Оператор: Артем Емельянов
Пообщались с оператором нашумевшей «Тесноты» о съемках фильма: использовании pre-shoot’а, поисках Нальчика 90-х в современном Петербурге, цветовом решении и визуализации той самой «тесноты».
Оператор Артем Емельянов
В 2014 году я закончил операторскую мастерскую Дмитрия Алексеевича Долинина в СПбГУКиТ. Диплом защищал короткометражным фильмом «Армия» Олега Хамокова. Это было первое знакомство с режиссерским курсом Александра Сокурова в Нальчике и деятельностью фонда «Пример интонации», на базе которого я снял еще одну короткометражку — «Мой брат Бэтмен» режиссера Татьяны Рахмановой. Параллельно осуществлял профессиональную деятельность в коммерческом видеопроизводстве: снимал клипы, рекламу и документальные фильмы. Много работал за границей: в США, Европе, Японии. В целом, опыт очень разносторонний, многое удалось попробовать.
Задачи оператора на «Тесноте»
Референсы и источники вдохновения
Подготовка
На съемках фильма «Теснота»
Подготовительный период длился почти три месяца. Сначала мы отбирали локации, а затем сняли на утвержденных объектах «pre-shoot» большей части фильма. Без постановки света, со статистами. Таким образом весь процесс «творческого поиска» мы прошли еще до выхода на площадку. Это верный путь, особенно если ты дебютант. Так можно точно сформулировать технические и творческие задачи по всем департаментам.
Локации: современный Петербург как Нальчик 90-х
О визуализации «тесноты»
Кадр из фильма «Теснота»
«Теснота» — это не просто название, а главный морфологический признак этой истории. Выбранный нами академический формат кадра 4:3 помог отсечь лишнее, сфокусировать внимание на портретах: на героях и их переживаниях. С другой стороны, при таком соотношении сторон кадра практически невозможно вписать в рамку двоих человек на крупном плане. На простом физическом уровне исполнители мешают друг другу существовать в пространстве, им «тесно». Главную сложность в нашем случае составило определение «меры» композиционных особенностей. Это должно было вызывать дискомфорт у зрителя, но ни в коем случае не раздражать.
Цветовое решение «Тесноты»
Кадр из фильма «Теснота»
Мы использовали классическое правило комплиментарности: сочетание двух противоположных цветов воспринимается глазом наиболее гармонично. Желтый — цвет родителей, синий — цвет Иланы. Они противоположны, но вместе образуют единое целое — «семью». Зеленый совсем не в этой связке. Это цвет Давида и Леи — новой, отдельной от родителей, жизни. Красный: машина похитителей, дежурный свет на заправке — все связанное с тревожными событиями. По сути, цветовая схема в нашем фильме — это основа драматургии. Таким образом мы хотели поддержать, усилить эмоциональное воздействие происходящего на экране.
О работе оператора с режиссером
О работе с операторской группой
Операторская группа была небольшая: второй оператор, фокус-пуллер, механик камеры, несколько осветителей. Так как у меня на руках был смонтированный pre-shoot, многие технические задачи удалось обговорить и подготовить заранее. Что особенно ценно для учета многих нюансов в постановке света и движении камеры.
Что касается личного взаимодействия, важно собрать вокруг себя команду заинтересованных в результате людей. Вне зависимости от должности. Я часто сталкиваюсь со специалистами технически грамотными, но «без любви» к делу. Без этого невозможно настроить необходимый контакт и темп работы на площадке.
На съемках фильма «Теснота»
На «Тесноте» мне повезло. Фокус крутила Маша Терентьева, должность художника по свету и второго оператора совмещал Павел Цветков, механиком камеры работал Саша Золотухин. Это был наш первый большой совместный проект. И я очень благодарен ребятам за их отзывчивость и полное погружение в процесс.
Артем Емельянов
Оператор
Работал над фильмами: «Армия», «Мой брат Бэтмен», «Теснота».