Факторы ТВ-преображения

Голосовать

Какими станут в обозримом будущем форматы телевидения, технологии доставки видеоконтента и вещательный рынок в целом, обсудили участники круглого стола в рамках форума MUSE-2017 (Multiservice 2017).

Форум MUSE ежегодно собирает вместе кабельных операторов со всех регионов страны, а также производителей контента и оборудования и других представителей отечественной отрасли связи и платного ТВ. В этом году мероприятие собрало в общей сложности более 500 участников. Одним из ключевых событий программы стал круглый стол, посвященный факторам изменения технологий и регуляторной среды, формирующим будущее отечественного телевидения и рынка доставки контента.

Открывая дискуссию, Карен Казарян, главный аналитик Российской ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК), обозначил несколько важнейших трендов. В первую очередь он отметил изменение технологий доставки контента – в частности, развитие новых систем коммуникаций, например принятие спецификаций сетей мобильной связи нового поколения 5G. Все это способствует появлению новых путей доставки контента до потребителя. Не менее важным фактором является развитие самого контента – то, что он собой представляет и как трансформируется, а также то, как его смотрят телезрители и как его демонстрируют вещатели – линейно или нелинейно, персонализированно или нет, и какую роль в обозначенных процессах будут играть активно развивающиеся OTT-сервисы.

Телеканалы стремятся в онлайн

Комментируя предложенные к обсуждению темы, заместитель министра связи и массовых коммуникаций РФ Алексей Волин выразил убежденность в том, что делать прогнозы для отечественной телевещательной индустрии больше чем на 10 лет совершенно бессмысленно – как показывает практика, слишком велики и непредсказуемы изменения под воздействием технологических инноваций, которые происходят буквально каждый день.

Тем не менее, по оценке Алексея Волина, у телевидения будущего есть два кита, на которых оно будет базироваться: качественный контент, а также удобные пути доставки контента до зрителя. По оценке замминистра, ключевыми производителями качественного контента останутся телевизионные каналы, с которыми никто не может конкурировать, потому что они умеют это делать профессионально и у них есть необходимые ресурсы. Именно поэтому телеканалы продолжат формировать повестку дня телесмотрения.

Михаил Силин, вице-президент Ассоциация кабельного телевидения России (АКТР), сделал предположение, что дальнейший облик телеканалов будет определять формат потребления их контента. Самой востребованной формой потребления становится вариация на тему Catch-UP и отложенного просмотра, когда весь контент телеканала доступен в привычной и удобной форме на его интернет-портале. Уже существуют телеканалы – и на Западе, и в России, – которые изменили свой формат и немедленно после выхода контента в эфир выкладывают его в сеть. По мнению Михаила Силина, это следующая стадия развития телевизионного формата, когда он естественным образом присутствует в Интернете в виде совокупности всех программ, которые шли сегодня или вчера.

“Традиционная модель потребления телевидения меняется: телезрители все чаще хотят смотреть не то, что им транслируют прямо сейчас, а то, что транслировалось ранее или вообще что-то иное, более интересное. Все операторы, у кого есть такие услуги, как time shift, констатируют, что они пользуются очень высоким спросом. Поэтому я убежден, что дальнейшее развитие телевидения приведет к кардинальным изменениям и форматов вещания, и того, что будут представлять собой телевизионный канал и системы его доставки”, – отметил в своем выступлении Михаил Силин, вице-президент АКТР.

Екатерина Богдан, глава дирекции цифровых продуктов “Матч ТВ”, считает, что если речь идет о развлекательном контенте, то его действительно нет необходимости смотреть в прямом эфире. Однако со спортивными трансляциями все иначе: большинство зрителей жаждет смотреть их только в прямом эфире.

При этом технический формат вещания в России, как полагает Михаил Силин, будет уходить вначале в HD, а затем в UltraHD и 4К, поддержка которых во всех мировых телевизионных сетях становится обязательной. Однако Алексей Волин призвал быть осторожнее в отношении прогнозов о перспективах новых форматов, таких как, к примеру, 4K или новомодный VR. “Хочу напомнить, что еще не так давно аналитики предсказывали радужные перспективы 3DTV, но это будущее так и не наступило. В результате массовое производство телевизоров с поддержкой 3D было прекращено в связи с полной невостребованностью формата”, – отметил Алексей Волин.

Страсти по OTT

По словам Алексея Волина, еще несколько лет назад рынок активно обсуждал, является ли OTT “добром” или “злом”, убивает ли это явление традиционную индустрию или нет. Но на текущий момент практически все крупные игроки рынка уже научились использовать OTT для распространения контента в своих интересах.

По итогам прошлого года сегмент IPTV в России существенно опередил кабельное и спутниковое ТВ по темпам роста, что демонстрирует изменение структуры потребления контента. Однако хотя доля отложенного просмотра потихоньку увеличивается, но откладывание просмотра в основном осуществляется телезрителями в рамках одного телевизионного дня. Поэтому говорить о какой-либо глобальной трансформации телесмотрения пока несколько преждевременно.

Традиционно остается открытым вопрос о взаимоотношении между телеканалами и OTT-сервисами, потому что OTT и онлайн-кинотеатры хотят, чтобы на них распространялось требование must carry, то есть чтобы первая двадцатка телевизионных каналов была доступна через эти сервисы. “Мы видим серьезные возражения со стороны телевизионных каналов и потому пока движемся другим путем – заключения прямых договоров между телевизионными каналами и крупными OTT-игроками, в рамках которых они сами договариваются о том, как будут сотрудничать и на каких условиях”, – пояснил Алексей Волин. В качестве наглядного примера такого сотрудничества он привел совместную платформу SPB TV и Первого канала.

Алексей Волин также подчеркнул, что доходы от рекламы на традиционном телевидении пока все еще несопоставимы с доходами от рекламы через онлайн-вещание. “Все уже научились работать в Интернете, но никто не научился в Интернете зарабатывать. Важно помнить, что рекламные бюджеты конечны и их не становится больше при увеличении способов доставки контента. При этом рекламные затраты на привлечение денег через традиционное вещание пока гораздо эффективнее, чем аналогичные затраты на интернет-вещание”, – констатировал Алексей Волин. По его мнению, во многом это проистекает из-за консервативного подхода крупнейших рекламодателей, который базируется на принципе “абы чего не вышло”. В этой ситуации новые подходы к рекламе пока развиваются довольно медленно.

Телевизионный роуминг

Говоря о будущем технологий доставки контента, Алексей Волин сообщил, что пока не берется судить о том, какую роль возьмут на себя сети 5G. Однако он заметил, что сети 3G и 4G уже обеспечивают приемлемую работу OTT-сервисов. При этом всем участникам рынка очевидно, что цифровое распространение контента должно в том числе базироваться и на мобильных платформах, поэтому то, что они будут развиваться и гармонично встраиваться в систему телевещания, не вызывает сомнений.

Кроме того, замминистра связи отметил, что по мере увеличения уровня проникновения ШПД наблюдается формирование и постепенный переход к так называемому телевизионному роумингу. Уже сегодня существуют технологические предпосылки для того, чтобы зритель мог смотреть выбранный им контент не только в том месте, куда осуществляется эфирная, кабельная или спутниковая трансляция, а везде, где есть возможность приема качественного сигнала посредством ШПД.

В свою очередь Михаил Силин уверен в том, что в части доставки контента со временем не останется ничего, кроме IP, потому что все неизбежно к этому идет. “Мне кажется, будущее телевидения приведет и к изменению форматов, и к изменению системы доставки. Через какое-то время – может, лет через двадцать, может, раньше – но все в итоге придет к доставке по IP. Это естественный путь развития”, – подчеркнул вице-президент АКТР. Он также выразил опасения относительно возможного ослабления позиций операторов связи, дальнейшая судьба которых в связи со всеми перечисленными трендами во многом будет зависеть от государственного регулирования. “Худший сценарий – если операторы из агрегаторов контента превратятся в телекоммуникационную “трубу”. Тренд последнего времени именно такой – нам все чаще говорят, что мы отвечаем за связь, а контент – это не наше дело. Со временем мы придем к тому, что вещательная технология Multicast вымрет – останется только Unicast. Как только это произойдет, каким будет место операторов в этой новой реальности и как они смогут поддерживать всю сетевую инфраструктуру – большой вопрос”, – подчеркнул Михаил Силин.

В завершение дискуссии Алексей Волин произнес несколько слов в защиту цифрового эфирного телевидения. По словам замминистра связи, главной целью цифровизации эфира является ликвидация информационного неравенства в различных регионах и субъектах РФ. Поэтому инфраструктура цифрового эфирного вещания создавалась для обеспечения всего населения России доступом хотя бы к минимально допустимому набору информационных и телевизионных услуг. “На сегодняшний день инфраструктура создана, но для просмотра цифрового эфирного телевидения людям также нужны цифровые телевизоры. И далеко не у всех они есть. Поэтому в значительный период времени создание цифрового эфирного телевидения будет обеспечивать интересы примерно 20– 25% населения РФ. Однако эти 25% для нас также очень важны, как и все остальные, кто имеет возможность получать доступ к современному телевидению какими-то иными способами”, – отметил Алексей Волин.

 

Источник