимо также правильно задать операторам крупности и движения камеры: при многокамерной съемке тяжело «клеить» кадры, снятые почти одинаково.

Старайтесь быть на два шага впереди героя, изучите его характерные движения и особенности. Узнав характер одного из паралимпийцев, я догадался, что он перекрестится перед важным пенальти. Поэтому я предупредил об этом оператора. То же касается и тренера, перемещения которого по полю лучше предугадывать. Снимайте максимальное количество материала: на монтаже вы сможете выбрать нужные вам фазы. Иногда я просил операторов не «стопиться», и они снимали всю часовую игру подряд.

Не забывайте про звук. Чтобы передать атмосферу стадиона, мы со звукорежиссером поставили по периметру площадки порядка шести микрофонов, захватив ими все ее пространство. Мы писали звук на Zoom H4 и Zoom H6, а потом на монтаже накладывали «атмосферу».

И главное — не бойтесь отходить от начальных концепций съемки. Сперва я хотел дать в «Бое» максимально плавный монтаж с панорамами и без трясущейся камеры. Но понял, что трясущаяся камера и расфокус сработают на историю гораздо сильнее, чем плавный, аккуратный монтаж. Монтажный «хаос» добавил динамики, придал игре ритм экшена. Кстати, я отказался и от штатива: без него операторы смогли больше двигаться, не быть прикованными к одной точке, что тоже придаст материалу разнообразия.

Фильм «Бой» выйдет на экраны в 2019 году.

Игорь 
Иванов 

Оператор-постановщик (Sochi Enduro Camp 2.0)

Есть две категории авто— и мотосъемки: репортажная и художественно-документальная. Для репортажной исследуйте место, подготовьте покадровый план и музыкальный ряд (искать музыку в день соревнования — это провал). Конечно, надо понимать, что вы будете снимать: знать на каком участке трассы будут происходить главные события (крэши, обгоны), быть в курсе системы судейства. И конечно, представлять, как выглядят автомобили лидеров чемпионата.

Первый этап RDS GP, обзор парных заездов 

Кажется, что в художественно-документальной съемке все проще: камера, микрофон, экшн-камера и сценарий. Но это не совсем так. Вам нужно будет далеко ходить, носить много оборудования и воды и быть готовым к любым погодным условиям. Из оборудования при естественном освещении нужны светофильтры. Возьмите поляризационные или ND-фильтры, чтобы получить красивое боке при ярком солнце, более насыщенный цвет листвы или прозрачную воду.

Sochi Enduro Camp 2.0

Не стоит забывать о запасных аккумуляторах и картах памяти. При выборе хорошего ракурса можно уйти далеко от трассы (чтобы передать масштабность происходящего) или лечь с камерой на дорогу (для эффекта присутствия). После изнурительных съемочных дней наступает важный и трудозатратный процесс монтажа, включающий в себя разбор «тонны» материала. Помните: монтаж в авто— и мотосъемке подразумевает частую смену планов, разнообразные ракурсы и заводную музыку на фоне.

Оскар 
Турсунов 

Оператор-постановщик (Чемпионат мира по хоккею-2018, Олимпийские игры: Лондон-2012 и Сочи-2014)

Снимать спорт достаточно просто. Нужно знать задачи своей камеры и не менее хорошо — задачи других камер. Также понимать, как монтирует в прямом эфире режиссер и предугадывать, какую камеру он возьмет в эфир следующей. Не стоит забывать и про режиссеров видеоповторов: помимо оперативных повторов момента они наполняют трансляцию эмоциями, деталями и атмосферой мероприятия. В конце шоу могут показать динамичный клип под музыку, стилистически отличающийся от самого соревнования.

При кажущейся простоте хороший результат в спортивной съемке можно получить, только если вся команда работает «на одном дыхании». Здесь как и у спортсменов: счет идет на секунды, даже доли секунды. Стоит чуть упустить суть игрового момента — и ваша камера полностью выпадет из игры. Спортивные мероприятия часто идут в прямом эфире, и опоздать на пару секунд зачастую означает опоздать на целую вечность.

Перед съемкой тщательно подготавливайте рабочее место, настраивайте камеру и себя. Ну и, конечно, совмещайте ваши профессиональные навыки владения камерой с «чувством игры» и «чувством эфира».

Петр 
Стромин 

Оператор-постановщик (Гоночная серия FIA WEC)

На гоночной трассе всегда надо быть в курсе того, что происходит вокруг. Нельзя рисковать для крутого кадра. На трассу разрешено выходить, только когда это предусмотрено организаторами. В 1955 году в Ле-Мане произошла авария, в результате которой крупные обломки гоночного автомобиля влетели в толпу. Погибло 83 человека, включая гонщика Пьера Левега, 120 получили ранения.

Для съемки гоночных мероприятий лучше всего использовать камеры типа Sony FS7 или Canon C500 и обязательно брать объективы с фокусным расстоянием 70-200, а лучше даже 100-400: бывает, что оператору до автомобиля достаточно далеко. Поэтому же применяется оптический экстендер.

Все постановочные кадры лучше снимать до начала гонок, когда идет подготовка и отлаживается оборудование: во время гонок спортсмены и их команды сосредоточены на процессе и отвлекать их не стоит.

На каждой трассе есть особо сложные для пилотов участки, и они крайне интересны в плане съемки. Например, на гоночной трассе Нюрбургринг в Германии автомобиль подлетает над дорожным покрытием, а на Circuit of The Americas в США потрясающие перепады по высоте, поэтому автомобили касаются днищем дорожного покрытия и летят искры.

Стоит учитывать и погодные условия. Обязательно берите дождевики и запасную обувь, а также защиту от дождя для камеры.

Мария 
Евтеева 

Режиссер («За финишной чертой», «Быть лучшим»)

Спорт — это всегда многокамерная съемка. Поэтому важно заранее обсудить с оператором задачи, стиль съемки и крупности планов. У него всегда есть возможность «отрепетировать» свои действия на отборочных соревнованиях, и уже на главном старте работать по накатанной схеме. Режиссер, в свою очередь, должен быть подготовлен и предвидеть не менее трех вариантов развития событий. Как показывает практика, не всегда все идет по плану: в этом и прелесть документального кино!

Во время съемок сцены последнего старта биатлониста Ивана Черезова для фильма «За финишной чертой», мы использовали следующую тактику: в гонках, где не участвовал Иван, мы снимали детали, крупные планы, других спортсменов и атмосферу, наполняющую стадион. А когда на старт вышел герой, все камеры сфокусировались только на нем, чтобы зафиксировать полный цикл состязания от старта до финиша. Таким образом на монтаже мы могли собрать полноценный эпизод со всеми деталями гонки.

Источник