Утро России

«Утро России»: взгляд изнутри

Рассказываем, как устроена работа одной из главных утренних программ российского телевидения, выходящей в эфир уже четырнадцать лет.

За время существования «Утра России» несколько раз менялись концепция, форма и содержание программы, но постоянной оставалась нацеленность на освещение тем, интересных как можно более широкой аудитории. Как результат, именно «Утро России», по данным медиаизмерителей, в последние годы является самым популярным утренним шоу в стране.

 

Поиск формата

В самом начале существования проекта руководство телеканала хотело создать огромную студию — центр мировой информации. По первоначальному замыслу, за большим столом должны были сидеть четверо ведущих, которые по очереди выходили в эфир со своим блоком информации. Эти амбициозные планы соответствовали политической повестке дня — укреплению федеральной вертикали власти.

Эта «великолепная четверка» проработала в эфире первые пару лет, но эффективность формата оказалась не очень высока. В процентном соотношении информационная часть всегда была гораздо больше, чем погода (полторы минуты) и спорт (3-5 минут). В итоге проект вернулся к формату с двумя постоянными ведущими в студии: все остальные появлялись по мере необходимости. Он актуален и по сегодняшний день.

Студия «Утро России» сегодня

— С утра человеку нужно осознать, в каком мире он проснулся. Мы представляем ему этот мир, — рассказала Елена Ивлиева, руководитель программы «Утро России». — Мы пытались сделать последний час развлекательнее, приглашали звездных гостей, проводили кулинарные мастер-классы. В итоге мы сделали упор на политические, экономические, потребительские и другие темы. К нам иногда приезжают представители утренних программ из других стран, например, из Америки или Италии. И все в первую очередь задают вопрос, почему у нас нет развлекательной части. Приходится им объяснять, что российская действительность далека от американской и итальянской.

Самый главный конкурент программы — «Утро» на Первом канале. Во-первых, по охвату зрителей у обоих шоу примерно одинаковые показатели с небольшим перевесом в пользу «России-1». Во-вторых, по своей значимости эти два федеральных канала — главные в стране. Два «Утра» же поделили их аудиторию практически поровну, но концепция программ абсолютно разная. Первый канал развлекает, а «Россия-1» дает пищу для размышления. Кроме того, «Утро России» имеет мощный гостевой эфир — депутаты, ученые, предприниматели и эксперты, которых тщательно отбирают.

 

Подготовка эфира

Анна Дорошина, Анастасия Чернобровина и Денис Стойков

Команда проекта состоит из группы подготовки эфира и бригады эфира. Группа подготовки эфира работает пять дней в неделю: это корреспонденты, продюсер и шеф-редактор. Всего у «Утра России» пять продюсеров и девять корреспондентов. Один корреспондент работает над двумя-тремя сюжетами в неделю, и они не ограничиваются событийкой. Журналисты также готовят аналитический материал. В связи с этим корреспонденты выдают репортажи не каждый день — на съемку, как правило, уходит 1-2 дня.

Действительно качественный сюжет, вне зависимости от темы, требует немалых усилий.
Большие планерки проводятся по понедельникам и четвергам. Тем не менее каждый день на рабочем совещании обсуждаются и распределяются сюжеты, гости, перспективные темы. Далее за дело принимаются корреспонденты, а продюсеры договариваются с многочисленными спикерами. Работу творческой группы координирует шеф-редактор эфирной бригады. Далее, отталкиваясь от темы сюжетов дня, идет поиск информации, которая служит подводками, отводками или же какими-то интересными вкраплениями в эфире.

Летучка. Андрей Бахтин, гостевой редактор

Как и у всех журналистов, график здесь ненормированный. Корреспонденты могут работать без выходных, выезжать в 7 утра или поздним вечером. Действительно качественный сюжет, вне зависимости от темы, требует немалых усилий.

Редакторы, райтеры и ведущие — это бригада эфира. Бессменных ведущих Вячеслава Завьялова и Анастасию Чернобровину можно считать ветеранами, ведь они работают с момента основания программы. А в 2015 году они стали лауреатами премии ТЭФИ в номинации «Лучшие ведущие утренней программы».

— Для сложных технологических рубрик, вроде «Тест-драйва», которые требуют аренды автомобилей и договоренностей с дилерскими центрами, есть отдельный продакшн, работающий по заказу нашей редакции, — рассказала Елена Ивлиева. — Все темы мы проверяем, тексты вычитываем, все сюжеты, которые нам присылают, отсматриваем.

Однажды к нам приезжала группа немецких журналистов. Они были поражены, что мы ни с кем не утверждаем темы, и никто, кроме меня, не вычитывает текст сюжетов. Отсутствие цензуры стало для них шоком. Да, иногда сюжет приходится снимать с эфира и дорабатывать, но только в том случае, если я вижу, что он «сырой» и тянет только на «тройку».

Елена Ивлева

Оксана Пименова — старший продюсер, координирует работу продюсеров и корреспондентов. Ее главная задача — определить фронт работы подчиненных и разделить между ними перспективные темы сюжетов. После этого начинается разработка, которая включает в себя поиск героев репортажей, спикеров и экспертов. Со всеми людьми продюсер договаривается об интервью, а вот получить от них необходимую информацию — уже забота корреспондента. Далее он же пишет текст и отправляет на согласование шеф-редактору. На все уходит 2-3 дня. По словам Оксаны Пименовой, весь этот процесс является весьма рутинной работой.

Оксана Пименова

Источниками информации на «Утре» дорожат. Некоторые из них регулярно сами предоставляют интересные темы. Впрочем, зачастую команде приходится копать самостоятельно. В основном бригада отталкивается от тем, которые освещаются в печатной прессе, разрабатывая информацию с позиции телевизионного формата. Необходимо найти людей, столкнувшихся с непосредственной проблемой в основе сюжета, а затем убедить их, что участие в телепрограмме — то, о чем они мечтали долгие годы. Для многих сюжетов героев ищут во всех регионах страны.

— В программе мы касаемся многих социальных проблем, несовершенства в законодательной сфере, громких законопроектов. Ее нельзя назвать аполитичной, – уверена Оксана Пименова. — Но при этом мы – не новости. Мы освящаем человеческие истории, которые касаются каждого с точки зрения законов нашей страны. Например, внутренний и внешний туризм.

 

Стандарты качества

Анна Дорошина, Анастасия Чернобровина и Денис Стойков

Елена Ивлиева рассказала нам о принципах поиска людей в проект:

— Чтобы попасть в команду, нужно пройти строгий отбор. Мы берем людей только с большим опытом, поскольку в программе рассматриваются сложные темы. Именно поэтому у кандидата должен быть и жизненный опыт, и бэкграунд работы на телевидении.

«На сегодняшний большая проблема состоит в том, что люди просто не понимают, о чем они пишут, что они пишут и для кого».
Оксана Пименова рассказала о главных навыках корреспондента «Утра России»:

— Человек должен ориентироваться в поставленной задаче и писать. На сегодняшний день это большая проблема: люди просто не понимают, о чем они пишут, что они пишут и для кого. Если есть вакантное место, мы приглашаем людей, пробуем их, даем им задание на съемку, и уже по результатам руководство принимает решение. Как правило, к финишу приходит очень скромный процент людей, которые действительно в состоянии не просто написать информационный текст, а вдуматься, о чем идет речь.

Анна Дорошина

Хорошие тексты — это лишь часть залога успеха телевизионного проекта. Не меньшее значение имеет изображение. Анна Дорошина рассказала, чем же отличается задачи режиссера-постановщика на «Утро России»:

— Режиссер-постановщик отвечает за всю картинку в целом. Начиная от внешнего вида, ведущего в кадре, заканчивая всеми сюжетами, которые выходят в программе. Задача хорошего режиссера — донести свое видение до операторов, поддерживая единый визуальный стиль. Даже работая с материалом из регионов, мы стараемся помогать людям соответствовать нашим стандартам качества. Наконец, есть игровой анонс: вот где фантазии можно развернуться по-настоящему. Игровые или постановочные анонсы могут быть самыми разными: мы отправляем ведущих в космос, под воду, в сказку. 40 секунд они могут побыть кем и где угодно. Дальше уже работают графисты, которые отвечают за рисованные элементы.

Работа на практике

Кристина Пастушкова

Мы побеседовали и с одним из корреспондентов программы, Кристиной Пастушковой. Главное, что нас интересовало — чем отличается работа корреспондента «Утра» от корреспондента любой другой программы.

— Основное отличие, конечно, в тематике. Настоящий конек «Утра России» — это сюжеты-расследования. Если в новостях событие просто осветили и забыли, то мы пытаемся вникнуть в суть вещей. Мы ищем ответы на главные вопросы: с чем это связано, почему, кто виноват и что делать?

Статус госканала далеко не всегда позволяет «с полпинка» открывать закрытые двери и добиваться содействия на местах.
Обратной связи от телезрителей здесь намного больше, чем в других новостных редакциях. Зрители пишут в социальных сетях, оставляют отзывы на сайте канала. Разумеется, самое большое количество откликов получают острые социальные темы. Безусловно, любое журналистское расследование не обходится без препятствий: репортерам приходится сталкиваться как с частные компаниями, так и отдельными чиновниками, ставшими героями разоблачительных сюжетов. При этом статус госканала далеко не всегда позволяет «с полпинка» открывать закрытые двери и добиваться содействия на местах. Поэтому корреспондентам «Утра России», приходится прибегать к смекалке и некоторым профессиональным хитростям. Высший пилотаж — зафиксировать на камеру факт нарушения установленных норм. И, как правило, это удается сделать. По мнению Кристины Пастушковой, именно по этой причине авторитет программы весьма высок:

— Руководители организаций прекрасно понимают, что если засветятся в такой рейтинговой программе в негативном свете, то как минимум привлекут к себе внимание надзирающих органов. То есть проверки, инспекции, ревизии — стопроцентно этого им не избежать.

Владимир Беньяш

Шеф-редактор Владимир Беньяш рассказал об особенностях работы с регионами и самых актуальных темах.

— Работая с регионами, во-первых, нужно учитывать географические особенности и часовые пояса. Например, Восточную Сибирь и Дальний Восток нужно заказывать за сутки. Во-вторых, часто бывает, что регионы предлагают темы, которые им кажутся интересными, но для остальных они совершенно неактуальны. Приходится тщательно отбирать наиболее захватывающие сюжеты, поскольку предложений приходит очень много. Порой встречаются необычные и интересные темы, потенциал которых местные журналисты не распознают сразу. Тогда с инициативой обращаемся уже мы — ведь большое видится на расстоянии.

Самые популярные, актуальные темы сегодня — здоровый образ жизни, законодательные проекты и автомобильные сюжеты. Утром, в отличие от вечернего прайм-тайма, телевизор никто специально не смотрит. По сути своей, утреннее вещание служит фоном, поэтому «Утру», по словам Владимира Беньяша, приходится бороться за внимание телезрителей.

Что видят зрители

Режиссерская аппаратная «Утра России»

Ведущая Анастасия Чернобровина работает на «Утре России» с самого первого выпуска программы. Когда-то она попала в команду к ее создателю Игорю Шестакову, и работает с ним уже 20 лет. Анастасия полагает, что утренние ведущие должны обладать природным обаянием — это самое первое и основное требование. Ведь каждый человек просыпается с разным настроением. «Утро России» должно привести зрителей в состояние равновесия. Осознание этого на уровне основополагающей цели программы произошло не так давно – лет пять-шесть назад.

В рамки философской концепции «поддержания равновесия» ложится и непростая обязанность ведущих порой говорить всей стране об очень тяжелых вещах и событиях. Неписанный кодекс поведения телеведущего, по мнению Анастасии Чернобровиной, строг и предписывает любой ценой сохранять спокойствие:

Студия «Утро России»

— Ты должен говорить о любом ЧП как профессиональный журналист, абстрагируясь от своих эмоций. Так зрителю легче воспринимать информацию. Если ты поддаешься в эфире своим чувствам — дашь слабину, начнешь рыдать — реакция аудитории может быть самая разная. В первую очередь человек должен получить информацию, а дальше его право — рыдать, раздражаться или просто послушать. Людям не нужны эмоции, они больше ценят сосредоточенность и информативность. Если мы сталкиваемся с какой-то сложной темой, мы быстро разбираемся в ней, переключаемся, плавно переходим к каким-то позитивным вещам и идем дальше. Ведь жизнь продолжается.

 

Источник