«Классическое ТВ не то чтобы вымирает, но рейтинги его жалки»
О переломных событиях в телевизионной среде в 2019 году размышляет Сергей Ефимов, заведующий отделом телевидения «КП» и ведущий программы «Глядя в телевизор» (Радио «КП»).
В 2019-м я переехал в новую квартиру, где не было кабельного телевидения. Пока выбирал провайдера, вдруг понял, что не очень-то мне это и нужно: двадцати обязательных эфирных каналов вполне достаточно. Более того — я и их включаю довольно редко.
На мой взгляд, именно в 2019-м телевидение окончательно утратило статус важного социального института. Это давно уже не самый удобный способ получения новостей и развлекательного видеоконтента.Для ТВ куда хуже, что россияне привыкают к платным форматам потребления. И случилось это в уходящем году.
На российском сериальном рынке чертовски много денег, причем инвесторы даже не ждут, что затраты немедленно окупятся, — это вложения в будущее, потому что через лет пять платить за доступ в онлайн-кинотеатр будет готова по меньшей мере половина россиян.
В 2019-м телевидение окончательно утратило статус важного социального института.
И даже если платформа не производит собственный контент, она выглядит привлекательнее традиционного ТВ за счет огромного каталога видео, в котором есть буквально все. Пришел домой, нажал кнопку и получил то, что хотел. Немедленно, в HD-качестве и без перерывов на рекламу. Некоторые производители телевизоров спелись с онлайн-платформами: на пультах дистанционного управления отдельных марок появились фирменные кнопки. Всего одно нажатие приведет вас в чарующий мир кино и сериалов.
Как-то незаметно стали неактуальны торрент-трекеры: зачем заморачиваться со скачиванием пиратского видео, когда за 250-400 рублей в месяц можно получить все. А это дешевле пакета ТВ у кабельного оператора, кстати.
И другие жанры тоже интереснее развиваются в интернете. Когда вы в последний раз смотрели программу «Познер», где признанный телеклассик берет интервью? Зато канал Юрия Дудя в YouTube вы наверняка посещали не раз.
В Сети полно юмористических шоу, веб-сериалов, документальных фильмов, новостных телеграм-каналов. Недавняя российская премия за достижения в области веб-индустрии вручалась в 11 номинациях и проблем с претендентами на победу не было.
Зачем заморачиваться со скачиванием пиратского видео, когда за 250-400 рублей в месяц можно получить все. А это дешевле пакета ТВ у кабельного оператора, кстати.
Конечно, важнейшая беда телевидения — его дискретность: ты можешь посмотреть ту или иную программу, только когда тебе ее показывают. Эта технологическая особенность ТВ, как канала распространения информации, неустранима. Новые технологии диктуют иные способы потребления. Вот почему практически все телеканалы с тем или иным успехом стремятся дистрибуцировать контент и в сети тоже.
Но есть еще одна деталь, которая отвращает телезрителя от эфира и массово гонит его в интернет. Суть телевидения — неискренность, легкое лицемерие везде и всегда. Это базисная черта, которая сложилась исторически. Нет, речь не о том, что с экрана нам говорят неправду, а о присущей телевидению театральности.
Даже если в кадре ведущий плачет, потрясенный неким событием, как ведущий модного ток-шоу после смерти знаменитой актрисы, он делает это ни на секунду не забывая о рейтинге. Другой ведущий с публицистического поля произносит пламенную речь, смотря строго в камеру, но при этом читает текст с экрана суфлера. Зритель может этого и не знать, но подсознательно это чувствует.
Суть телевидения — неискренность, легкое лицемерие везде и всегда.
Да что тут говорить, если даже многочисленные реалити-шоу все до одного снимаются по сценарию и это, мягко говоря, ощущается.
Всего этого нет в интернет-проектах, при всей их корявости и дерзновенности. Социологи в последнее время то и дело говорят об общественном запросе на искренность, на правду жизни, на справедливость. Люди находят это в сети, не получая это в эфире.
В веб-сериалах и шоу часто матерятся: это не от вседозволенности, не хулиганства ради. Интернет, который пребывает в стадии детских болезней, нашел эффективный способ декларировать зрителю чистоту и искренность помыслов. «Мы настолько вам не врем, что даже материмся».
Классическое ТВ не то чтобы вымирает, но рейтинги его жалки — самые популярные программы самых больших каналов смотрят в лучшем случае 5-6% потенциальных телезрителей страны. «Ящик» большее не властитель дум и даже с идеологической функцией справляется все хуже.
Социологи в последнее время то и дело говорят об общественном запросе на искренность, на правду жизни, на справедливость. Люди находят это в сети, не получая это в эфире.
Единственные козыри эфирного ТВ, которые пока не может побить сеть, — это поздравление президента с Новым годом, Парад 9 Мая и ключевые спортивные трансляции. В целом же телевидение становится настолько старомодным, что совсем скоро стремящиеся прослыть нонконформистами личности начнут специально его смотреть, чтобы быть не как все.