Не для показа: какая информация запрещена законом

Какая информация в блогах, фильмах и литературных произведениях может повлечь за собой неблагоприятные правовые последствия — разбирает юрист Елена Марина.

Прежде всего рассмотрим, какие права и свободы при создании контента гарантирует Конституция РФ.

Согласно ст. 29 Конституции РФ:

  • каждому гарантируется свобода мысли и слова;
  • никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них;
  • каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом;
  • гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается.


Распространение какой информации прямо запрещено законом?

1. Не допускается пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду.
2. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства (ч. 2 ст. 29 Конституции РФ).
3. Распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность (ч. 6 ст. 10 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27.07.2006 № 149-ФЗ — далее ФЗ «Об информации»).

Неблагоприятные правовые последствия могут быть при создании или размещении произведений, которые нарушают авторские и/или смежные права других лиц.Про ответственность за нарушение авторских прав, а также защиту произведений, размещенных в Интернете будет отдельная статья.


Какую информацию провайдер может потребовать удалить?

Блогерам важно знать, что провайдер хостинга имеет право потребовать удалить.

  1. Информацию, выраженную в неприличной форме, которая оскорбляет человеческое достоинство и общественную нравственность, отражает явное неуважение к обществу, государству, официальным государственным символам Российской Федерации, Конституции Российской Федерации или органам, осуществляющим государственную власть в Российской Федерации (ч. 1 ст. 15.1-1 ФЗ «Об информации»);
  2. Информацию, содержащую призывы к массовым беспорядкам, осуществлению экстремистской деятельности, участию в массовых (публичных) мероприятиях, проводимых с нарушением установленного порядка.
  3. Недостоверную общественно значимую информацию, распространяемую под видом достоверных сообщений, которая создает угрозу причинения вреда жизни и/или здоровью граждан, имуществу, угрозу массового нарушения общественного порядка и/или общественной безопасности, либо угрозу создания помех функционированию или прекращения функционирования объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, кредитных организаций, объектов энергетики, промышленности или связи.
  4. Информационные материалы иностранной или международной неправительственной организации, деятельность которой признана нежелательной на территории Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2012 года № 272-ФЗ «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации», сведений, позволяющих получить доступ к указанным информации или материалам (ст. 15.3 ФЗ «Об информации»).

Если в течение суток с момента получения уведомления от провайдера хостинга контент с данной информацией не будет удален, возможно ограничение доступа владельца к информационному ресурсу (блокирование страницы в соцсети).

В зоне риска также находится информация и произведения, которые нарушают законодательство о персональных данных, права граждан на охрану частной жизни и охрану изображения гражданина. Эту тему я подробно рассмотрела в статье «Персональные данные и охрана изображения гражданина».


Как защитить детей в интернете?

Создателем контента, ориентированного на детей и подростков, предназначенного для оборота на территории Российской Федерации также необходимо знать, что Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» от 29.12.2010 № 436-ФЗ (далее ФЗ «О защите детей») устанавливает виды информации, причиняющие вред здоровью и/или развитию детей (ст. 5 ФЗ «О защите детей»).

Информация, причиняющая вред здоровью и/или развитию детей, и запрещенная для распространения среди детей:

  • побуждающая детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и/или здоровью, в том числе к причинению вреда своему здоровью, самоубийству, либо жизни и/или здоровью иных лиц, либо направленная на склонение или иное вовлечение детей в совершение таких действий;
  • способная вызвать у детей желание употребить наркотические средства, психотропные и/или одурманивающие вещества, табачные изделия, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, принять участие в азартных играх, заниматься проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством;
  • обосновывающая или оправдывающая допустимость насилия и/или жестокости либо побуждающая осуществлять насильственные действия по отношению к людям или животным, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом;
  • отрицающая семейные ценности, пропагандирующая нетрадиционные сексуальные отношения и формирующая неуважение к родителям и/или другим членам семьи;
  • оправдывающая противоправное поведение;
  • содержащая нецензурную брань;
  • содержащая информацию порнографического характера;
  • о несовершеннолетнем, пострадавшем в результате противоправных действий (бездействия), включая фамилии, имена, отчества, фото- и видеоизображения самого несовершеннолетнего, его родителей и иных законных представителей, дату его рождения, аудиозапись голоса, место жительства или место временного пребывания, место его учебы или работы, иную информацию, позволяющую прямо или косвенно установить личность такого несовершеннолетнего.

К информации, распространение которой среди детей определенных возрастных категорий ограничено, относится:

  • представляемая в виде изображения или описания жестокости, физического и/или психического насилия, преступления или иного антиобщественного действия;
  • вызывающая у детей страх, ужас или панику, в том числе представляемая в виде изображения или описания в унижающей человеческое достоинство форме ненасильственной смерти, заболевания, самоубийства, несчастного случая, аварии или катастрофы и/или их последствий;
  • представляемая в виде изображения или описания половых отношений между мужчиной и женщиной;
  • содержащая бранные слова и выражения, не относящиеся к нецензурной брани.

Производитель или распространитель информационной продукции осуществляет ее классификацию по следующим категориям (ст. 6 ФЗ «О защите детей»):

  • для детей, не достигших возраста шести лет;
  • для детей, достигших возраста шести лет;
  • для детей, достигших возраста двенадцати лет;
  • для детей, достигших возраста шестнадцати лет;
  • запрещенная для детей.


А что с фильмами?

Федеральный закон «О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации» от 22.08.1996 № 126-ФЗ также устанавливает требования к материалам, содержащимся в фильме, если он предназначен для проката.

Статья 5.1. Прокатное удостоверение на фильм

Осуществление на территории Российской Федерации проката фильма и/или показа без прокатного удостоверения, устанавливающего, в частности, способ использования фильма, не допускается, за исключением показа фильма по эфирному, кабельному, спутниковому телевидению. Также допустим показ фильма на кинофестивале, если он проводится на территории РФ, который включен в перечень кинофестивалей и общая продолжительность которого составляет не менее трех и не более пятнадцати дней.

Однако в этом случае, показ такого фильма осуществляется не более пяти раз, а в случае проведения мероприятий данного кинофестиваля с периодичностью более одного раза в год, их общая продолжительность не должна превышать пятнадцать дней, а каждое мероприятие не должно длиться менее трех дней подряд и суммарное количество показов такого фильма на всех мероприятиях данного кинофестиваля не должно превышать пять раз. Из этого исключаются некоммерческие показы музеями, выставочными залами, домами и дворцами культуры, клубами, парками культуры и отдыха, библиотеками, архивами, научными организациями или образовательными организациями перешедших в общественное достояние фильмов, созданных на территории, относившейся к Российской империи или СССР, в пределах Государственной границы Российской Федерации.

Не требуется получение прокатного удостоверения в случае показа фильмов исключительно в культурно-просветительских целях в рамках осуществления уставной деятельности музеями, выставочными залами или образовательными организациями, реализующими основные и дополнительные образовательные программы, а также в случае показа фильмов зарубежного производства на межгосударственных мероприятиях, проводимых в рамках культурного обмена между Российской Федерацией и иностранным государством.

Осуществление на территории Российской Федерации проката фильма и/или показа фильма без прокатного удостоверения на фильм или нарушение установленного в прокатном удостоверении способа использования фильма влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Прокатное удостоверение на фильм не выдается в случае:

  • если фильм содержит материалы, нарушающие законодательство Российской Федерации о противодействии терроризму и экстремистской деятельности;
  • содержит сведения о способах, методах разработки и изготовления наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров;
  • материалы, пропагандирующие порнографию, культ насилия и жестокости;
  • в фильме используются скрытые вставки и иные технические приемы и способы распространения информации, воздействующие на подсознание людей и (или) оказывающие вредное влияние на их здоровье;
  • в случае нарушения установленного Правительством Российской Федерации порядка выдачи прокатного удостоверения на фильм и в иных определенных федеральными законами случаях;
  • в случае, если фильм содержит нецензурную брань.

Я рассмотрела в статье законодательные запреты и ограничения при создании контента. Приведены тексты законодателя, которые касаются как создания развлекательного контента, так и контента, связанного с острыми социальными и политическими темами.