Антон Стуликов (ОАО «ОблТВ»): «Я всегда за локализацию контента»

Голосовать

О насущных проблемах региональных телекомпаний, 21 кнопке, 4К, вещании в Интернете и многом другом рассказал Антон Стуликов, генеральный директор ОАО «ОблТВ» (ОТВ), Екатеринбург.

 Считаете ли вы ваш канал коммерчески успешным? Может ли региональный телеканал быть успешным без поддержки местной администрации?

ОТВ на сегодня не имеет постоянной и гарантированной финансовой подпитки от, как вы говорите, местной администрации. Отношения с властью строятся строго в рамках действующего законодательства. Да, мы исполняем определенный объем госконтрактов. Но получаем их на общих основаниях в ходе торгов.

 Помог ли вам закон о 21-й кнопке?

Закон не подарил 21-ю кнопку именно ОТВ. Мы отстояли это право в ходе конкурса, для этого привели канал в соответствие со всеми требованиями. Это потребовало усилий, затрат, короче говоря, была проделана огромная работа. Конечно, статус обязательного регионального телеканала нам помог с вещанием в кабеле. Бесплатно присутствовать в кабельных сетях сразу за федералами – это огромный ресурс, что очень быстро стало отражаться на финансовом результате.

 Как вы используете digital-инструменты для продвижения телеканала? Для обратной связи с абонентом? Что вам дают социальные сети и YouTube?

Digital – это в первую очередь выход напрямую к той аудитории, которая как бы отрицает телевизор. Почему «как бы» – потому что смотрит продукты, произведенные на ТВ, но через другие транспорты. Мой любимый пример – «Игра престолов». Многие смотрят его с ноутбука. Но произведен-то он одной их крупнейших телекомпаний США – HBO. То есть телевидение люди смотрят, сами того не осознавая. Просто в Сети.

Более того, каждый сетевой инструмент обращается к своему сегменту аудитории. В целом сетевая аудитория ОТВ более молодая и мобильная, нежели эфирная. Социальные сети – это своеобразная «витрина» нашей новостной повестки плюс промоинструмент, который повышает охват наших новостей. YouTube – наша самая многолюдная база подписчиков, плюс она стабильно монетизируется за счет рекламы.

 Изучали ли вы аудиторию вашего телеканала? Каков основной срез аудитории?

Об успешности наших телепроектов мы судим в том числе по выкладкам телеизмерений Mediascope и MediaHills. Анализом данных еженедельно занимается штатный маркетолог, и это важно для нас. Однако мы постоянно делаем «поправку на Екатеринбург», в отношении города телеизмерения более-менее корректны. Но Свердловское ОТВ – это вещание на большой регион, включая отдаленные территории, до которых телеизмерители не добрались и вряд ли доберутся. Поэтому аудиторию канала мы изучаем дополнительно, там, где нет федеральных измерителей. Последнее исследование заказали в 2017 году у ВЦИОМ: 75% жителей Свердловской области являются зрителями телеканала ОТВ, 73% из них смотрят канал достаточно регулярно. Основной способ получения сигнала – кабельное ТВ (53% опрошенных), однако в селах, что объяснимо, ОТВ смотрят через спутник (56%). Аудитория телеканала имеет небольшой сдвиг в пользу женщин, возрастная группа 45+.

Молодого зрителя ОТВ собирает в Интернете. Каждая соцсеть соответствует своим возрастным стереотипам: ВКонтакте нас читает молодежь плюс люди, близкие к среднему возрасту, Facebook – средний возраст, «Одноклассники» – более возрастная аудитория. Размытая картина в Twitter и на YouTube. При этом ядро аудитории сайта www.obltv.ru – 25-45 лет, что отличается в меньшую сторону от возраста эфирной аудитории.

 Как удается выживать без сетевого партнера и формировать самостоятельную сетку вещания?

Достаточно большой рекламный рынок Екатеринбурга и активные продажи всех рекламных возможностей канала, интернет-ресурсов позволяют формировать самостоятельную сетку канала.

В Екатеринбурге производится много видеоконтента, и по-прежнему его заказчики хотят видеть свои фильмы, ролики, программы не только на YouTube, но и в телевизоре. Это дает ОТВ пул размещаемых программ чужого производства. По общей практике, приносимая программа может быть как субъектом покупки телеканалом, так и объектом продажи эфирного времени. Все зависит от содержания, объема рекламы внутри и многих других факторов.

У нас большой собственный продакшн, вечернее информационное шоу – два часа прямого эфира, семь оригинальных выходов информационной программы «События», порядка 10 тематических программ.

В хорошем смысле вывозит спорт, на данный момент Свердловское ОТВ транслирует игры КХЛ, также мы регулярно показываем баскетбол, волейбол, настольный теннис.

 Какой процент контента собственного производства может позволить себе ваш телеканал?

Около 40% вещания занимают программы собственного и местного производства. Остальное – закупной контент.

 Вам удается зарабатывать за счет рекламы?

После общего падения рекламного рынка в 2015 году начиная с 2016 года нам удается ежегодно увеличивать доход от коммерческой деятельности. В 2016 году рост составил 4%, в 2017-м – 10%, в 2018 году, по прогнозу, прирост коммерческой выручки также должен составить 10%.

Структура продаж меняется. Растут самые простые рекламные продукты – бегущая строка и спонсорство прогноза погоды. Немодно и не ново, но, по исследованиям наших рекламодателей, «бегучка» и погода – самые эффективные. Есть и субъективный фактор. Рекламному агентству (посреднику) или самому рекламодателю удобнее один раз согласовать текст в «бегучку» или спонсорский проговор в «Погоде» – и все. При заказе имиджевого фильма организатору акций потребуются время и силы для совместной работы с телекомпанией. Напрягаться хотят не все.

Конечно, есть база партнеров, с которыми мы постоянно делаем и циклы программ, и спецпроекты, и телетрансляции (а в связке «многокамерная съемка + телеэфир» ОТВ остается монополистом в регионе). Это дорогое удовольствие, причем удовольствием оно является далеко не для всех. Согласование техзаданий может продолжаться в разы дольше, чем сама работа над телепроектом. Но в итоге остаемся довольны и мы, и заказчик.

 Если внезапно вы лишитесь эфирного вещания, сможете ли выжить только в кабельных сетях и Интернете? Возможно ли это сегодня?

Безусловно, выживем. Аудитория ОТВ в эфире и в Интернете (сайт плюс соцсети) сопоставима. Как я уже сказал, по данным ВЦИОМ, 53% телезрителей Свердловской области смотрят телевидение в кабельных сетях. В Екатеринбурге это цифра достигает 82%. А ведь это платежеспособная аудитория, то есть востребованная рекламодателем. Плюс интернет-транспорты: ОТТ и прочее. Сколько остается на эфир? А он ведь еще делится на аналоговый и цифровой. То есть при (глубоко теоретически) отключении эфира (что неправда) мы ничего не потеряем.

Мы не планируем прекращать эфирное аналоговое вещание в ближайшее время. Но осваиваем новые среды: кроме аналогового вещания и всех кабельных операторов Свердловской области, это два оператора спутникового телевидения.

 Расскажите о новом канале ОТВ24.

Для вещания в Интернете создан отдельный телеканал ОТВ24. За полгода существования он показал неплохие цифры. Так, за август – сентябрь в Яндекс.ТВ доля ОТВ24 составляла 58% среди региональных телеканалов.

ОТВ24 – это только собственный контент, вещает без геокодирования на территории России (а покупной контент мы приобретаем с правом вещания только в Свердловской области). Наполнение канала – лучшие информационные программы телеканала ОТВ. Основная цель нового инфоканала – в любое время и в любой точке планеты зритель может узнать о главных новостях и событиях Среднего Урала.

9 мая 2018 года во время телемарафона «От парада до салюта» мы имели долю в 3% от аудитории ОТТ «Яндекс.ТВ». Это был пик прямоэфирного контента. В сентябре в «Яндекс.ТВ» мы имеем стабильную аудиторию в 570 тыс. и не планируем на этом останавливаться. Сегодня мы ведем переговоры практически со всеми ОТТ-операторами России.

 Есть ли проблема перетекания кадров на федеральные телеканалы? Как вообще обстоит проблема с кадрами сегодня на региональном ТВ?

Переход журналиста ОТВ на федеральный канал – отличный пиар. А пиар не может быть проблемой. Дефицита кадров у нас нет, но практически каждого нового сотрудника приходится доучивать или переучивать. Это отнимает силы и время, но это данность: выпускники профильных вузов не готовы к работе. Это касается как журналистов, так и всех остальных – ИТ, инженеров, операторов, режиссеров.

 В 2012 году вы запустили новый ТТК. Как происходил выбор подрядчика? Какие основные задачи ставились?

Мы компания с госучастием, по закону мы не могли выбрать подрядчика исходя из своих личных предпочтений. Техзадание на перевооружение составили максимально точно и полно. Закладывали работу в HDTV, полную интеграцию всех производственных процессов, автоматическую архивацию в формате высокой четкости, возможность развития digital. Даже перед собственно процедурой конкурса провели общественные слушания с участием основных интеграторов ТВ-оборудования в России, куда были приглашены журналисты, общественные деятели и т. д.

 Как часто необходимо проводить технические переоснащения? И как часто удается это делать?

Мы работаем на комплексе, поставленном более пяти лет назад, и у него еще есть резерв для развития и «докуртки». «Докручиваем» постоянно. Интегрировали в студийное пространство видеостену, добавили возможностей по вещанию в Интернете, совершенствуем внутреннюю сеть.

 Расскажите про HD-вещание. Это будет отдельная версия телеканала или SD-вещания не останется? Как будет формироваться сетка канала? Производиться съемки?

Переход на HDTV у нас прошел в феврале этого года. С 2013 года все съемки вели и архивировали в формате высокой четкости. Отрисовали заново всю эфирную графику. Хотел бы сказать, что перешли на HD гладко, но это не так. Проблемы увидели дома в телевизоре. То черные поля по бокам, то эфирные метки не там, где их задумывали. Зритель, конечно, не заметил, но мы-то заметили. Примерно неделя была очень нервной. Оперативки проводили прямо в эфирной аппаратной. Знаю, что по сравнению с некоторыми коллегами из других телекомпаний мы легко отделались.

Отдельная история с кабельными операторами. ОТВ – это 21-я кнопка Свердловской области. Кабельщики показывают нас бесплатно, но не все захотели бесплатно показывать нас в HDTV. С операторами связи потребовалась дополнительная работа. Она ведется. Кто-то перешел, кого-то дожимаем, а кто-то просто не имеет технической возможности показывать HD (вот им точно надо техперевооружаться). По Свердловской области порядка 60 кабельных оператора. Это около 1,4 млн зрителей, сосредоточенных в крупных городах. Муниципалитеты и сельское население смотрит спутник.

 Учитывая возрастающий спрос на 4К-телеканалы, может, имеет смысл переходить сразу на 4К?

Если бы мы строили комплекс сегодня, конечно, заложили бы возможность вещания в 4К и HRD. Но я бы поспорил с тем, что есть большой спрос на 4К. Та же доставка до абонента еще не готова в полной мере. Есть отдельные пилоты, не больше. Да и вы не уведите разницы между HD и 4К. Глаз не так устроен.

 Не считаете ли вы атавизмом само понятие «региональное ТВ»? Если канал интересен, он может быть интересен всей стране?

ОТВ24 вещает в Интернете на всю Россию, но рассказывает о событиях Свердловской области. С точки зрения охвата вещанием канал общероссийский, с точки зрения контента – региональный. Думаю, Россия очень большая и разная для того, чтобы в ней оказались не востребованы региональные телеканалы. Федералы вещают на разные часовые пояса, подстраиваясь под ритмы регионов, адаптируя свои эфирные сетки. Что это как не потребность в региональном ТВ? Есть субъекты Федерации, где нужно вещание на нескольких языках (в Удмуртии – на четырех, например). Свердловское ОТВ вещает на русском, но в регионе проживают представители 162 этносов, у нас есть опыт размещения программы на татарском с субтитрированием. Пойдут ли на это федеральные каналы? Навряд ли. Погода на севере Свердловской области и на юге может отличаться на 15 градусов, что людям даст прогноз федерального канала с ориентиром «Екатеринбург»? Сегодня ОТВ интегрировано в общую систему оповещения МЧС по Свердловской области. Я уже не говорю про местную информационную повестку, которая никуда не денется.

И я всегда за локализацию контента. Мы очень активно работаем с муниципальными телекомпаниями Свердловской области. Устойчивые отношения у нас с 14 партнерами – телекомпаниями городов и районов. И знаете, новостям про то, что корова бабы Маши съела капусту деды Васи или про чемпионат по косьбе в Артях (это отдаленная от Екатеринбурга территория), зрители в тех же Артях верят гораздо больше, чем очередному разводу Пугачевой и Галкина.

 

 

Источник