Как правильно ставить и управлять целями маркетинга в компании
Четыре полезных совета по работе с маркетинговыми целями в компании.
Цели должны быть описаны в определенной последовательности
Существует 4 уровня целей маркетинговой деятельности, которые необходимо описывать строго по порядку:
- общие цели бизнеса: опишите целевое положение товара в сегменте, желаемый уровень продаж и прибыли
- маркетинговые цели: опишите, как необходимо изменить потребительскую базу компании, что необходимо изменить в поведении потребителей, чтобы достичь целей бизнеса
- коммуникационные цели: опишите, какое действие должен совершить Ваш потребитель после контакта с рекламным сообщением товара
- медиа-цели: опишите ключевые медиа-показатели коммуникации товара компании
Вот так выглядит идеальное дерево целей маркетинговой деятельности:
Подробнее о четырех уровнях целей можно прочитать в статье: Методика разработки и постановки целей маркетинговой деятельности
Цели должны быть описаны по канонам SAMRT
Не забывайте про известную методику постановки целей по SMART, которая говорит о том, что:
- у цели должен быть зафиксирован конкретный результат
- у цели должен быть deadline, другими словами ограничение по времени
- желаемый результат цели должен быть измеримым
- желаемый результат цели должен быть достижим
- желаемый результат цели должен быть значим для компании в целом (влиять на продажи или прибыль)
Долгосрочные или краткосрочные цели?
- Долгосрочные цели маркетинга нужны для разработки успешной стратегии работы, они представляют четкое видение, общий вектор развития товара на рынке.
- Краткосрочные цели важны для оперативной работы менеджера по маркетингу. Они наводят резкость и представляют собой более детальные задачи
Проще и удобнее работать с целями маркетинга в следующем формате:
- Определите долгосрочные цели относительно положения товара на рынке через 5 лет. Желательно планировать достижение №1, №2 или №3 места в сегменте.
- Разбейте долгосрочную цель на 5 лет, определив таким образом краткосрочную цель на следующий год
Правила управления и контроля выполнения целей
Шесть простых действий для управления маркетинговыми целями компании:
- Определите промежуточные точки контроля. Это может быть месяц, квартал, полугодие.
- Определите способы измерения уровня достижения целей
- Отслеживайте на регулярной основе промежуточные результаты и составляйте прогнозы достижения годового значения
- Выявляйте причины отклонений: причиной может быть низкий эффект от рекламной кампании, внезапные действия конкурентов, ухудшение экономического состояния и платежеспособности населения, качество продукта и т.д.
- Составляйте план необходимых корректирующих действий для выполнения цели
- В случае невозможности достичь поставленную цель — корректируйте ее.