Тритмент: как написать, чтобы его прочли
Разбираемся, что такое тритмент, как его правильно написать и оформить, каких ошибок при создании стоит избегать и как с его помощью продать будущий сценарий.
Итак, однажды утром вы проснулись и поняли, что придумали невероятно крутую идею для фильма или сериала. Конечно же, она принесет вам миллионы, сделает известным и навсегда изменит культурный ландшафт кинематографа.
Что такое тритмент?
Тритмент — это краткое изложение основных моментов вашей истории в прозе без подробных диалогов и тщательного описания сцен. Его главная задача — заинтересовать читателя и визуализировать вашу идею. Тритмент должен показать самые эффектные моменты вашего сценария, вызвать яркие эмоции и отчетливое желание увидеть будущий фильм, снятый по этой истории.
В современной киноиндустрии принято выделять два разных вида тритмента: оригинальный и презентационный.
Первый, как правило, пишется «для себя» — это необходимый этап перед созданием первого драфта сценария, позволяющий структурировать вашу идею и разложить ее на составляющие. В оригинальном тритменте можно не придерживаться строгих правил и описывать историю более подробно, детализируя сцены, эпизоды, персонажи и локации так, как вам удобно.
Объем оригинального тритмента может составлять до нескольких десятков страниц (например, оригинальный тритмент первого «Терминатора» занимал 44 страницы). В небольших проектах (например, рекламных роликах или документальных фильмах) подробный оригинальный тритмент вполне может заменить полноценный сценарий — главное, чтобы он давал достаточно информации продюсеру, режиссеру и остальным членам съемочной группы.
Презентационный тритмент пишется для потенциального заказчика, он должен быть динамичным и привлекательным. Это реклама вашего будущего фильма, а не философское размышление или упражнение в писательском мастерстве. Целевая аудитория может включать продюсеров, менеджеров киностудий, режиссеров и актеров, которых вы хотите заинтересовать своей идеей.
Объем презентационного тритмента значительно меньше — от 3 до 20 страниц (обычно 4-8 страниц). Продюсеры и менеджеры кинокомпаний — люди занятые, они читают по десятку сценариев в неделю и даже самая лучшая история рискует отправиться в корзину, испугав читателя своим объемом. Чем короче тритмент, тем выше вероятность, что его прочтут от начала и до конца. Если вы пишете для какой-то конкретной студии — уточните их требования, они могут сильно варьироваться.
Зачем писать тритмент?
В первую очередь для того, чтобы продать ваш будущий сценарий — именно на этапе презентации тритмента продюсеры оценивают перспективы будущего фильма и решают готовы ли они взяться за его производство. Именно поэтому его написание — это самый важный этап в работе над сценарием, если вы, конечно же, хотите снять по нему фильм.
Но, помимо этого, хороший тритмент решает ряд очень важных задач.
Во-первых, это отличный способ устранить любые проблемы с сюжетом и персонажами. Сведите все ваши многочисленные идеи в четкую структуру, завязанную на описании персонажей и последовательности сюжетных событий, и сразу увидите потенциальные дыры и нестыковки, над которыми нужно будет поработать более тщательно.
Во-вторых, тритмент можно показать своим друзьям, близким или авторитетным знакомым, чтобы получить обратную связь, и им не нужно будет читать весь 120-страничный сценарий.
Как написать тритмент?
Тритмент должен содержать концентрированное изложение всего сюжета. Очень важно уже в самом начале, на первой странице дать понять суть вашей истории. Если вам не удастся «зацепить» читателя первыми сценами и персонажами, скорее всего, вы его потеряете.
Но несмотря на краткость, тритмент все же должен быть содержательным — прочитав его до конца читатель должен четко представить себе основных персонажей, направление развития сюжета, время и место действия. Старайтесь сделать тритмент оригинальным, выделить то, что отличает вашу идею от всех прочих.
А в остальном придерживайтесь простых правил:
1 Пишите в настоящем времени — ваш тритмент должен читаться точно так, как зритель будет видеть происходящее на экране. Описывайте действия, как будто они происходят прямо сейчас, а не так, как будто это уже произошло или произойдет. Сначала это потребует некоторых усилий, так как нехарактерно для привычного изложения мыслей, но очень скоро вы привыкнете.
2 Придерживайтесь вольного стиля изложения, стараясь максимально визуализировать текст. Добавьте тексту эмоциональной привязки в соответствии с жанром своего фильма. Если вы пишете ужастики — напугайте читателя, если это комедия — попробуйте по-настоящему рассмешить.
3 Избегайте профессиональной и сложной лексики, многосоставных слов, длинных дат и аббревиатур — глаз «спотыкается» на сложных местах и это разрушает ритмичность вашего текста. По-возможности заменяйте сложные слова простыми синонимами или вовсе не употребляйте их в тритменте.
4 Пишите предложения как можно короче, желательно в одну строку. Безжалостно выбрасывайте лишние прилагательные и описания, которые сложно визуализировать.
5 Режьте текст на короткие абзацы по 3-5 строчек, каждый кусок текста должен описывать законченную сцену. Это удержит внимание читателя и подсознательно заставит читать все дальше и дальше, чтобы проследить за развитием истории (при условии, что она действительно интересна).
6 Сосредоточьтесь на главном — описывайте те сцены, которые влияют на развитие сюжета. Второстепенные персонажи и события могут упоминаться одной строкой, если это важно для понимания истории, но они не должны отвлекать внимание от главных действующих лиц.
7 Описывайте не только события, но и мотивы героев. В кратком формате тритмента очень сложно подробно изложить переживания героев, толкающие их на те или иные действия, поэтому пишите прямо: «Иван видит Марию в лучах закатного солнца, ее прекрасные волосы развеваются на ветру, он замирает на несколько мгновений. Иван сразу же влюбляется в Марию, встает из-за стола и подходит к ней, чтобы завязать знакомство».
8 Передавайте эмоции через реакцию и действия персонажей: «Иван достает фотографию и смотрит на нее несколько секунд, а затем начинает плакать. На фотографии изображена его погибшая жена». Такие описания «цепляют» читателя и заставляют сопереживать героям вашего сценария.
Как оформить тритмент?
Тритмент обязательно должен включать следующие элементы:
Название. Пусть оно будет лучшим из всех, какие вы только сможете придумать. Оно не обязательно должно описывать суть будущего фильма, но однозначно должно быть броским и запоминающимся.
Ваше имя и контактная информация. Дважды подумайте, прежде чем использовать псевдоним, в будущем это может стать определенной проблемой. На этом этапе пора подумать, как защитить свои авторские права.
Логлайн. Это максимально сжатое изложение вашей идеи. Два-три предложения должны вместить весь сюжет: завязку, конфликт героев и передать общий стиль нарратива. Логлайн — это то, что продюсер должен запомнить о вашем фильме.
Описание персонажей. Охарактеризуйте главных героев двумя-тремя предложениями, описав их внешность, черты характера и краткую биографию. Намекните на роль в сюжете. Часто сценаристы вставляют в описания персонажей характерные цитаты, передающие яркую прямую речь героя — ведь прочитать ее в тритменте, лишенном диалогов, невозможно.
Сеттинг. Опишите мир, в котором происходит действие фильма. Какой это год, что за место, чем оно отличается от других? Это особенно актуально для фантастических и фэнтезийных миров, погрузится в которые с первой сюжетной сцены не получится. Но не забывайте, что описание должно быть кратким — это не самостоятельная часть вашего повествования, а лишь наиболее общая декорация, которая объединяет персонажей и их действия.
Последовательное описание сюжета. Обычно оно строится по стандартной структуре, состоящей из экспозиции, завязки, развития, кульминации и развязки. Но не забывайте — нужно отражать только основную линию и только главные поворотные точки сюжета. Все остальные «украшательства» оставьте для первого драфта, к которому приступите после получения аванса.
Технически ваш тритмент должен выглядеть так: только классический черный шрифт (предпочтительнее Courier New, допустимы Arial, Times New Roman, Calibri) на белом фоне, 12 кегль, полуторный интервал между строчками, заголовки выделены жирным, никаких иллюстраций и цветовых выделений.
Перед отправкой потенциальному заказчику тщательно вычитайте текст на наличие орфографических ошибок — даже самая интересная история может вызвать отвращение, если она написана небрежно.
Каких ошибок следует избегать?
1Слишком много диалогов
«Мария обнаруживает, что беременна. Иван спрашивает, уверена ли она и когда она об этом узнала. Она говорит, что держала это втайне, чтобы понять, действительно ли он хочет жениться на ней. Тогда Иван говорит…»
Нет ничего более скучного, чем пересказ диалогов. Они не содержат никакого активного действия и способны вызвать натуральную зевоту. Пишите так: «Иван узнает, что Мария беременна. Она скрывала это, чтобы проверить его чувства. Они ссорятся».
2Экшн без героев
«Возвратившись домой, Иван застает Петра, пытающегося украсть бриллианты из его сейфа. Он подбегает к нему и пытается ударить ногой в полёте, Пётр уворачивается и выхватывает нож. Тогда Иван достаёт нунчаки и выбивает нож из рук Петра. Герои обхватывают друг друга, падают на пол и начинают бороться. В этот момент в комнату влетает Павел и направляет на дерущихся пистолет…»
Описание действий — это основа тритмента, но излишние подробности телодвижений без описания самих персонажей делают сюжет бессмысленным. Высокохудожественные драки — удел фильмов с Джеки Чаном, но для большинства случаев таких деталей не требуется. Сосредоточьтесь на главном и оставьте больше простора для импровизации актерам и режиссеру.
3Советы по кастингу
«Иван, очаровательный мужчина средних лет (*например, Константин Хабенский, если нам удастся его заполучить) начинает спорить с брюнеткой Марией (*может быть, Елизавета Боярская?). В комнату входит длинноногая блондинка, похожая на Ренату Литвинову».
Оставьте работу по подбору актеров кастинг-директору и режиссеру. Чтобы описать внешность героев используйте прилагательные или ссылайтесь на общеизвестных художественных персонажей, но не на действующих актеров. Совсем другое дело, когда вы пишете сценарий под конкретного актера и планируете заинтересовать его в своем фильме в обход киностудии.
4Излишние подробности
«Иван, одетый в костюм Armani, задумчиво сидит на открытой веранде ресторана и медленно потягивает виски Johnny Walker перемешанный со льдом, на фоне играет печальная песня Стаса Михайлова».
Пусть о костюме думает реквизитор, а музыкой занимается композитор. Конкретные детали нужно использовать, только если они ощутимо влияют на развитие сюжета.
5Ненужные «спойлеры»
«Дворецкий Иван, который в итоге и окажется убийцей, яростно отрицает, что задержался после работы в особняке».
Если вся интрига фильма строится на том, что убийца неизвестен до самой последней сцены, то молчите об этом. Описывайте повороты сюжета последовательно, так как их должен увидеть зритель вашего будущего фильма и не забегайте вперед, чтобы не убить всю интригу.
6Небрежные описания персонажей
«Мария, типичная официантка, встречается с Иваном, обыкновенным скучным банковским менеджером».
Зачем снимать фильм про обыкновенных и скучных персонажей? В реальной жизни не существует «типичных» официанток и «обыкновенных» менеджеров — все люди разные и вы должны отобразить это в своём сценарии. Даже, если персонаж «скучный» и это важно для сюжета вашего фильма — опишите его, не ограничиваясь одним прилагательным, иначе вы можете показаться попросту ленивым.
7Отсылки к чужим работам
«Иван испытывает мучительные угрызения совести, разрываясь между женой и любовницей как в фильме „Осенний марафон“ Георгия Данелия».
Избегайте отсылок к именам ваших любимых писателей и режиссеров. Потенциальные заказчики хотят видеть оригинальную самостоятельную работу, а не вольный пересказ даже самых лучших и любимых всеми произведений.