Что нужно уметь успешному второму режиссеру

Второй режиссер Джейкоб Биттенс рассказывает, к чему нужно быть готовым тем, кто только собирается начинать карьеру второго режиссера.

Второй режиссер отвечает за многое и нужен везде — как на больших студийных проектах, так и на безбюджетных короткометражках. Но, если упрощать, то режиссер занимается актерами, а второй режиссер — всей съемочной площадкой. Его департамент отвечает за все необходимые операции и оперирует самой главной валютой в кинопроизводстве — временем.

Джейкоб Биттенс / Фото: Nadia Gilbert 

С самого начала проекта второй режиссер разбирает сценарий, распределяя все необходимое в четкую таблицу: персонажей, реквизит, локации, трюки и так далее. После этого он составляет план, в который вносит каждую сцену, которую предстоит снять. В каждой строчке — важная информация о том, КТО, ЧТО, ГДЕ и КОГДА должен делать в сцене. На основе этого плана второй режиссер может эффективнее всего организовать расписание.

Чтобы это сделать, им нужно держать в голове множество факторов еще до того, как начнутся съемки. Большая часть фильмов снимается не в хронологическом порядке. В идеальном мире каждую картину снимают по локациям, группируя в одну смену, допустим, все сцены с каким-то актером, при этом следя, чтобы в день снималось достаточное количество страниц сценария.

Импровизация

Сложности всегда вносят хаос в работу. Иногда локация доступна только в определенное время или у актера случается конфликт графиков. Иногда дневную сцену приходится снимать ночью или же вообще нужно успеть все сделать до того, как начнется рабочий день. Всем этим предстоит заниматься второму режиссеру задача которого — свести все эти проблемы к минимуму. Любое изменение в расписании может породить новый конфликт, но возможности для творчества все равно остаются.

Хороший второй режиссер всегда знает, как выйти из самых запутанных ситуаций: заклеить окна черной тканью, чтобы среди дня воцарилась ночь, незаметно подменить актера в кадре или перенести начало смены, чтобы избежать конфликтов. У каждой проблемы есть решение, и опытный второй режиссер всегда с радостью их предлагает.

Наконец, расписание согласовывается с главами департаментов, чтобы не было никаких сюрпризов. Оператор-постановщик должен знать, когда на площадке потребуется кран, реквизитор — когда в дело пойдет средневековый щит.

С приближением первого съемочного дня второй режиссер рассылает вызывные листы — священный документ, содержащий в себе всю основную информацию о смене, включая время прибытия членов группы.

Постоянные изменения

Когда дело доходит до площадки, все снова приходится переделывать. Задача второго режиссера — организовать процесс так, чтобы каждая смена заканчивалась эффективно, чтобы команда сняла все нужные кадры. Для этого ему приходится оповещать всех, какой следующий кадр нужно снимать, проверять, работают ли гримеры и костюмеры над актерами, и достаточно ли быстро департаменты справляются со своими задачами. Они следят, чтобы на площадке не было мусора и других предметов, которых не должно быть в кадре, а также общаются с режиссером, чтобы узнать, всем ли он доволен.

Доверие команды

Все это требует от второго режиссера постоянного внимания и активности. Он редко садится. Он постоянно в движении, перебегает из одного департамента в другой, чтобы точно знать, что случилось и что должно случиться. Второй режиссер должен быть отличным переговорщиком, должен мотивировать команду делать все быстрее. Съемки — это долгая и тяжелая задача.

При этом нужно поддерживать на площадке моральный дух. Отношения второго режиссера и команды чрезвычайно важны. Если люди не могут положиться на второго режиссера, работа замедляется и обстановка становится напряженной. Во главе угла всегда должно быть решение проблем: «Что нужно, чтобы этот кадр получился? Кто-то еще не готов к дублю? Как долго нужно устанавливать этот источник света?».

Вы отвечаете за безопасность каждого на площадке

Безопасность — другой аспект кинопроизводства, за которым второму режиссеру приходится следить. Вместе со старшим механиком он считается главным ответственным по этому вопросу. Они со своими ассистентами должны постоянно проверять, свободны ли нужные проходы, не грозит ли кому-нибудь из присутствующих на площадке опасность и все ли потенциально травматичные ситуации разрешены. Им следует всегда держать в голове, где находится аптечка первой помощи и огнетушитель, а также следить, указан ли адрес ближайшей больницы в вызывном листе.

Работа второго режиссера полна стрессов, ведь вокруг них всегда что-то происходит, причем чаще всего — сразу несколько вещей одновременно. Но и взамен они получают многое. Между ними и командой возникают крепкие товарищеские отношения, потому что каждый день они делают вместе что-то невероятное. Делать кино тяжело, но второй режиссер, благодаря тщательному планированию, усердию и способности адаптироваться, может спасти группу от изнурительных пересъемок. Иногда возможность сказать: «Мы пришли, увидели и победили», — стоит того.