Рустам Маметов, «АлмаТел Казахстан»: «Главной проблемой для Казахстана остаются „серые“ спутниковые тарелки»
В апреле этого года телекомпания «АлмаТел Казахстан» запустила сервис спутникового телевидения. За 6 месяцев активная база новых абонентов компании достигла 10 тыс. О роли роста популярности HD-контента, конкуренции с интернет-операторами и «серых тарелках» журнал «Телеспутник» побеседовал с B2C-директором компании «АлмаТел Казахстан» Рустамом Маметовым.
Официально услугами платного телевидения пользуется чуть менее полутора миллионов домохозяйств (население Казахстана более 18 млн человек, — прим. «Теле-Спутника»). Тут с гордостью хочется отметить, что 43% абонентов выбрали «АлмаТел Казахстан» в качестве оператора ТВ. Значительная часть населения — около двух миллионов — бесплатно смотрит пакет национальных телеканалов, входящих в так называемый список «Обязательных каналов». Причем в настоящий момент государство предоставляет такой пакет: в аналоговом эфирном вещании, которое к 2020 году будет полностью отключено, в цифровом эфирном вещании (формата DVB-T2), а также в спутниковом вещании (в формате DVB-S2). Есть еще рынок так называемых «серого» и «пиратского» телевидения. Здесь очень сложно оценить количество пользователей.
Сколько сейчас абонентов ОТТ-платформ?
В Интернете огромное количество различных ОТТ-сервисов. Есть откровенные пираты, есть легальные платформы с платными услугами или бесплатным сервисом на базе рекламной модели. Но и у последних нет прав вещания на территории Казахстана, как с точки зрения законодательных норм страны, так и со стороны телеканалов (владельцев контента), которые выдают права на вещание с четкой региональной привязкой. Сейчас клиентов подобных ОТТ-сервисов немного, но их число растет. Причем в последнее время темпы роста заметно увеличились. Это уже становится проблемой. Но главной проблемой для Казахстана остаются «серые» спутниковые тарелки. Этот рынок значительно превышает легальный рынок платного спутникового телевидения в стране.
Что касается способа подключения, то скажу честно, что у нас все еще преобладает кабельное аналоговое телевидение. Понятно, что есть тенденция роста абонентской базы «цифры». Ускорить процесс перехода к цифровому телевидению — одна из наших основных задач. Тут больше возможностей как для абонента, так и для оператора. Цифрой легче управлять, легче контролировать абонентскую базу, закрывается проблема нелегальных подключений. Абонентам «цифры» доступно большее разнообразие телеканалов, пакетных наполнений, они видят более качественную картинку, в том числе HD и даже UHD. Кстати, недавно мы подали в кабельную сеть 4K–телеканал. Средняя выручка с одного абонента цифрового телевидения выше. Спрос на «цифру» есть, но он пока не перебил «аналог», хотя их доли почти сравнялись, если смотреть в целом по Казахстану. Еще немного — не более полугода — и пользователей «цифры» будет больше, чем пользователей «аналога».
Это относится как ко всему рынку, так и к нашей компании в частности. У нас «аналог» еще преобладает, но основной вектор развития направлен именно на «цифру». Вообще основные стратегические задачи, которые мы для себя определили: развитие услуги передачи данных, переход на цифровое телевидение, продвижение спутникового телевидения и ОТТ-решений. В будущем мы видим своего абонента как пользователя полным пакетом телекоммуникационных услуг от «Алмател Казахстан» — это Интернет, телефония, цифровое телевидение, ОТТ, возможно MVNO. Также предлагаем клиенту купить у нас необходимую модель телевизора, ноутбука, Wi-Fi-роутера — первые шаги в этом направлении мы сделали уже в этом году.
В принципе тут нет ничего сверхъестественного. На телеком-рынке уже не первый год наблюдается тяга к конвергенции услуг. Все провайдеры Интернета идут в платное телевидение, особенно активно это стало происходить с развитием ОТТ-решений. Мобильные операторы пошли в «фиксу»: кабель, Интернет, телевидение — все вместе. В свою очередь, фиксированные операторы пошли в MVNO. Это глобальный тренд.
Наши абоненты пока не готовы воспринимать ОТТ, как основную услугу платного телевидения. Скорее всего, еще остается стереотип, что в Интернете должно быть все бесплатным. Очень долго мы все пользовались торрентами, пиратскими онлайн-кинотеатрами. Многие клиенты говорят, что наше ОТТ-предложение дорогое, при этом они готовы и продолжают платить те же деньги за аналоговое телевидение. Мы им объясняем, что за одинаковую цену вы получаете столько же каналов в лучшем качестве с возможностью просмотра 7-дневного архива, с функциями паузы, поиска нужного канала и телепередачи, смены языка вещания, с возможностью одновременного просмотра на нескольких устройствах, в том числе смартфонах и планшетах, причем смотреть любимые передачи можно в любой точке Казахстана. В общем, у нас еще много работы в этом направлении.
Но уже сейчас многие готовы воспринимать ОТТ как интересную дополнительную услугу. И мы решили подыграть своим абонентам: «Хорошо, ты смотришь классическое телевидение любого формата, аналогового или цифрового, и за небольшую доплату можешь подписаться на интересную игрушку — Alma TV BOX». То есть, сегодня мы позиционируем ОТТ как VAS (Value-Added Services, то есть дополнительная услуга, — прим. «Теле-Спутника»). И надо отметить, что это дает свои плоды — популярность нашего ОТТ сервиса начала расти. Но в перспективе ОТТ может и должно стать основной услугой и будет вытеснять классическое кабельное ТВ.
Когда мы запускали спутниковое ТВ, были сомнения, связанные с тем, что оно начнет каннибализировать наше кабельное ТВ и ОТТ. Но мы решили, что это все же разная аудитория и разная территория распространения. Всегда найдется место на карте, куда сложно зайти с кабельным телевидением, а также Интернетом с высокой пропускной способностью, который обеспечит качественную телевизионную «картинку». Поэтому спутник будет востребован. А переход к телевидению высокой и сверхвысокой четкости позволит не только еще долго держаться рынку DTH, но и придаст дополнительный импульс дальнейшему развитию.
Другой вопрос — есть ли будущее у традиционных операторов платного телевидения, если все уходит в Интернет? Могу добавить, что мы проводили тесты и выяснили, что не так-то легко в Интернете обеспечить гарантированные 35 Мбит/c до каждого абонента. А это необходимый минимум для полноценного приема 4К-канала. Причем 35 Мбит/с — это в случае использования кодека HEVC, а если применять MPEG4, то цифры значительно увеличатся. Если в каком-то регионе, поселке, ауле нет «оптики», то 4К туда не подать. С помощью спутника мы можем доставить 4К в любой самый укромный уголок страны. Думаю, что в целом развитие «тяжелого» контента обеспечит, в том числе, жизнь ТВ-операторам. Хотя и к переходу на интернет-телевидение мы тоже готовы. С этой точки зрения мы полностью захеджированы.
В глобальном смысле мы не делаем такого различия. У нас есть более бюджетный вариант пакетов, есть более дорогой. В последнем не только 4К, но и интересный, рейтинговый и дорогой контент. В принципе услуга ТВ очень доступна. Доля затрат на телевидение и Интернет в семейном бюджете занимает далеко не ведущие позиции. Поэтому даже в кризисные периоды абонентская база по телевидению и Интернету только растет. Как говорится: «Panem et circenses» — «хлеба и зрелищ!». Пусть это выражение и вырвано из негативного контекста. Но у людей действительно есть потребность в «зрелище». А телевидение — это одно из самых доступных и недорогих развлечений, но также источник знаний и новостей. С этой точки зрения телевидение в каком-то смысле даже уравнивает людей. Правда, чтобы смотреть 4K, требуется UHD-телевизор, их в торговых сетях пока не так много и стоят они, безусловно, дороже. Однако замечу, что доля продаж UHD-телевизоров растет. В этом году в Казахстане она превысила 30%. Кстати, это самый высокий показатель в СНГ. То есть, спрос на 4К-контент будет расти.
Хотя запуск 4К-канала был реализован для решения двух основных задач. Первая — мы вышли на новый для себя рынок DTH. Вышли далеко не первым игроком, и у всех наших конкурентов была значительная фора по времени. Поэтому нам надо было очень громко заявить о себе и предложить рынку то, что ему еще не смогли дать. Поэтому мы пошли впереди планеты всей с HEVC и вывели на рынок 4K-канал.
Вторая задача имеет более глубокие корни. «АлмаТел Казахстан» (Алма ТВ) уже более 20 лет является лидером рынка платного телевидения в республике. Конечно, добраться до вершины сложно, но куда сложнее удержаться на ней. За это время на рынке появились новые игроки, а кто-то ушел. Выше я сказал о конвергенции. Так вот, компания «Казахтелеком» за это время из оператора фиксированной телефонии стала крупнейшим интернет-провайдером, а далее одним из крупных игроков на рынке ТВ. Государство запустило услуги цифрового эфирного и спутникового телевидения (DVB-T2 и DVB-S2) на базе компании «Казтелерадио». Мобильные операторы запустили ОТТ-услуги. И чтобы оставаться лидерами в такой компании, нам необходимо каждый день делом доказывать, что мы лучшие. Внедрение 4К и усиление HD-контента сделано в том числе с целью оторваться от конкурентов. Пока коллеги технологически не готовы ответить на наш вызов.
Безусловно, такая проблема существует. Наверное, в большей степени она влияет как раз на рынок спутникового телевидения. Особенно после того, как государственная компания начала вещать в стандарте DVB-S2 и вышла на рынок с бесплатным пакетом почти из 70 каналов. Причем в этот льготный пакет входят не только казахстанские, но российские каналы.
Что касается развития кабельной сети в крупных городах, районах многоэтажной застройки, то здесь мы практически не сталкиваемся с озвученной вами проблемой. Люди привыкли платить за телевидение. Процент проникновения платного ТВ в крупных городах очень высок — почти 90%. Тому есть несколько причин. В том числе это связано с тем, что Казахстан – многонациональная страна. Русский язык имеет официальный статус, многие в совершенстве им владеют. Поэтому у нас очень популярны русскоязычный контент и российские телеканалы. И казахстанские операторы платного телевидения опираются не только на тематические каналы. В этом смысле нам проще. Гораздо больше проблем нам создают «серые» тарелки и пиратские ТВ-сервисы в Интернете.
Законодательно все прописано очень четко. На деле все становится гораздо сложнее. Как быть, если частные лица привозят эти «тарелки» небольшими партиями, регистрируют на какой-то из регионов России, потом устанавливают их клиентам? Дойти до конкретного пользователя и не дать ему подключиться? Это очень сложно. Мы сейчас работаем над тем, чтобы осложнить процедуру оплаты для пользователей «серым телевидением». Есть еще определенный план мероприятий.
Но главное все же в другом. Люди все хотят смотреть не только международный и российский, но и казахстанский контент. Если кто-то подключает тарелку одного из российских операторов, то ему зачастую приходится еще подключиться к казахстанскому оператору. А это уже две тарелки — два ресивера, два телевизора или один телевизор, но разветвление с коммутатором. Это сложно и неудобно. Поэтому решили дать универсальную ТВ-услугу для абонента, чтобы человеку не пришлось бегать туда-сюда. Мы включили в спутниковые пакеты 140 каналов, очень много топового российского контента, на ряд каналов имеем эксклюзивные права на Казахстан. А также дали весь казахстанский контент. С этой идеей мы и вышли на рынок DTH: у нас есть казахстанский, российский и международный контент. И надеемся, что клиент проголосует за нас, за универсальность, за удобство, качество сервиса и обслуживания, простоту оплаты.
Всегда было много споров на эту тему. Есть различные рейтинговые агентства. Но скажем так: в виду высокого интереса к телевизионной сфере, связанной и с политической составляющей (не зря СМИ – это четвертая власть), и с доходами рынка ТВ-рекламы — очень сильно развиты различные лоббистские течения.
Но благодаря внедрению и развитию ОТТ-сервиса мы видим, что люди реально смотрят. Когда «Алмател Казахстан» осуществляет контентную политику, в том числе при запуске спутникового телевидения, мы учитывали эти данные. Понятно, что российские телеканалы имеют значительно большие бюджеты, а проще говоря, богаче [казахстанских], а европейские и американские телеканалы — еще богаче. Но, как ни странно, даже на ОТТ-платформе, которой обычно пользуются продвинутые пользователи, смотрят казахстанский контент. Первый три строчки рейтинга передач и сериалов по популярности — это наш локальный контент. Интересно, что в топе находятся не очень дорогие индийские, турецкие, корейские сериалы, которые идут на русском и казахском языках. Далее в списке востребованности идут рейтинговые российские каналы — «Первый канал», «Россия», «ТНТ», «СТС», «Пятница!».
Спортивные каналы чуть уступают, но для определенной аудитории они должны быть обязательно. На протяжении длительного периода их популярность ниже, но в часы топовых трансляций, например турниры Большого шлема, Тур де Франс, матчи Лиги Чемпионов, бои за чемпионские пояса в боксе и так далее, они выходят на первое место. Когда боксирует Геннадий Головкин, треть нашей аудитории смотрит этот бой. Я в течении 2-х лет наблюдаю за тем, что смотрят наши абоненты. Что еще хотелось бы рассказать с улыбкой: за два года еще ни разу из топ-10 не выпал мультфильм «Губка Боб»!
Также в последнее время начали пользоваться популярностью фильмовые HD-каналы. При этом часто людям приходится показывать и рассказывать, как выглядит HD-канал, тогда они начинают понимать разницу между картинкой высокой и стандартной четкости. Бывает, что у людей есть современный телевизор, но они продолжают смотреть «аналог». Стоит отметить, что существует проблема торрентов и пиратского скачивания фильмов. Но, к счастью, мода на бесконечное скачивание начала уже отходить. Мы это чувствуем. Людям надоело скачивать и забивать свои диски бесконечным множеством фильмов.