Елена Привалова, VentureClub.co: «ТВ-проекты не интересны инвесторам из-за сложности масштабирования»
Венчурное инвестирование уверенно конкурирует с банковским кредитованием и займами, порой и вовсе отодвигая их на второй план. Среди интересных для себя направлений венчурные организации рассматривают ТВ и медиа, которые стремятся активно меняться, подстраиваясь под интересы и привычки современного потребителя. В какие проекты охотнее вкладываются венчурные инвесторы и какими правилами руководствуются, «Теле-Спутник» обсудил с генеральным директором краудинвестинговой площадки VentureClub.co Еленой Приваловой.
С точки зрения венчурного капиталиста, кроссегментные инвестиции, находящиеся на стыке рынков, которые используют в том числе медиасоставляющую, — одни из наиболее привлекательных, так как обладают большим потенциалом. Они обычно легко масштабируются и трансформируются под требования различных бизнес-моделей.
ТВ и интернет-медиа часто привлекают финансирование, однако большинство подобных проектов из-за сложности масштабирования не интересны венчурным капиталистам. При этом на площадке мы регулярно наблюдаем ситуации, когда контентный или нишевый медиапроект находит своего бизнес-ангела или стратега. Поэтому мы используем более мягкие критерии отбора проектов для демонстрации их инвесторам, повышая вероятность совпадения по профилю. Но при этом разделяем венчурные и МСБ-активы как по типу бизнеса, так и по маштабируемости.
У нас пока нет ТВ-проектов, мы сфокусировались на медиа, например на различных приложениях и сервисах для пользователей и бизнеса. Один из наиболее ярких примеров — GetShop.TV. Компания разработала технологию, позволяющую зрителю оформить заявку, получить консультацию, совершить покупку и сделать еще много чего другого непосредственно с экрана телевизора во время просмотра рекламы или передачи, с помощью телевизионного пульта и/или смартфона. Или проект Hashboard: это медиаплеер для заведений, представляющих сферу услуг, например кафе или барбершопов. Медиаплеер позволяет создавать свой локальный канал, выводя на экраны помещений легальную музыку, видео и ТВ, анонсы, акции и т. д. Также он дает возможность стимулировать посетителей оставлять отзывы в социальных сетях о работе заведения. Причем плеер можно использовать и как облачный сервис, и как «железную» телеприставку.
Еще один проект, которому наша площадка помогла привлечь инвестиции, — MingleVision. Это платформа, которая дает возможность зрителям масштабных мероприятий, например футбольных матчей или парада на Красной площади, управлять видеопотоком и подстраивать его под себя, выбирая из нескольких возможных ракурсов камер. И это далеко не полный перечень проектов, которые нашли своего инвестора на нашей площадке.
Сейчас, чтобы сделать приложение для ТВ, необходимо много времени и ощутимые средства, которые придется вложить в разработку. Также могут возникнуть сложности с паблишингом и управлением приложений, с техподдержкой и обслуживанием конечных пользователей. Обычный правообладатель или создатель видеоконтента не может себе позволить вкладываться в такую сложную разработку, из-за чего теряет возможность выйти на ТВ-устройства в обход традиционных телеканалов или больших онлайн-кинотеатров.
По данным экспертов Ассоциации дополненной и виртуальной реальности (AVRA), в России работают более 180 компаний в сфере AR/VR, против 60 в 2015 году. По итогам прошлого года инвесторы вложили в российские AR/VR 700 млн рублей, в 2015 году — 200 млн рублей.
Проекты VR/AR — одно из наиболее привлекательных направлений с точки зрения инвестиций в создание медиаконтента. Венчурным капиталистам интересны AR-проекты, создающие дополнительный персональный интерактив на существующий медиаконтент. Например, программа, преобразовывающая лица через камеру гаджета в режиме реального времени, MSQRD. Или полноценное VR-пространство для игр, как The Journey One, созданное командой Hyperverse. Компания смогла привлечь около $400 тыс. Более того, в России есть фонд VRTech (запущен летом 2016 года основателем центра Digital October Георгием Тушинским и экс-директором по маркетинговым коммуникациям «Яндекса» Игорем Лутцем, — прим. «Теле-Спутника»), который вкладывает средства в проекты, связанные с виртуальной и дополненной реальностью.
Главное, чтобы стартапы, работающие с VR/AR, создавали такие проекты, которые действительно интересны потенциальному потребителю, и внимательно следили за тем, как развивается это направление. Если бум VR/AR и начался в 2012 году со шлема виртуальной реальности Rift (стартап Oculus за четыре часа собрал $250 тыс. на платформе Kickstarter на выпуск гаджета, — прим. «Теле-Спутника»), то сейчас следует обращать больше внимания на создание контента, нежели на производство самих устройств. А еще лучше — на продукты (платформенные решения, движки, приложения), на основании которых создается этот контент.