Казнить нельзя помиловать
Тема борьбы с пиратством — одна из самых острых на рынке. В публичном пространстве все представители отрасли высказываются за искоренение этого явления — кто-то более радикально, а кто-то менее. Но так ли все однозначно на самом деле?
«Что бы делало твое добро, если бы не существовало зла, и как бы выглядела земля, если бы с нее исчезли тени? …Не хочешь ли ты ободрать весь земной шар, снеся с него прочь все деревья и все живое из-за твоей фантазии наслаждаться голым светом?»
Михаил Булгаков «Мастер и Маргарита»
Представители различных сегментов ТВ-отрасли в ответ на вопрос о факторах, препятствующих развитию рынка, среди основных проблем называют пиратство. И доходы пираты отбирают, и зрителей развращают бесплатным котентом на любой вкус, и постоянно заставляют вкладываться в развитие легальных сервисов, которые хоть чем-то должны быть более привлекательными, чем пиратские сайты. В общем, от пиратов сплошной ущерб и расстройство.
Но давайте хоть на минуту представим, что в России совсем не осталось пиратов. Роскомнадзор заблокировал всех, кого положено, была изобретена чудесная технология, которая не позволяет пиратить контент, или все граждане разом стали такими сознательными, что отказались от халявы, а пираты от такого отношения вымерли. Причина тут не столь важна. Главное — что же изменится для игроков рынка и простых потребителей?
Вроде бы с точки зрения положительных преобразований для профессионалов все понятно. Нет пиратов, значит, людям негде брать бесплатный контент. Следовательно, они вынуждены будут нести свои деньги легальным сервисам. Прибыли лавинообразно растут, в России появляется благодатная почва для возникновения своих Netflix, Hulu и других ОТТ-гигантов. На заработанные средства можно снимать сверхкачественный контент, который с руками за невиданные ранее деньги будут скупать иностранные вещатели. В общем, наступит контентный рай в отдельно взятой стране. Кажется, что перспективы настолько радужны, что усомниться в пользе разгрома пиратов просто невозможно.
Но давайте попробуем задуматься и об обратной стороне, которая есть всегда у любого явления. Начнем с того, что люди, которые сейчас потребляют исключительно пиратский контент, делают это, скорее всего, из-за невозможности или принципиального нежелания что-то кому-то платить. Прекрасно известно, что наша страна далеко не является лидером по уровню жизни и доходов граждан. Также очевидно, что в условиях перманентного экономического кризиса люди не склонны тратить лишние деньги на развлечения, предпочитая покупать нечто более для них важное. Тем более что благодаря государству у российских граждан есть «прожиточный минимум» годного контента, который им предоставляют 20 общедоступных телеканалов. Ну и про YouTube, который уже очень популярен и становится все более востребованным, не стоит забывать. А те, кто готов регулярно платить за контент, уже это делают. При этом они вполне могут что-то смотреть и в пиратских источниках. Например, некоторые старые фильмы просто не найти на легальных ресурсах. Но если подписка уже оформлена и человек регулярно вносит плату, какая разница онлайн-кинотеатру или оператору, где и что этот клиент смотрит еще? Дважды за одно и то же он все равно платить не будет.
Теперь о появлении отечественных OTT-гигантов и расцвете российского кинопроизводства. При искоренении пиратства существенно возрастет возможность того, что у нас прочно обоснуются настоящие Netflix, Hulu и иже с ними. Сейчас из-за пиратов им действительно сложно что-то ловить в России. Все-таки ценник на их сервисы заметно выше, чем у российских компаний, а разница между «бесплатно» и «дорого» слишком высока. Если же в качестве конкурентов у зарубежных монстров окажутся только легальные сервисы, с ними разобраться будет куда проще. Разве что российское законодательство в очередной раз вмешается и защитит от супостатов. Но тут еще вопрос, куда в тот момент будут дуть политические ветры.
А кинопродакшен у нас и сейчас финансово не бедствует. Минкульт и «Фонд кино» столь щедро одаривают субсидиями зачастую откровенно бездарные российские кинотворения, что говорить о финансовых проблемах отечественного кинопродакшена просто язык не поворачивается. Безусловно, есть и классные талантливые фильмы, мультики и сериалы. Недавно вот российский сериал «Лучше, чем люди», который купил Netflix, попал в чарт Most Popular TV Shows портала IMDb. И случаи покупки российского контента зарубежными вещателями происходят все чаще. И пираты этому, как мы видим, никак не мешают.
Может показаться, что я пишу эту колонку в защиту пиратов и призываю закрыть глаза на эту проблему. Но это совсем не так. Пиратство — это зло, а пираты преступники. Но прежде чем махать шашками или огнеметом, стоит спокойно подумать о фразе Воланда, вынесенной в эпиграф.
Мы предлагаем это сделать вместе с экспертами, которые 11 октября примут участие в 4-й Международной конференция ConTech 2019. Content & Technology for Digital TV & Video in Russia: 4K, 8K, HDR, HFR and beyond, которую организует издательство «Телеспутник». В частности, участники футурологического круглого стола «Российский ТВ-рынок без пиратов» должны будут ответить именно на этот вопрос — что же будет с российским медиарынком без пиратов.