Как учитывать расходы на рекламу?
Портал ADVmarket.ru регулярно знакомит своих читателей с особенностями учёта тех или иных расходов на рекламу – в соответствии с тем, как это изложено в письмах Минфина. Предлагаем вашему вниманию подборку таких материалов.
Расходы на рекламы, согласно налоговому законодательству, делятся на нормируемые и ненормируемые. При исчислении налога на прибыль ненормируемые рекламные расходы включаются в состав расходов компании в полном объёме. К таким расходам (согласно пункта 4 статьи 264 Налогового кодекса РФ) относятся:
• реклама через СМИ, информационно-телекоммуникационные сети (в том числе Интернет), а также при кино- и видеообслуживании (письмо Минфина России от 19 ноября 2012 г. № 03-03-06/1/591);
• изготовление рекламных брошюр и каталогов, содержащих информацию о реализуемых товарах (работах, услугах), товарных знаках и знаках обслуживания или о самой организации;
• участие в выставках, ярмарках, экспозициях;
• оформление витрин, выставок-продаж, комнат образцов и демонстрационных залов;
• уценка товаров, полностью или частично потерявших свои первоначальные качества при экспонировании;
• световая и иная наружная реклама, включая изготовление рекламных стендов и щитов.
Согласно письмам Минфина, к ненормируемым рекламным расходам также могут быть отнесены:
• создание и размещение рекламного видеоролика в средствах массовой информации (письмо от 26 июля 2013 г. № 03-03-06/1/29764);
• размещение в рекламном модуле информации с указанием на коммерческое обозначение организации, название товарного знака и реализуемые товары, работы или услуги (письмо от 24 июля 2013 г. № 03-03-06/1/29309);
•услуги по продвижению и раскрутке интернет-сайта (письмо от 27 сентября 2012 г. № 16–15/091449);
• изготовление рекламных журналов, листовок, буклетов, лифлетов и флаерсов (письмо от 20 октября 2011 г. № 03-03-06/2/157).
К нормируемым рекламным расходам относятся те расходы, которые не указаны в приведённом выше перечне, а также не являются расходами на приобретение (изготовление) призов, вручаемых победителям розыгрышей, во время проведения рекламных кампаний. Нормируемые рекламные расходы могут быть включены в состав затрат в размере, не превышающем 1% выручки от реализации. Налоговая база исчисляется нарастающим итогом с начала года (п. 7 ст. 274 НК РФ). Поэтому сверхнормативные рекламные расходы, которые не были учтены в одном отчётном периоде, могут быть признаны в последующих периодах этого же года (письмо Минфина России от 6 ноября 2009 г. № 03-07-11/285).
Согласно разъясняющим письмам Минфина, к нормируемым расходам могут быть отнесены:
• на рассылку смс-сообщений рекламного характера (письмо от 28 октября 2013 г. № 03-03-06/1/45479);
• проведение научных конференций, тематических семинаров, симпозиумов с целью привлечения новых клиентов (письмо от 9 августа 2013 г. № 03-03-06/1/32239);
• сувенирную продукцию с символикой компании (письмо от 4 июня 2013 г. № 03-03-06/2/20320);
• проведение стимулирующей лотереи (письмо от 30 ноября 2012 г. № 03-03-06/1/619);
• приобретение (изготовление) призов (письмо от 30 ноября 2012 г. № 03-03-06/1/619).
Амортизируемое имущество, приобретённое для рекламных целей, учитывается в расходах ежемесячно путём начисления амортизации (письмо Минфина России от 14 декабря 2011 г. № 03-03-06/1/821). К примеру, если созданный в рекламных целях видеоролик относится к нематериальным активам, то к расходам на рекламу относятся амортизационные отчисления (письмо Минфина России от 26 июля 2013 г. № 03-03-06/1/29764).
Внереализационные доходы при расчете норматива не учитываются. При расчёте норматива рекламных расходов выручка от реализации товаров (работ, услуг) определяется без учёта НДС и акцизов. Это следует из положений статьи 248 Налогового кодекса РФ, согласно которым при определении доходов из них нужно исключить суммы налогов, предъявленные налогоплательщиком покупателю (приобретателю) товаров (работ, услуг, имущественных прав) (п. 1 ст. 248 НК РФ). Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 7 июня 2005 г. № 03-03-01-04/1/310, УМНС России по г. Москве от 17 мая 2004 г. № 26–12/33228.
Подтверждением расходов на рекламу (помимо платёжных поручений на оплату соответствующих услуг) могут выступить любые документы – например, приказ руководителя с указанием даты, места и времени проведения рекламных акций (постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 5 августа 2013 г. № 09АП-21205/2013). Однако даже фотоснимки проведения рекламной акции не подтверждают факт проведения рекламной акции (постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 27 декабря 2012 г. № А68-5527/12)
Для подтверждения реальности расходов на рекламу в СМИ достаточно текстов рекламных статей, размещенных по заказу компании (постановление ФАС Северо-Западного округа от 20 февраля 2009 г. № А13-5043/2007).