Зрительские предпочтения в эпоху любопытства: познавательные программы как источник новых знаний
Современный мир плотно опутан социальными сетями: в России, по данным компании Brand Analytics, в феврале 2016 года посты в соцсетях опубликовали 36 млн человек, то есть треть населения страны, при этом общее количество сообщений за месяц составило более 560 млн.
Казалось бы, с такими цифрами конкурировать трудно, и все же основным источником удовлетворения любопытства пользователей остается телевидение – такие данные были получены по итогам масштабного исследования “Эпоха любопытства”, проведенного компанией Discovery Networks в семи странах, включая Россию.
По результатам исследования “Эпоха любопытства”, в котором приняло участие 2100 человек из России, Польши, Румынии, Германии, ЮАР, Саудовской Аравии и Турции, для 51% его респондентов главным источником, с помощью которого они удовлетворяют свое любопытство, все еще остается телевидение – и при этом телевидение классическое. 20% идет за новой информацией в Интернет, 10% предпочитает формат “видео по запросу” и лишь 8% пользуются для этого соцсетями.
Примечательно, что люди не только не считают соцсети основным источником новых знаний, но и не слишком им доверяют – так, 81% респондентов перепроверяют информацию из соцсетей.
На вопрос о том, почему именно телевидение большинство называет главным источником новых знаний, респонденты отвечали, что их привлекает в первую очередь эффект неожиданности. “Вы не можете управлять тем, что показывают по классическому телевидению, или выбрать из множества программ ту, которая конкретно соответствует вашей теме. То же самое – онлайн-телевидение. Но, к счастью, можно наткнуться на что-то, о чем даже не задумывались и не искали”, – говорит один из опрошенных.
Естественно, что в погоне за знаниями зрители обращаются в первую очередь к познавательно-развлекательному телевидению – в силу самой его природы. По данным Discovery Networks, полученным на примере ее каналов, люди ценят этот тип телевидения за то, что он расширяет их горизонты.
Они узнают новые факты, видят глобальную перспективу и мысленно переносятся в другие места, когда смотрят познавательно-развлекательный контент. Зрители также могут представить себя на месте героев программ. “Телевидение делает меня ближе к людям, которых я никогда не встречу в повседневной жизни: мультимиллионерам, топ-менеджерам.
Вы можете очень многому научиться на их опыте, глядя, как они действуют в разных ситуациях”, – объяснил другой респондент. Кстати говоря, для 21% опрошенных именно яркие личности становятся причиной № 1, чтобы смотреть программы, основанные на реальных событиях.
Зритель правит
Если говорить о типах познавательных программ, которые люди считают самыми занимательными или любопытными, то исследование показало большой разброс предпочтений, однако большинство (13%) поставило на первое место контент, касающийся актуальных новостей. 12% участников назвали своим информационным фаворитом программы о природе, 11% предпочитают черпать знания из научных программ, а 10% – из исторических. Далее по убыванию следуют: истории из жизни (6%), приключения (6%), преступления и расследования (5%), музыка (5%) и путешествия (5%).
Как показывают цифры, круг зрительских предпочтений очень широк, и соотношение постоянно меняется. Поскольку оно напрямую влияет на программную политику, его необходимо постоянно отслеживать. Такие масштабные исследования, как Age of Curiosity, требуют серьезного времени и серьезной работы – Discovery Networks проводит их каждый год, однако существуют и другие типы исследований – от ежемесячных до ежедневных. Последние позволяют увидеть, где, когда и почему зрители смотрят ту или иную программу, что им нравится и не нравится и так далее. Видя интерес к определенному типу контента, вещательные компании усиливают эту составляющую – например, если наблюдается рост популярности программ о выживании, на канале появляется больше проектов, созданных в этом жанре. Если исследования показывают, что программы о выживании зрители охотнее смотрят в конкретное время суток, то они будут ставиться в эфир в конкретном временном слоте, и так далее.
На формирование программных сеток влияет целый ряд факторов: время дня, сезонность, активность конкурентов, внешние события – например, крупные международные соревнования. Разными будут программные сетки в будни и выходные, в праздники и в обычные дни. Запуск ключевых программ также вносит свои коррективы. При этом у всех жанров и программ есть жизненный цикл – он определяется на основе накопленного опыта и данных за много лет.
Смотреть и действовать
Любопытно, что для зрителей просмотр программы вовсе не заканчивается титрами: по данным исследования “Эпоха любопытства”, зрители Discovery получают вдохновение и стимул для размышлений после просмотра. 30% респондентов сообщили, что просмотр подталкивает их к размышлениям по теме программы, для 29% они становятся источником нового интереса, а 20% благодаря такому контенту могут взглянуть на мир по-новому.
Действия, которые люди совершают после просмотра программ, основанных на реальных событиях, таковы: 1) обдумать тему; 2) обсудить ее с другими; 3) рекомендовать кому-то еще; 4) изучить тему, представленную в видео. Кроме того, просмотр познавательно-развлекательных каналов – это повод собраться вместе, разделить удовольствие с другими: 55% респондентов предпочитают смотреть их в компании.
Стоит отметить и тенденцию к мультиэкранности – в последние годы получил развитие феномен, когда телесмотрение сопровождается параллельным просмотром с экрана смартфона или планшета. Объяснение заключается в том, что люди взаимодействуют с контентом во время его просмотра. Однако исследование показало, что в случае с программами, основанными на реальных событиях, второй экран нужен прежде всего для того, чтобы поделиться увиденным или обсудить его. 24% респондентов пользуются вторым экраном, при этом 37% из них обращаются к соцсетям.
При этом познавательная программа вовсе не должна расставить все точки над i в той или иной теме – наоборот, лучше, когда она этого не делает. Исследование показало, что люди не просто заинтересованы в эмоциях от просмотра программ, основанных на реальных событиях: хотят, чтобы те заставляли их думать, а в будущем – действовать. Смотря познавательные каналы, зрители одновременно удовлетворяют свое любопытство (53% респондентов) и разжигают его (51%). В итоге мы получаем бесконечный жизненный цикл познавательного телевидения – включить телевизор, чтобы найти ответы на вопросы, получить их, но при этом задаться и новыми вопросами, в поисках ответа на которые зритель вновь обратится к телевидению.