В октябре этого года в России запустился сразу целый ряд телеканалов нестандартного для нашей страны формата — slow TV. Так называемое «медленное телевидение», демонстрирующее некие процессы в их естественном ходе, стало доступно стараниями режиссера Юрия Грымова и спутникового оператора «Орион Экспресс». Надо сказать, что Noise, Slow и Relax — не единственные, скажем так, уникальные проекты, появившиеся в России за последние год-два. На этой волне «Кабельщик» решил вспомнить — что же еще интересного выходило на наш рынок в минувшие годы, расширив тему также громкими (и не очень) ТВ-проектами, имеющими место быть за рубежом.
Начнем с того же slow television. Формат сам по себе появился не в Норвегии, как это принято считать, а в Америке. Широкой публике (если так можно назвать группу из девяти человек) он был представлен в 1963 году художником Энди Уорхолом, снявшим фильм «Спи» продолжительностью 5 часов 20 минут. В этом «анти-фильме», как его позиционировал сам Уорхол, был показан сон поэта Джона Джиорджио — близкого друга художника.
Впоследствии концепцию «медленного кино» решили адаптировать и для телевидения — это в разное время и в разных формах пытались сделать в США, Великобритании и Германии. Но удачнее всего это удалось как раз в Норвегии. В 2009 году на местном канале NRK2 запустили профессиональный документальный 7-часовой фильм, демонстрирующий путь поезда по Бергенской железной дороге, а в 2011 году — 134-часовую (!) ленту, показывающую зрителям вояж круизного лайнера MS Nordnorge из Бергена в Киркенес. Оба фильма имели грандиозный успех и привели к рекордным рейтингам NRK2, а также к широкому освещению проектов в норвежских и зарубежных СМИ.
Появление в России телеканалов Noise, Slow и Relax тоже вызвало немало шумихи в прессе — вначале в отечественной, а потом и в зарубежной, поскольку Грымов возил представлять свои каналы на каннский фестиваль MIPCOM. Но если у нас интерес вызвал сам факт появления slow TV на отечественном рынке, то во Франции — «агрессивное» анонсирование каналов.
Как сообщал на своей страничке в Facebook Юрий Грымов, организаторы MIPCOM посчитали рекламу Noise, Slow и Relax «слишком агрессивной», и не одобрили ее размещение в своем каталоге. «Первая наша встреча с крупнейшим телерынком, первое знакомство… И вдруг — казус! Мы приобрели рекламу на MIPCOM. Сделали макет. Даже подумать не могли, что нам пришлют отказ в размещении рекламы», — негодовал в соцсети режиссер.
Рекламную кампанию каналов в свете последних событий и впрямь можно воспринять неоднозначно, но, разговор сейчас не об этом, а о самих телеканалах.
Концепция у всех трех проектов — медитативная, призванная помочь зрителям расслабиться. Noise делает это через контент, состоящий из «переключающих внимание, отвлекающих от суеты видеороликов, созданных лучшими видеохудожниками мира». Продолжительность каждого такого ролика составляет не более 3 минут. Видеоряд планируется сопровождать на 90% музыкой и на 10% оригинальными звуками.
Второй канал — Slow, направлен на умиротворение и созерцание, поэтому его программная сетка скомпонована из видовых фильмов о природе из разных уголков мира. Продолжительность каждого фильма составит до 40 минут, при этом в качестве звукового оформления на Slow будут по большей части использовать звуки природы (на 90%) и в меньшей степени — музыкальные композиции.
Ну и, наконец, третий канал Грымова — Relax, призван погрузить зрителя в состояние гармонии и душевного очищения, посредством «умиротворяющих» видеороликов длиной до 5 минут и успокаивающей музыки.
Создатели Noise, Slow и Relax (все три канала выпускает созданная специально под эти проекты компания «Слоу ТВ») рассчитывают, что уже через два года после своего запуска телеканалы выйдут на самоокупаемость, а через три года начнут приносить прибыль.
Надо сказать, что к коммерческому запуску slow TV Грымов шел не один год, Noise, Slow и Relax предшествовало несколько неудачных проектов. Так, в 2011 году режиссер планировал запустить культурологический интерактивный телеканал под названием «Арена24″. Однако, он так и не увидел свет, по слухам, из-за потери к нему интереса инвестора. А в 2012 году режиссер пытался выпустить на рынок канал психоделической направленности, но и эта идея провалилась.
Какая участь постигнет текущие slow TV-проекты Юрия Грымова — говорить пока рано. Однако, «Кабельщик» все же решил поинтересоваться — на что каналам теоретически можно рассчитывать.
«Успех как каналов, так и отельных программ зависит от одновременного действия целого ряда факторов: качества самого продукта, его соответствия потребностям и ожиданиям аудитории, уровня конкуренции (в т. ч. контрпрограммирования на других каналах), сезонности и многого другого. Например, с начала этого года российский ТВ-рынок переживает непрерывную цепочку «внештатных» ситуаций: Олимпиада, Чемпионат мира, Украина… Интерес зрителей сначала был прикован к миру спорта, потом к внешнеполитическим событиям. При неизменном объеме общего телесмотрения такое перераспределение внимания приводит к снижению показателей «непрофильных» каналов и программ, т. е. рост аудитории спортивных и новостных передач происходит за счет остальных жанров. И вряд ли подобный тренд может свидетельствовать в пользу формату slow TV. С другой стороны, к моменту запуска новых каналов рыночная ситуация в целом и зрительский спрос в частности могут измениться», — прокомментировала «Кабельщику» Мария Каменская, руководитель отдела исследования тематических каналов TNS Russia.
Контент-директора крупнейших операторов платного ТВ комментировать контент каналов Юрия Грымова не спешат, но подтверждают, что режиссер обращался к ним на предмет включения Noise, Slow и Relax в их пакеты.
Ну а пока операторы решают — включать или не включать в свои пакеты «медленные» телеканалы Грымова, за рубежом этот вопрос стоит не так остро. Там со slow TV экспериментируют не первый год. Причем, не только операторы, но и представители индустрии отдыха и развлечений. К примеру, в Европе и в Америке есть практика включения slow-телеканалов в состав контент-предложения отелей. В Калифорнии в одном из крупнейших отелей показывают канал под условным названием «Сердечный монитор», на котором в прямом смысле демонстрируют кардиограмму 24 часа в сутки. Не совсем понятно — какую смысловую и иную нагрузку несет подобный канал, но есть и такое.
Slow-телевидение, разумеется, не единственный формат, выходящий за рамки обычного ТВ. В России, допустим, есть канал схожего формата, но если slow TV — это, как правило, видовое телевидение, то пример, о котором мы хотим рассказать — детский канал «Сказки», является обратным: на нем единственная картинка — горящий камин, весь остальной контент — голосовой.
Программная сетка этого канала полностью состоит из сказок, которые с экрана телевизора зачитывает спокойный женский голос. Проект «вырос» из YouTube-канала «Сказки Зайки» в приложения для Smart TV, мобильных устройств и интернет-приставок. Пользуется ли телеканал популярностью — неизвестно.
Сложно оценить востребованность еще одного интересного телеканала —Hunting-Action, который запустился в мире 1 сентября, но пока еще не стал доступен в сетях российских операторов, хотя планируется к распространению в них. Это еще один канал тематики «охота и рыбалка», правда, в отличие от остальных подобных проектов, в этом практически полностью отсутствуют «говорящие головы» и студийные обсуждения охоты. Подавляющую часть эфирного времени занимает сам процесс охоты в его естественном виде. «Зрители сопереживают происходящему на экране и получают выброс адреналина. Примерно так болельщики смотрят хоккей или гонки», — гласит официальное описание канала.
Как заявляют создатели Hunting-Action, на канале показывают не только профессионально снятые программы, но и видео, сделанные самими охотниками — как профессионалами, так и любителями.
Раз уж мы плавно перешли к международным проектам, пару слов можно сказать и о таком канале как Atheist TV. Этот проект создан организацией «Американские атеисты» и распространяется через собственный сайт в интернете и через стриминговый видеосервис Roku.
По заявлению президента «Американских атеистов» Дэвида Силвермана, канал обеспечивает «широту тематики контента, от науки до комических передач, включая политику, но все передачи сконцентрированы вокруг темы свободы человечества от религии». Также он доносит до массовой аудитории идею о том, что религия может и должна подвергаться критике.
Надо сказать, что в момент запуска телеканала в июле 2014 года в США проводились акции в его поддержку, а также в поддержку всех людей, которым тяжело публично признаться в том, что они не верят в Бога.
«Существует сотни телевизионных канлов, посвященных религии, однако, ничего подобного прежде не существовало для атеистов, хотя спрос на это есть. Впервые атеистский видео-контент — от провакационных выступлений, до стенд-ап шоу, документалистики, научно-познавательных программ и прочего, теперь доступен в одном месет в прямом эфире. Atheist TV доставляет последовательный, качественный нереглизиозный контент для детей и взрослых, в прямом эфире и по запросу. Это идея, время которой настало, и которую мы сейчас празднуем», — прокомментировал запуск канала Силверман.
Завершить наш обзор неформальных телеканалов хотелось бы супер-популярным проектом, идею которого неоднократно высмеивали, однако, это не помешало ему добиться известности и выйти не только на спутниковую платформу в родной Америке, но и начать покорять международные рынки. Речь идет о канале DogTV.
Проект представляет собой круглосуточный платный телеканал для собак DogTV, запустившийся в 2012 году. Он предназначен для того, чтобы не дать четвероногим питомцам скучать и чувствовать себя одинокими в отсутствие хозяев. Контент канала разработан при участии учёных, кинологов, ведущих экспертов в мире животных, и соответствует специфике зрительного и слухового восприятия собаками окружающего мира. Он делится на три категории — релаксирующий, стимулирующий и воздействующий.
Надо сказать, что менее чем через год после своего запуска, DogTV попал на спутниковую платфрорму DirecTV, что позволило ему выйти на общенациональный формат вещания в США (изначально канал распространялся исключительно в сети интернет и и у ряда кабельных операторов). На этом вещатель не остановился. Вслед за Америкой он вышел на рынки Израиля, Южной Кореи и Японии, а затем приступил к «штурму» Старого Света. На минувшей выставке MIPCOM в Каннах DogTV провел презентацию своего проекта для европейской публики, где смог договориться о выходе на рынки Великобритании, Ирландии и Франции. А буквально на днях, 17 ноября, вещатель заявил о старте распространения в Германии, через IPTV-сервис Deutsche Telekom Entertain.
Помимо разных стран, проект осваивает и разные среды распространения. Помимо традиционных спутниковых и кабельных сетей, а также вещания через собственный web-сайт, DogTV дистрибутируется через OTT-видеосервис Roku, через приложения «умных» телевизоров, а также на мобильные устройства на платформах iOS и Android. Стоимость подписки в зависимости от вида дистрибуции составляет от $4,99 до $9,99 в месяц.
Популярность данного «неформала» также можно опеределить тем фактом, что в начале 2014 года в него стала инвестировать и договорилась быть стратегическим партнером компания Discovery Communications.