Как работает подразделение «Би-Би-Си» в Белфасте: новости из бронированной аппаратной
В самом центре Белфаста расположено здание северо ирландского регионального подразделения Британской вещательной корпорации – крупнейшего вещателя и контент-провайдера в этой части Соединенного королевства. Из построенного в 1941 году здания BBC NorthernIreland выдает в эфир два круглосуточных национальных телевизионных канала – BBC One и BBC Two, с регулярными врезками местных новостей и других региональных программ. Из этого же здания на всю территорию Северной Ирландии вещают две радиостанции – RadioUlster и Radio Foyle.
Непростая социально-политическая ситуация в регионе всегда была причиной того, что местные новости имели первостепенное значение для жителей Северной Ирландии. Как оплот Британской короны в регионе, BBC служила целью номер один для сепаратистов из Ирландской Республиканской Армии (ИРА). Поэтому журналисты BBC NI не ощущают недостатка в горячих темах, а в самом телецентре действуют повышенные меры безопасности. Ежедневно BBC NI делает три новостных выпуска: днем, вечером и поздно ночью. Кроме этого зрителям предлагаются различные программы политического содержания (Spotlight, Let’s Talk), а также передачи об искусстве и еженедельные ток-шоу. Всего в Белфасте производится и ежедневно выдается в эфир 11 региональных новостных программ общей длительностью около двух часов.
Также BBC NI производит огромное количество контента для распространения по каналам BBC по всей Великобритании. Снимаются документальные фильмы, художественные и комедийные программы, другой оригинальный контент. В дополнение к традиционным ТВ- и радиопрограммам BBC NI стремительно увеличивает свое присутствие в Интернете. Общий штат компании насчитывает 650 человек, из них 70 журналисты и редакторы. Техническая служба включает 7 отделов по каждому из направлений (ТВ, IT, ПТС, радио и др.), в каждом из которых трудится около 10 человек.
Новая технология
Журналисты BBC NI имеют заслуженную репутацию оригинально мыслящей и всегда находящейся на переднем крае событий команды. Однако технология производства новостей в Белфасте до недавнего времени была морально и физически устаревшей. Отсутствие централизованного медиаархива приводило к долгому поиску контента, задержкам оцифровки, проблемам с многочисленными типами носителей, путанице в описаниях и т.п. Обычным делом были повторные загрузки и описания материала. Узкое место представляли и монтажные аппаратные, из-за которых редакторы были вынуждены соревноваться и конфликтовать. Особой головной болью для продюсеров в рамках традиционной технологии было производство контента для сайта bbc.co.uk, где материал должен был появляться одновременно (если не раньше) с выходом по ТВ.
В 2007 году было принято решение внедрить единую систему управления медиаконтентом. Окончательный выбор пал на Cinegy Workflowот немецкой компании Cinegy GmbH – тем более что другое подразделение BBC в Бристоле, Natural History Unit, работало с ней более 10 лет. Для руководства BBC NI решающими аргументами в пользу Cinegy стали поддержка всех используемых в BBC форматов и кодеков; опора на стандартные IT-технологии, сети и системы хранения; глубокая интеграция с монтажными решениями Avid. Многокомпонентная система производства и выдачи новостей на базе современной безленточной технологии существенно преобразила работу телекомпании.
Загрузка материалов
Все прибывающие в BBC NI видеоматериалы (диски, кассеты, файлы) в обязательном порядке попадают на оцифровку. Аппаратная оцифровки находится непосредственно в ньюсруме и отделена лишь звуконепроницаемым стеклом. На общей консоли находится три рабочих места, с каждого из которых при помощи KVM-коммутатора можно управлять любым из 16-ти серверов Cinegy Ingest, а также коммутировать их на видеомагнитофоны или живые линии с помощью центральной матрицы Pro-Bel Eclipse. Некоторые станции записи работают по заранее заданному расписанию и не требуют вмешательства операторов.
Основной профиль кодирования видеоматериала в BBC NI – MPEG IMX 50 Мб/с. Источником материала, как правило, являются кассетыBetacam SX и сигнал SD-SDI со спутника. Серверы Cinegy Ingest создают прокси-копию одновременно с файлами высокого разрешения, а материал доступен для просмотра, описания и монтажа уже в процессе оцифровки. В качестве аппаратной платформы для программного обеспечения Cinegy Ingest используются серверы HP DL380 с двойными 4-ядерными процессорами. Запас производительности заложен сознательно: эти серверы планируется использовать для оцифровки HD-SDI и импорта материалов XDCAM HD.
Чтобы соблюсти баланс между оперативностью и порядком, количество обязательных для заполнения метаданных при захвате невелико: название программы, дата, тема, жанр, автор (режиссер). В дальнейшем объем и глубина описаний увеличиваются. За правильностью наполнения каталога и описаний контента следят архивисты нового поколения или, как именуют эту профессию на BBC, медиаменеджеры.
Подготовка и планирование
Все подразделения BBC традиционно используют систему ENPS агентства Associated Press. Это распространенная в Британии и США текстовая система подготовки и верстки новостных выпусков. В ней журналисты расшифровывают видеоряд, составляют закадровый текст, пишут подводки и комментарии для ведущего в студии. В этой же системе выпускающий редактор готовит план новостного выпуска и собирает плей-лист для выдачи сюжетов из аппаратной.
Просмотр, отбор, описание и обработку видеоматериалов журналисты и редакторы осуществляют на своих рабочих местах в программном обеспечении Cinegy Desktop. Сегодня система обслуживает более 300 пользователей, при наличии 100 лицензий на одновременный доступ к архиву. Рабочие станции журналистов и редакторов представляют собой обычные офисные компьютеры производства HP и Dell.
Доступ к базе данных материалов есть и у редакции радиовещания, и у онлайн-редакции. Быстро и просто получить звуковую дорожку выбранного материала для выдачи в радиоэфир или файл в низком разрешении для веб-сайта bcc.co.uk может любой наделенный соответствующими правами пользователь Cinegy непосредственно на своем рабочем месте.
Разумеется, в Cinegy строго разделены права доступа пользователей не только к материалам, но и к функциям системы. Так, просматривать и экспортировать видео в высоком разрешении имеют право только инженеры и монтажеры, а редакторы имеют доступ к рабочим материалам только тех программ, в которых они задействованы. Некоторые сотрудники имеют специальные разрешения от руководства на удаленную работу с проектами – им разрешен доступ на FTP-сервер BBC NI, с помощью которого Cinegy Convertавтоматически импортирует в систему все новые загруженные видеофайлы.
Монтаж и озвучивание
90% сюжетов, выходящих сегодня в составе новостных блоков BBC NI, подготовлены самими журналистами и редакторами в CinegyDesktop. Ведь большая часть материалов требует только подрезки, прямых склеек, иногда «наплывов» или «вспышек». Если необходима серьезная обработка или сложные эффекты, любой пользователь системы Cinegy имеет возможность выгрузить свой проект в высоком разрешении на Avid Unity и продолжить монтаж в одной из четырех закрепленных за новостями аппаратных нелинейного монтажа AvidMedia Composer. Поскольку при оцифровке Cinegy Ingest создает файлы в формате MXF OP1a, то для экспорта в Avid не требуется перекодирования – за счет этого перенос материала на монтаж происходит в пять раз быстрее реального времени. Завершенные проекты автоматически импортируются в базу данных Cinegy как новые медиафайлы.
Озвучивание материалов осуществляется самими журналистами на специально оборудованных местах. На одном мониторе в ENPSотображается текст для начитки, на втором открыт монтажный модуль программы Cinegy Desktop, в котором с помощью шумоустойчивых губных микрофонов Coles и звуковых процессоров Glensound и осуществляется запись голоса.
Большинство сотрудников ньюсрума помимо новостей занимаются подготовкой и других программ. В этом случае точно так же основная часть работы делается в Cinegy самими редакторами, а затем, при необходимости, проект завершается в одной из десяти монтажных станций Avid Media Composer.
Выпуск новостей
Технология выпуска новостей в эфир, принятая BBC NI, хорошо знакома крупным отечественным каналам. Воспроизведение сюжетов осуществляется с помощью двух видеосерверов Omneon MediaDeck под управлением системы автоматизации IBIS ServerPlay. Сложные графические объекты готовятся и воспроизводятся с помощью системы Vizrt, а динамические плашки и титры выдаются с помощью графической станции Aston.
Утвержденные выпускающим редактором сюжеты, содержащие текст, ссылки на видеофайлы и графические объекты, с помощью MOS-сервера ENPS автоматически загружаются на телесуфлер в студии, графические станции и видеосерверы. Скоростью прокрутки телесуфлера управляет специальный человек в аппаратной, запуск графики осуществляется ассистентом режиссера, воспроизведение сюжетов стартует по команде GPI с видеомикшера, а сам режиссер отдает команды эфирной бригаде и ведущему в студии, при необходимости переставляя очередность выдачи сюжетов в плей-листе ENPS.
Управление светом в студии автоматизировано и осуществляется из аппаратной. В аппаратной постоянно находится и видеоинженер, отвечающий за коммутацию источников и настройку телекамер. Звуковой отсек акустически изолирован и находится рядом за стеклом.
Загрузка подготовленных сюжетов и видеоматериалов из Cinegy или Avid на видеосерверы Omneon осуществляется с помощью двух серверов Cinegy Convert. Для этого выпускающему редактору на своем компьютере достаточно выбрать из списка доступных заданий нужное и подтвердить создание новой задачи. В целях повышения оперативности вещания руководство BBC NI сейчас рассматривает вопрос об установке дополнительных вещательных серверов Cinegy Air, способных воспроизводить смонтированные в Cinegy Desktopпроекты моментально, просчитывая их «на лету».
Эфир
В отличие от аппаратной выпуска новостей, эфирная аппаратная BBC NI довольно компактна. На эфире дежурит всего один человек, который следит за работой системы автоматизации Omnibus, при необходимости коммутируя сигналы вручную. Удивительно, но факт: тот же самый оператор регулярно делает «живые» межпрограммные анонсы.
Заранее записанные программы воспроизводятся с помощью видеосерверов Omneon, коммутацию сигналов осуществляет эфирный видеомикшер Pro-Bel, а коммутацией и запуском сюжетов по расписанию управляет система на базе программного обеспечения Omnibus. Эфирная аппаратная отдает сигнал на расположенный в Белфасте аналоговый передатчик, и одновременно в Лондон через оптоволоконный канал связи – для последующего распространения через сеть цифрового вещания. Кстати, отключение аналогового вещания в Британии запланировано на 2012 год.
Мы в Северной Ирландии. В эфирную аппаратную ведет бронированная дверь. Она и рольставни на окнах запираются электронным замком по команде оператора или автоматически, при активации системы Intruder Alert («Оповещение о вторжении»). Красные сигнальные лампы этой системы находятся не только в эфирной аппаратной, но и во всех остальных помещениях BBC NI. Как и инструкции на случай чрезвычайных ситуаций, террористической атаки или смерти монарха.
Архив
Раньше архив BBC NI представлял собой подвал со стеллажами кассет. Сегодня архив – неотъемлемая часть рабочего пространства редакторов и журналистов. В любой момент они могут непосредственно на своем рабочем месте найти нужные кадры, просмотреть их, пометить и использовать в своем проекте. При экспорте проекта на монтаж или в эфир система автоматически найдет, восстановит и подставит нужные фрагменты высокого разрешения.
Физически архив разделен на две части: оперативное и долговременное хранилище, которые представлены дисковой системой HPEVA8100 емкостью 60 ТБ и ленточной библиотекой HP ESL712e объемом 500 ТБ (8 приводов и 650 картриджей LTO-4). Дисковое хранилище и ленточная библиотека объединены в сеть SAN на базе FC-коммутаторов Cisco, а серверы оцифровки и клиенты подключаются к системе хранения по сети Gigabit/Fast Ethernet с помощью коммутаторов Foundry FESX и MLX16. Пять файловых серверов Microsoft DFS, основной и резервный серверы базы данных Cinegy Archive и два сервера импорта/экспорта Cinegy Convertработают на машинах HP серии DL с двумя 4-ядерными процессорами.
Медиафайлы располагаются на дисковом хранилище оперативного архива, а все метаданные сохраняются в резервированной базе данных Microsoft SQL Server. Такая организация делает материал доступным для одновременной коллективной работы всех редакций. Полезная емкость оперативного хранилища BBC NI на сегодняшний день составляет порядка 3000 часов видео в формате IMX 50.
По истечении 31 дня новостные медиаматериалы автоматически перемещаются в долговременное хранилище, при этом в оперативном архиве всегда остается прокси-копия, что позволяет в любой момент найти и просмотреть нужный материал. В процессе перемещения неиспользованные и помеченные как ненужные фрагменты исходников удаляются, и таким образом в архиве оказываются только ценные кадры. Автоматическим перемещением материалов с дискового хранилища на ленту и обратным восстановлением на дисковый массив управляет программное обеспечение Quantum StorNext. Срок хранения в оперативном архиве материалов документальных и развлекательных программ всего 7 дней, поскольку в их производстве срочное восстановление материала из архива обычно не требуется.
Обучение. Мнения сотрудников
В телецентре в Белфасте функционирует собственный тренинг-центр. Ранее сотрудников отправляли на обучение в Лондон, в специальное подразделение BBC Academy, но оказалось, что это не всегда эффективно. В результате в BBC NI оборудовали постоянно действующий тренинг-центр (две комнаты по шесть мест), а нанятые преподаватели сформировали одно- и двухдневную программы для редакторов, журналистов, монтажеров и инженеров. В процессе обучения сотрудникам удалось разобраться во всех нюансах новой технологии, существенных для их работы, и научиться использовать все ее преимущества. Многие сотрудники прошли обучение по 2-3 раза. Тренинг-центр одновременно является тестовой площадкой, на которой разворачиваются новые версии систем. Кроме этого, в ньюсруме на постоянной основе работает консультант с многолетним опытом работы в новостях – он помогает журналистам оперативно решать их вопросы прямо на рабочем месте.
Результаты превзошли самые смелые ожидания. «Технологический процесс был оптимизирован даже там, где мы не ожидали, – утверждает Кирэн Морган, менеджер по инвестициям в технологии BBC NI. – Дикторы полюбили систему, потому что появилась возможность перед эфиром увидеть весь материал, узнать точки входа и выхода». Атмосфера ньюсрума стала менее шумной и нервной. «Постоянный цейтнот в монтажных с утра до вечера в прошлом, многие журналисты готовят материалы сами, и у них еще остается свободное время, – говорит Льюис Киркалди, менеджер проекта внедрения Cinegy. – Качество материалов на выходе улучшилось, потому что у людей появилось время, чтобы принимать более продуманные решения». «Народ сфокусирован на экранах своих мониторов, – соглашается Морган. – Люди не бегают туда-сюда с кассетами».
Открылись новые возможности по ведению расследований и созданию документальных программ. Для последней программы цикла TheTroubles, посвященной длительному конфликту с сектантами в Северной Ирландии, продюсеры отыскали материалы сорокалетней давности практически моментально. «Продюсер мог запросто просматривать фрагменты и отбирать их по мере подготовки самого сюжета, – замечает редактор ТВ-новостей BBC NI Анжелина Фуско. При этом редакторы освоились с монтажом в Cinegy быстрее, чем ожидалось. «План был такой: мы делаем базовый монтаж в Cinegy, а затем отправляем материал на доработку в Avid, – объясняет Фуско. – Но освоив процесс, мы задумались, а так ли нужен Avid? В режиме чернового монтажа в Cinegy мы можем практически все сделать сами. Теперь у монтажеров есть доступ к обеим системам, и они могут выбирать наиболее подходящий им инструмент».
Внедрение единой системы привело к укреплению командной атмосферы среди журналистов, продюсеров и инженеров.«Взаимодействие творцов и технических служб стало очень хорошим, – отметил Арчи Каннинг, ведущий инженер BBC NI. – Раньше всегда были «мы и они», а сейчас мы работаем в команде. И это действительно здорово».
Автор: Игорь Петров
Опубликовано: 625 (2011, вып.2)