8 профессиональных принципов генерального продюсера НТВ Тимура Вайнштейна
Почему идея должна быть универсальной, насколько программная политика и маркетинг решают судьбу телепроекта, как соблюсти баланс между законами рейтинга и эстетическим чувством: известный российский телепродюсер Тимур Вайнштейн — о своем подходе к производству.
1. Продюсер отвечает за все
Задача телевизионного продюсера — чтобы идея дошла до зрителя в самом лучшем виде. Продюсер отвечает в телепроекте за все, в том числе нанимает правильных людей, включая ведущих и следит за техническими моментами. В общем, он занимается организационными или креативными вопросами, а также сопровождает идею от появления до самого ее воплощения. Поэтому все шишки в итоге валятся на голову ему, но и вся похвала — тоже ему.
2. Не говорите «я», говорите «мы»
Вы на проекте главный, но никогда не говорите: «Я сделал». Говорите: «Мы сделали». Вместе с вами над телепрограммой работали огромное количество людей. Их труд нужно уважать.
3. Придумывайте универсальные идеи
Когда придумываете идею для шоу, сразу старайтесь понять, насколько она универсальна. Идеальная идея не имеет языковых барьеров и не обременена менталитетом. Такую идею вы сможете в другую страну — и люди ее там прекрасно поймут. Например, формат передачи «Голос» — это абсолютный хит. В разных странах у этого вокального шоу талантов отличаются жюри, участники и каналы, которые его транслируют, но формат стал популярным во всем мире именно благодаря прекрасной изначальной идее.
4. Помните о маркетинге
Важно обращать внимание не только на воплощение идеи, но и на программную политику и маркетинг, благодаря которым проект попадает в эфир. Сегодня они составляют 50% успеха.. Можно сделать потрясающий проект, но если у него будет провальная маркетинговая кампания или вы поставите его не в тот временной слот — ничего не получится. Чтобы вышел телехит, надо все элементы сводить воедино.
5. Телевидение — это бизнес
Телевидение — очень четкий и понятный бизнес, который создает продукт, интересный зрителю. Если зритель посмотрит передачу, то у канала будет хороший рейтинг и высокая зрительская доля, и тогда рекламодатель сможет поставить в эфир свою рекламу, а, значит, телевизионный круговорот продолжится. К чему я это говорю? Вы можете делать телевидение, которое будет интересно, условно говоря, только вам и вашей маме. Но тогда у вас не получится на нем заработать.
Сегодня многие люди смотрят программы, вроде «Дома-2» или «Звезд под гипнозом». И мне это может не нравиться как человеку. Но мое личное мнение не должно транслироваться на всех. Если вы работаете на телеканале с большой зрительской аудиторией, нужно к желанию зрителя.
6. Учитесь находить баланс в продюсировании
Балансируйте между законами телевизионного рейтинга и собственным желанием сделать зрителя лучше. Например, проект «Ты-супер!», который выходит на НТВ, — одновременно и социальный, и развлекательный. Нам удалось придумать формат, когда в жюри музыкального конкурса есть звезды, но судят они при этом детей из неблагополучных семей. В итоге программа удачно идет в прайм-тайм. Сохранить зрительский интерес, но нести при этом важную социальную, информационную или эстетическую миссию — очень важное умение в продюсировании. Можно сказать, это отдельное искусство.
7. Если вы упали — вставайте
Телевидение — очень быстрая и динамичная сущность, в нем все постоянно меняется. Часто — достаточно драматично. Научиться вставать после того, как падаешь — необходимое для продюсера умение. Первый проект прошел замечательно, а следующий провалился? Ничего страшного! У создателя форматов «Голос» и «Большой брат» Джона де Моля в течение карьеры было множество с треском проваливших проектов. Но это его не остановило. Жизнь продолжается, надо продолжать смотреть по сторонам, искать и создавать интересные форматы.
8. Не бойтесь Интернета
Все разговоры о том, что интернет убьет телевидение — это полный бред. Помнится, еще в фильме «Москва слезам не верит» герои говорили, что в будущем телевидение вытеснит кино и театр. Теперь многие утверждают, что скоро останется один Интернет. Популярный блог Дудя — это, конечно, уникальный «взрывной» пример для российского YouTube, но таких случаев очень мало. И при всем уважении к схватке Оксимирона с Гнойным, массовый интерес к рэп-баттлам после этого события очень быстро закончился.
На самом деле, аудитории интернета и телевидения практически не пересекаются. Некоторые сериалы на НТВ мы даже выкладываем в Интернет за неделю до показа, и это никак не влияет на их телевизионный рейтинг. Можно смело сказать, что интернет и телевидение смогут совершенно нормально сосуществовать в течение ближайших 20-25 лет и совсем не мешать друг другу, если не произойдет ничего сверхъестественного.
Материал подготовлен по итогам мастер-класса «НТВ: продюсирование телевизионных программ», прошедшего в Московской школе кино 15 февраля.