Импортозамещение: взгляд изнутри индустрии
Опубликованная программа ВГТРК по объединению российских производителей ТВ-оборудования и софта и налаживанию импортозамещения не оставила специалистов отрасли равнодушными. Мы поговорили об этой инициативе с участниками рынка — и готовы рассказать вам об этом.
В частности, свои комментарии дали несколько компаний, названных в списке участников программы:
BRAM Technologies, генеральный директор Сергей Ванюков:
«Компания ВГТРК всегда была заинтересована в использовании отечественных разработок, и наше успешное сотрудничество длится уже много лет. Специалисты крупнейшей российской вещательной организации убедились в высоком качестве цифровых систем BRAM Technologies, поэтому выбрали нас в качестве участника программы по объединению российских разработчиков телекоммуникационного оборудования.
В настоящее время сотрудничество ВГТРК и BRAM Technologies продолжается. Советы и рекомендации специалистов ВГТРК находят своё отражение в наших программных продуктах. При участии специалистов телеканала «Россия 1» разрабатывается наш новый модуль планирования новостных выпусков. В скором времени планируется выход новых версий системы автоматизации вещания AutoPlay и системы подготовки и выпуска новостей NewsHouse. Также не так давно была выпущена новая система нелинейного on-line монтажа прямых трансляций LiveEdit.
Для сотрудников ВГТРК и компаний — интеграторов, работающих над проектами ВГТРК, нами организована тренинг-зона, где специалисты могут пройти обучение и детально ознакомиться с возможностями продукции BRAM Technologies».
«С-ПроСистемс», исполнительный директор компании Сергей Цимбал:
«С-Про Системс действительно участвует в создании типового телевизионного комплекса ВГТРК, в котором будет использовано максимально возможное количество отечественного оборудования и решений. Наша компания в этом проекте выступает по большей части в роли системного интегратора, поскольку мы имеем достаточно обширный опыт применения продукции российских производителей при создании подобных комплексов».
На наши вопросы также ответил и Алексей Майоров, директор по продажам компании StreamLabs:
Кажется ли вам перспективным проект по объединению российских производителей телевизионного оборудования?
К сожалению, не владею информацией о деталях этого проекта и поэтому судить о перспективах и эффективности его не могу. Идея, наверное, хорошая, но, как говорится в известном анекдоте, все дело в нюансах.
Потребуется ли участникам проекта дополнительное финансирование — или смогут справиться своими силами?
По опыту нашей компании (а я думаю, и большинства остальных российских разработчиков) дополнительное финансирование необходимо однозначно. Многие хорошие и перспективные разработки зачастую тормозятся, а иногда и совсем откладываются в долгий ящик из-за недостатка финансирования. Регулярно приходится сталкиваться с ситуацией, когда обращается заказчик, а в ответ ему приходится писать что-то вроде: «В настоящий момент готового решения нет, но есть возможность сделать. С технической стороны все прозрачно и понятно. Мы оцениваем срок разработки в 3-4 месяца». Иногда заказчик соглашается ждать и даже финансирует вперед, но это скорее исключение из правил. Несмотря на огромный опыт, колоссальные наработки, наличие в готовом или почти готовом состоянии многих модулей, связок и блоков, создание любого нового коммерческого (не временной поделки-заглушки) продукта требует также серьезных усилий и финансов. В связи с нехваткой людей, времени, политической воли, а, в конечном счете, просто с недостатком финансирования, многие продукты так и не становятся коммерческими и успешными. Если же мы говорим о каких-то вообще новых разработках, нацеленных действительно на импортозамещение, то здесь без дополнительного финансирования и понимания потенциальных объемов сбыта не обойдется. Обсуждение этой темы на данный момент с другими российскими производителями показало, что мало кто верит в то, что после смягчения санкций телевизионные компании опять не переключаться на покупку импортного оборудования, и вложенные в разработку личные инвестиции компаний не пропадут. К сожалению, такие опасения присутствуют.
Возможно ли вообще эффективно развивать импортозамещение в такой наукоемкой отрасли, как телерадиовещание, в кризис?
Теоретически все возможно. Однако быстрого эффекта ждать не стоит. Время вывода на рынок даже достаточно простых с виду устройств занимает не менее года. К сожалению, наработки и опыт в некоторых областях утерян практически полностью. Это производство видеокамер, микрофонов, пультов и т.д. Тем не менее, много чего у нас есть своего! Правда, это, в основном, разработчики программного обеспечения, которые успешно маскируются под импортных производителей, и делать они это были вынуждены не из-за того, что в детстве все смотрели сериал про Штирлица, а потому что вести бизнес по-другому — как в России, так и заграницей, — было сложно. А если внимательно посмотреть, кто работает в заграничных компаниях, то также можно обнаружить большое количество наших бывших соотечественников. Так что, в общем, потенциал у нас есть. Если будет правильная политика, то собрать людей и восстановить производство вполне возможно. А что касается кризиса… Это, конечно, это не самое лучшее время для того, чтобы начинать этим заниматься, но как говориться в русской народной пословице «лучше поздно, чем никогда». Проблем, обусловленных санкциями, я тут не вижу, т.к. все телевизионное оборудование достаточно мелкосерийное, все микросхемы и необходимые комплектующие производятся в Китае и, если очень нужно, просто привозятся в кармане… Более того, никакого негатива со стороны иностранных производителей мы, честно говоря, пока не заметили.
Какие вы видите сложности в этом проекте?
Сложности стандартные для всех российских проектов. Хотелось бы, чтобы все это не превратилось в пустые слова и пиар-акцию. Уверен, большинство российских производителей «ЗА» и поддерживают этот проект обеими руками.
Соцсети
Не обошлось и без обсуждений в соцсетях. Предлагаем вашему вниманию несколько скриншотов, наглядно иллюстрирующих настроения профессионалов:
Это явно не последние обсуждения.
Дальше подборка посвящена оптимистичным настроениям и предложениям решительных шагов.
Во-первых, на наши вопросы ответил генеральный директор S-Pro Systems Сергей Егоров:
Кажется ли вам перспективным проект по объединению российских производителей телевизионного оборудования?
Объединение российских производителей телевизионного оборудования может привести к созданию глобального холдинга с весьма впечатляющими перспективами. Учитывая традиции отечественной инженерной мысли и вклад в создание современного телевидения российской и советской технической школы, можно вполне рассчитывать не только на ликвидацию технических пробелов в разрезе импортозамещения, но и на серьезный прорыв в телевизионной области в перспективе. Наличие уже сейчас в спектре применяемого в современном телевидении оборудования российской разработки и отечественного производства говорит о небезосновательности подобных надежд.
Потребуется ли участникам проекта дополнительное финансирование — или смогут справиться своими силами?
Дополнительное финансирование, очевидно, будет необходимо. Можно обсуждать, должно ли все бремя финансовых расходов брать на себя государство, либо часть их имеет смысл переложить на частные фонды, но очевидно, что без предоставления «длинных» денег в данной области проект будет буксовать уже на старте. Привлечение негосударственных денег, очевидно, поднимет и вопросы прав на конечный продукт, но этот вопрос мы оставим на рассмотрение профессионалам. Потребуется не только расширение и модернизация производств, но и вложения в развитие новых технологий. Если мы хотим не ограничиваться отверточной сборкой, то нам понадобится вложение и в смежные области, без которых нам не закрыть пробелы в создании многих типов оборудования. Государство также может оказать поддержку в виде льготного налогового режима для предприятий, работающих по данному направлению, что, очевидно, будет способствовать привлекательности ведения бизнеса и повысит отдачу от осуществленных затрат.
Возможно ли вообще эффективно развивать импортозамещение в такой наукоемкой отрасли, как телерадиовещание, в кризис?
Кризис, как таковой, не только не является препятствием для развития импортозамещения, но и во многом может способствовать более эффективному созданию высокотехнологичного оборудования. Во-первых, резко подорожавший доллар сделал импортное оборудование гораздо менее конкурентным, тогда как на стоимости и качестве отечественных разработок это никак не сказалось. Во-вторых, интерес интеграторов и компаний-потребителей к российским разработкам подстегнули введенные в отношении отраслей российской экономики санкции, прежде всего ударившие по высокотехнологичным областям (к которым телевидение относится не в последнюю очередь) и ограничившие, либо могущие привести к ограничениям поставок техники. В-третьих, серьезнейшим образом встала ранее игнорировавшаяся, либо считавшаяся незначительной, проблема, связанная с поддержанием оборудования в рабочем состоянии, его технического обслуживания и настройки – для огромного спектра техники эти задачи решаются дистанционно, причем эти работы производитель зачастую не отдает интеграторам, что ставит российский телевизионный рынок в зависимость от осознания его партнерами своей ответственности и делает его заложником возможных грязных политических игр.
Какие вы видите сложности в этом проекте?
Сложности вполне очевидны и главная из них, помимо уже упоминавшегося отсутствия финансирования на текущем этапе, помимо разрозненности технических решений в их текущем виде, помимо наличия значительных пробелов в цепочке производимого на территории России спектра оборудования производственного телевизионного процесса, является необходимость создания единого координирующего центра по приложению усилий при решении означенной проблемы. Даже недостаток квалифицированных инженерных кадров можно компенсировать в весьма обозримом будущем, как за счет текущего технического состава телевизионной отрасли, так и за счет студентов профильных специальностей ВУЗов. Создание такого центра, способного учитывать текущее состояние отрасли, представляющего конечную цель, способного выделить площадки для опробирования и обкатки технических решений, вкупе с возможностью долгосрочного целевого финансирования и координации действий независимых разработчиков послужило бы существенной гарантией того, что усилия на данном направлении дадут плоды уже в обозримом будущем.
Во-вторых, столь же оптимистичные, но гораздо более смелые заявления публикуют и «Ведомости», располагающие информацией о письме президента Башкирии Рустэма Хамитова премьер-министру Дмитрию Медведеву с предложением вообще законодательно ограничить госзакупки импортного телекоммуникационного оборудования, если оно имеет российские аналоги. Предполагается, что экспертизу качества сможет проводить «Ростелеком», который должен будет создать для этого специальную площадку — вместе с Минкомсвязи и Минпромторгом. Пока неизвестно, как это предложение будет воспринято, но если идея пойдет в работу, то госсектору придется переходить на отечественные телеком-решения. Телеком-отрасль настроена оптимистично (по крайней мере, в материале «Ведомостей»): утверждают, что к 2018 году долю отечественного оборудования удастся довести до 10%, а в дальнейшем — и до 30%, и больше.
Источник: http://rubroadcast.ru/news/importozameshhenie-chast-vtoraya-optimistichnaya.html