Эксперты о стратегии монобрендового онлайн-сервиса Disney
Студия Disney объявила о планах запустить собственный онлайн-видеосервис в 2019 году. «Теле-Спутник» спросил экспертов российского медиа-рынка, насколько жизнеспособна бизнес-модель монобрендового онлайн-кинотеатра и не лишатся ли отечественные платформы контента Disney в результате его инициатив.
В распространенном накануне Walt Disney Company пресс-релизе говорится, что в 2019 году компания запустит собственный онлайн-сервис. Для этого конгломерат за $1,58 млрд приобретет дополнительно 44% акций компании BAMTech, которая занимается разработкой решений в области потокового видео. Год назад Disney купил 33% акций BAMTech за $1 млрд. Библиотека будущего онлайн-кинотеатра будет включать архив продукции Disney и Pixar, а также контент телеканалов Disney Channel, Disney Junior and Disney XD. Кроме того, там будут появляться новые фильмы компании после их проката в кинотеатрах и эксклюзивный контент, снятый специально для платформы.
Одновременно студия заявила, что прекратит сотрудничество с Netflix: в конце 2019 года Disney перестанет предоставлять онлайн-кинотеатру права на свой контент, включая продукцию студии Pixar. Пока крупнейший глобальный онлайн-кинотеатр продолжает сотрудничать с Walt Disney Company по многим направлениям. В частности, новая продукция Disney после широкого проката в кинотеатрах будет появляется в библиотеке Netflix вплоть до конца 2018 года. Партнерство с Marvel TV, подразделение Marvel Entertainment, которое отвечает за производство телевизионных сериалов с героями из вселенной комиксов Marvel, продолжится и после этой даты.
Комментируя планы Disney, генеральный директор ассоциации «Интернет-видео» Алексей Бырдин пояснил «Теле-Спутнику», что студия — крупнейший производитель контента с большим количеством премьер и колоссальным каталогом, поэтому его планы создать собственный онлайн-кинотеатр вполне реалистичны. «Если у кого из мейджоров и получится создать монобрендовый онлайн-видеосервис, то у Disney», — подчеркнул Бырдин, напомнив, что монобрендовый стриминговый сервис HBO (HBO Now) успешно существует и доказывает жизнеспособность такой модели. В то же время эксперт считает, что планы студии прекратить сотрудничество с Netflix не дают пока оснований говорить о тенденции отказа от дистрибуции контента через агрегаторов.
Заместитель генерального директора «Триколор ТВ» Андрей Холодный отмечает дробление рынка на множество онлайн-сервисов с уникальным контентом. «Ситуация удобная правообладателям с точки зрения управления правами, но не с точки зрения привлечения трафика. А главное, эта конфигурация не удобна зрителю. И на рынке все больше зреет место для агрегации ОТТ-сервисов. По крайней мере на рынке США», — считает Андрей Холодный.
Главный редактор журнала «Интернет в цифрах», главный аналитик «Российской ассоциации электронных коммуникаций» (РАЭК) Карен Казарян не сомневается в способности Disney построить онлайн-видеосервис, основанный на собственном контенте. «У Disney гигантское количество контента — от мультфильмов до Star Wars и Marvel, так что с контентом проблем не будет. Более того, у компании уже есть опыт интеграции различных «миров» в рамках Disney Infinity», — считает Казарян. Он уточнил, что собственные онлайн-сервисы есть у Sony, Warner Bros. и других крупных студий. В то же время аналитик задается вопросом, насколько жизнеспособна модель независимого онлайн-видео сервиса. «Netflix — аномалия в этом смысле, к тому же он теперь производит большое количество контента самостоятельно», — рассуждает Казарян.
Главный аналитик РАЭК не видит в решении Disney прекратить сотрудничество с Netflix существенных угроз для других агрегирующих платформ. «Мне сложно себе представить [что Disney перестанет предоставлять права на свой контент другим онлайн-кинотеатрам], в том числе из-за консервативности индустрии, желания максимизировать прибыль за счет продажи прав и переговорных позиций тех же Apple и Google. Не говоря уже о том, что это может вызвать интерес антимонопольных ведомств», — отметил Казарян, добавив, что не сомневается в том, что рано или поздно кто-то из крупных производителей контента «попробует осуществлять мировую дистрибуцию через собственный сервис, без прокатных окон».
Со своей стороны, директор департамента ТВ и контента компании J’son & Partners Consulting Дмитрий Колесов поделился с «Теле-Спутником» мнением, что Disney не столько заинтересован в создании собственной онлайн-платформы, сколько в «обуздании» экспансии Netflix. «На мой взгляд, новость [о запуске собственной платформы Disney] вызвана не тем, что студия захотела сделать свой онлайн-кинотеатр, а тем, что мейджоры по-другому стали смотреть на Netflix. Если раньше это была одна из платформ распространения контента, то теперь за счет глобальной экспансии она становится основной. И скоро она будет диктовать условия распространения видео. Думаю, что Disney не последний, кто захочет «притормозить» развитие Netflix, пусть даже ценой необходимости инвестиций в собственную платформу», — рассказал Колесов.
Генеральный директор онлайн-кинотеатра Megogo в России Виктор Чеканов в комментарии «Теле-Спутнику» также подчеркнул наличие большого и качественного каталога контента Disney, «Но мы не знаем математику, которую Disney закладывает в продвижение и содержание OTT-платформы, — сказал Чеканов. — Тем не менее, полагаем, что вопрос сотрудничества с другими производителями контента — это необходимость, к которой приходят все стриминговые сервисы». Он полагает, что потребности аудитории намного шире, чем каталог контента мейджора, как бы велик он ни был.
По словам Чеканова, Megogo в России и Disney «давно и успешно работают вместе». «Именно поэтому, на мой взгляд, создание монобрендового стримингового сервиса для любого мейджора — инициатива, которая несет в себе больше рисков, чем кажется. Очевидно, что доходы от многомиллионной аудиторией сразу нескольких онлайн-кинотеатров несопоставимо выше, чем доходы от одного подобного» — заключил Чеканов.