Преумножать и сохранять видео: как медиакомпаниям выбрать систему хранения контента
Перед медиакомпаниями встают новые вызовы. С одной стороны, рост объема видеоконтента в формате сверхвысокой четкости и появление новых стандартов заставляют их обновлять парк оборудования, с другой – в непростых экономических условиях приходится экономить. Как выбрать систему хранения данных, чтобы она соответствовала текущим и будущим потребностям?
ВМЕСТИЛИЩЕ УЛЬТРАКАРТИНКИ
Прежде чем ответить на этот вопрос, стоит вспомнить, что в ноябре 2015 года телекомпания «Первый ТВЧ» одной из первых в мире запустила в эфир телеканал Insight в формате 4К (Ultra HD, UHD). Картинка передавалась в разрешении 3840×2160 точек со скоростью 50 кадров/c, а для сжатия цифрового видеосигнала использовался стандарт кодирования HEVC/H.265. Как отметили в телекомпании, качество изображения в новом формате в четыре раза превосходит качество картинки HD-каналов. «Проект по запуску телеканала в формате 4К очень важен для российской телевизионной индустрии в целом», – отметил тогда генеральный директор ЗАО «Первый ТВЧ» Николай Орлов.
Новый виток развития цифрового ТВ не был бы возможен без усилий целой индустрии – разработчиков съемочной аппаратуры, производителей систем хранения данных (СХД) и других компаний. Чтобы соответствовать новым задачам и стандартам, «Первому ТВЧ» потребовалось модернизировать свою СХД. Как вспоминает директор технической службы телекомпании Дмитрий Малашонок, вопрос объемов хранимых данных являлся одним из наиболее важных при обсуждении проекта запуска UHD-канала. «Одним из главных вопросов стало увеличение емкости системы хранения. Потенциальным источником роста объемов данных является любой производимый или закупаемый в 4К контент, поэтому объем дисковой системы хранения, которая является центральным хранилищем данных в нашей компании, требовалось пропорционально увеличить», – рассказывает директор технической службы «Первого ТВЧ». Также, по его словам, требовалось увеличить пропускную способность ленточной библиотеки, которая служит долговременным архивом. Чтобы обеспечить необходимую скорость восстановления и сохранения с лент при большем количестве данных, нужно было увеличить количество устройств чтения-записи, перейти на более прогрессивный стандарт хранения, а также изменить политики использования ленточной библиотеки.
«Хранение UHD-контента принципиально не отличается от хранения других видов контента. Иная скорость обработки данных, в том числе скорость их восстановления из долговременного архива. Для целей обычного просмотра, дубляжа и некоторых других необходимо использовать облегченные прокси-копии медиафайлов, что позволяет получить необходимые результаты, не дожидаясь завершения операций восстановления «тяжелых» 4К-файлов», – объясняет Дмитрий Малашонок.
ИНФРАСТРУКТУРА, ВПЕРЕД
ТВ-индустрия постепенно идет к увеличению четкости картинки и частоты кадров. В связи с этим меняются запросы медиакомпаний не только к системе хранения данных, но и ко всей ИТ-инфраструктуре. «Повышение требований к видеоконтенту ведет к росту требований для систем генерации, обработки, передачи и хранения контента. Поэтому растут запросы не только к объемам и производительности СХД», – уверен менеджер по ИТ-решениям компании Huawei Enterprise Владимир Свинаренко.
«При увеличении частоты кадров пропорционально увеличиваются и требования к пропускной способности. Если привести примеры конкретных цифр для различных видеоформатов, то получим следующие нагрузки: 720 Гб/час для Full HD, 5,4 Тб/час для 4К и 14,4 Тб/час для 8К.Такие показатели впечатляют и заставляют задуматься об экспоненциальном росте объемов данных и, как следствие, требований к производительности», – отмечает заместитель генерального директора по стратегии компании «Рэйдикс» Сергей Платонов.
По мнению руководителя подразделения системных инженеров Dell EMC в России, Казахстане и Центральной Азии Павла Карнауха, в ТВ-индустрии можно выделить два тренда. «Один, видимый нам всем как потребителям контента, – улучшение качества картинки, ее разрешения и частоты. Второй, видимый только специалистам отрасли, – повсеместный переход на IP и открытые стандарты коммуникации. Если первый тренд в какой-то степени эволюционный, то второй можно назвать почти революционным – ТВ и ИТ окончательно соединяются. Нельзя этот процесс назвать новым или быстрым, но, похоже, он подходит к своему кульминационному моменту. С другой стороны, такие процессы идут и во многих других отраслях – посмотрите на финансовый сектор: банки становятся фактически интернет-компаниями, закрывают отделения и переносят все сервисы в Интернет. Такое взаимопроникновение ИТ и бизнеса получило название цифровой трансформации», – поясняет он.
Как считает Дмитрий Малашонок, дело не только в увеличении четкости ТВ-картинки и частоты. Он подчеркивает, что потребности телепроизводства определяются множеством различных причин, таких как используемое съемочное оборудование, повышение частоты кадров, в том числе для эффектов замедленной съемки, увеличение динамического диапазона снимаемого контента и глубины цвета, применение расширенного цветового пространства, многокамерных съемок и, наконец, самой схемой рабочих продакшн-процессов, выстроенной в телекомпании. «Требования к системе хранения растут всегда, и мы постоянно пытаемся сократить разрыв между сегодняшними потребностями и имеющимися у нас ресурсами. 4К здесь не является чем-то новым», – говорит представитель «Первого ТВЧ».
ЗАПРОСЫ К ХРАНИЛИЩУ
В целом требования к СХД телекомпаний и студий постпродакшн те же, что и в других отраслях, но приоритеты другие. Как отмечает Павел Карнаух, с ростом хранимых, обрабатываемых и передаваемых данных крайне важной становится возможность масштабирования. «Когда мы говорим, что сегодня у нас 300–500 Тб данных, а завтра их станет, допустим, 3 Пб, классический подход диктует нам либо сразу купить одну high-end-систему на 3 Пб, либо приобрести десяток средних систем по 300 Тб. Другим важным параметром является надежность – возможность не потерять данные при отказе целых массивов дисков или даже ЦОД. Ну и, конечно, цена и параметры владения», – убежден он.
По опыту генерального директора OOO «МедиаДата» Сергея Зайцева, требования к СХД со стороны телекомпаний не имеют существенных отличий от запросов финансовых структур или проектных организаций. Он поясняет, что есть различия в особенностях конфигурации, в архитектуре решений, топологии репликации, производительности, однако два требования для систем хранения данных остаются неизменными, вне зависимости от их типа и поколения используемых решений, – это надежность и масштабируемость. «Чтобы обеспечить эти условия, помещение, в котором располагаются программно-аппаратные комплексы, оснащается отказоустойчивой инженерной инфраструктурой, а в здании ЦОД должно быть достаточно места под развитие. Если мы говорим о требованиях крупных медиакомпаний к центрам обработки данных, то нередко на этапе подготовки контракта и соглашения об уровне обслуживания оговариваются возможность резервирования каналов передачи данных, организация выделенных зон, в том числе физически огороженных секций, под размещение стоек с оборудованием клиента, а также финансовые гарантии на случай перерывов в предоставлении критичных ИКТ-сервисов по вине владельца ЦОД», – объяснил Сергей Зайцев.
«Кроме возрастающих объемов и большей производительности, сохраняются требования к надежности СХД и, конечно же, стоимости. Причем рассматривается стоимость как хранения за терабайт, так и эксплуатации», – комментирует Владимир Свинаренко.
Среди других требований медиакомпаний к СХД Сергей Платонов называет возможность встраивания в существующую инфраструктуру, масштабирования по объему и производительности, удобство управления, универсальность (поддержка различных интерфейсов SAN и NAS) и высокую плотность данных.
ОБЛАКА НЕ В ПОМОЩЬ
Предприятия из разных отраслей все чаще тяготеют к облачным решениям, в том числе в части хранения информации. В каких случаях компаниям стоит предпочесть облачное хранилище, а в каких – традиционное локальное СХД? Сергей Платонов убежден, что облако – это удобная платформа для взаимодействия удаленных групп, предоставляющая быстрый доступ к данным из любой точки мира. «Тем не менее облачная инфраструктура имеет свои ограничения. В целом небольшие студии, работающие с HD-контентом, могут рассматривать cloud-хранение как альтернативу традиционной СХД, однако для хранения видеоматериала форматов 2К/4К облака явно недостаточно», – сказал он. На данный момент «Рэйдикс» поставляет только технологию для локальных хранилищ. Однако у компании есть облачная стратегия. «Мы сознаем важность гибкого распределенного доступа к данным и работаем над гибридными решениями, которые смогут обеспечить хранение разных данных на разных уровнях – как локально, так и в облаке», – добавил Сергей Платонов.
«Облачные решения действительно стали довольно серьезным трендом в ИТ-индустрии. Однако они не являются конкурентом нашим решениям по хранению данных – СХД Huawei легко могут стать частью облака, или же есть возможность построить его на базе программно-определяемой СХД Huawei FusionStorage», – отметил Владимир Свинаренко.
Гектар данных для медиакомпаний
Этой весной компания «МедиаДата» запустила на территории телецентра «Останкино» дата-центр, который занимает участок площадью один гектар. Сейчас в нем о ткрыты два зала по 170 с ерверных стоек каждый, а до конца года планируется ввести в эксплуатацию еще два зала по 170 с тоек. Как рассказал «Теле-Спутнику» генеральный директор OOO «МедиаДата» Сергей Зайцев, по своим эк сплуатационным характеристикам, местоположению и модели взаимодействия с клиентами ЦОД наилучшим образом впишется в бизнес-модель компаний, чья деятельность связана с произво дством, хранением и управлением медиаданными. Это могут быть как телерадиовещательные компании, так и организации, специализирующиеся на «умных» решенияхи Big Data. По информации «Ведомостей», телекомпания НТВ уже ознакомилась с возможностями нового дата-центра и считает его открытие серьезным индустриальным прорывом.
ПРЕДЛОЖЕНИЕ ВЕНДОРОВ
Итак, телевизионная картинка увеличивается в размерах, появляется новая техника, работающая с видео высокой четкости. В этих условиях необходим иной уровень производительности и масштабируемости инфраструктуры. Кроме того, важно оптимальное соотношения цены и мощности. «Использование SSD-накопителей все еще представляется экономически нецелесообразным, при этом вращающиеся диски зачастую не выдают нужной скорости. Основной вызов для вендоров – предложить большим и малым предприятиям в медиаиндустрии решения для конкретных задач без дополнительных затрат на оборудование и средства подключения», – размышляет Сергей Платонов. СХД Raidix обеспечивает эффективность на всех этапах технологического процесса: съемки, монтажа, перекодирования, вещания и архивного хранения. В основе системы лежат патентованные уровни RAID (6, 7.3, N+M) и механизмы распараллеливания вычислений при расчете алгоритмов, за счет которых и достигается высокая скорость обработки последовательных потоков 2K/4K/8K. ПО Raidix включает в себя специальный модуль QoSmic, который позволяет задать приоритет по активным клиентским приложениям и автоматически сбалансировать производительность в соответствии с критичными задачами. Raidix поддерживается профессиональными приложениями для монтажа, включая Adobe Premiere, Final Cut Pro, Avid, Smoke, DaVinci Resolve, SGO Mistika и другими. При этом приложения могут быть установлены непосредственно на узел хранения без привлечения дополнительного оборудования. «Программно-определяемая система Raidix Media не зависит от конкретного «железа» и строится на основе стандартных серверных комплектующих, что позволяет существенно снизить стоимость решения и его обслуживания», – подчеркивает Сергей Платонов. СХД под управлением Raidix поставляются на киностудии TM Production, «Остров», «Белая полоса», Star Media, телеканалы «Матч ТВ», «Вместе-РФ», в студию цветокоррекции Colorkitchen.
В свою очередь, Huawei предлагает портфолио систем хранения данных: начиная от систем начального уровня OceanStor 2200 v3 и заканчивая массивами, позволяющими хранить сотни петабайт информации, – OceanStor 9000. «Общими чертами, присущими всем продуктам, являются ориентированность на высокое качество, производительность и простое управление», – говорит Владимир Свинаренко.
«Горизонтально масштабируемые системы Dell EMC позволяют заказчику расти от пары десятков терабайт до десятков и даже до сотен петабайт, при этом система способна увеличивать как емкость, так и производительность. Компания отмечает все большее стремление заказчиков к использованию сетевых СХД – работающих непосредственно по IP», – сообщил Павел Карнаух. Прежде всего, это позволяет перейти к унифицированной шине передачи данных, упростить дизайн систем, начать работать с новым поколением ПО. «Требования по производительности и скорости доступа никогда еще не снижались, мы всегда видим рост требований. Однако основная потребность лежит именно в производительности под конкретную задачу. К примеру, для транскодинга это скорость транзакций, и тут будущее за флеш-системами, такими как
Dell EMC Isilon AFA Project NITRO. Хотя вернее будет сказать, что будущее всех СХД – это флеш-диски. Они позволяют и поднять производительность, и снизить время отклика», – уверен специалист.