ФАС выходит в сеть и борется с рекламой
В 2016 году Федеральная антимонопольная служба (ФАС) рассмотрела более 12 тыс. заявлений о нарушениях законодательства в сфере рекламы, возбудив при этом более 4 тыс. дел об административных нарушениях, и взыскала штрафов на сумму около 130 млн рублей. При этом на рекламу, распространяемую по сетям электросвязи, приходится 13,3% от структуры всех нарушений (финансовые услуги — 14%, медицинские услуги, БАДы и лекарства — 13,7%, недостоверная реклама — 10,8%, недобросовестная реклама — 2,7%).
Ведущий юрист группы правовых компаний «Интеллект-С» Михаил Хохолков напомнил, что в 2014 году вступили в силу поправки к ФЗ «О связи», которые закрепили предварительное получение согласия абонента на получение рассылок, которые отправляются с помощью сетей электросвязи (СМС). «В 2014 году мы наблюдали пик дел, связанных с СМС-спамом. Пожаловаться на спам легко, поэтому множество пользователей так и сделали», — рассказал Михаил Хохолков. По его словам, для возбуждения дела достаточно было показать скриншот на экране мобильного телефона, и оператору грозил штраф минимум в 100 тыс. рублей.
В особой зоне риска, по его мнению, находится реклама финансовых и медицинских услуг, БАДов, алкогольной продукции, долевого строительства, а также реклама, передаваемая по сетям электросвязи.
Так, в конце 2017 года было опубликовано письмо ФАС «О распространении рекламы по сетям электросвязи посредством SMS-рассылки». Михаил Хохолков обращает внимание, что письма-разъяснения ФАС носят обязательный характер при возбуждении дел в отношении законодательства о рекламе региональными и территориальными управлениями ФАС. По сути они представляют собой нормативные акты, и при рассмотрении жалоб региональными управлениями ФАС требования писем выполняются в полном объеме.
В этом письме содержится важная информация относительно того, в каких именно случаях оператор связи может быть признан рекламораспространителем.
Если ранее оператор связи как лицо, предоставляющее техническую возможность передачи информации рекламодателями конечному абоненту, не являлся рекламораспространителем, то теперь «Закон о рекламе» в ряде случаев разделяет ответственность рекламодателя и рекламораспространителя. Таким образом, оператор связи может быть признан рекламораспространителем в трех случаях.
- «С учетом обстоятельств дела и существующих договорных обязательств». «Эта формулировка очень расплывчатая, и непонятно, какой смысл вкладывала в нее ФАС», — отмечает Михаил Хохолков.
- «Есть сведения об осведомлении об использовании SMS-услуг для доведения рекламы до абонента и у оператора имелась правовая и техническая возможность оценить содержание SMS-рассылки и проверить у ее заказчика наличие согласия абонента на ее получение». «Мы консультировались с операторами “большой четверки”, и они однозначно ответили, что технической возможности оценить содержание SMS-рассылки не имеют», — сообщил юрист. По его мнению, один и тот же текст может восприниматься по-разному, если его отправляет, например, магазин потенциальным клиентам или жена — супругу. Более того, у операторов связи отсутствуют законные основания для чтения сообщений. Они также не могут определить автоматический характер рассылки.
- Третий случай связан с «выявлением рекламы, распространенной посредством SMS-сообщений с “подменой номера”». Речь идет о коротких и текстовых номерах.
Таким образом, если абонент получит SMS с предложением посмотреть фильм без знака «18+» — за это сообщение может ответить оператор связи.
Михаил Хохолков напомнил общие требования к рекламе, которые также актуальны и для операторов связи. Так, реклама должна быть добросовестной и достоверной. В рекламе не допускается использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений.
В письме ФАС «О рекламе в сети Интернет» ведомство разъяснило, что можно отнести к рекламе в Интернете, а что нет.
Не является рекламой в Интернете информация о товарах, размещенная на сайте производителя или продавца товаров? на его страницах в социальных сетях. Но с оговоркой: если указанные сведения предназначены для информирования посетителей о реализуемых товарах, ассортименте, правилах пользования и т. п.
Также не является рекламой информация о скидках или проводимых акциях, размещенная на сайтах-агрегаторах, на которых аккумулируются и предлагаются различные купоны или билеты, позволяющие приобрести товар со скидкой. Не относятся к рекламе и результаты поисковой выдачи.
В свою очередь, рекламой являются: информация на сайте рекламодателя или его группе в социальной сети, направленная на привлечение особого внимания к конкретному товару, и его выделение среди однородных товаров — всплывающий баннер. А также контекстная реклама в поисковых системах.
ФАС выявляет ненадлежащую рекламу в Интернете следующим образом: проводит мероприятия по систематическому отслеживанию информации на различных ресурсах, с помощью межведомственного обмена информацией, обращений граждан и заинтересованных лиц (чаще — конкурентов), а также обращений общественных организаций.
Ведомство фиксирует ненадлежащую рекламу путем составления акта осмотра сайта, принт-скринов страницы сайта и архива Интернета ( www.archive.org).