Александр Бадусев («Современные телевизионные коммуникации»): «Два мультиплекса — это не альтернатива спутниковому ТВ»

Об особенностях рынка спутникового телевидения Омской области, а также о том, почему компания предлагает пакеты только двух операторов, «Телеспутнику» рассказал руководитель «Современных телевизионных коммуникаций» Александр Бадусев.

 Как давно вы работаете на рынке спутникового телевидения и с какими платформами сотрудничаете?

Мы начинали с продаж антенн для приема каналов со спутников свободного доступа — «Ямала» и других. Тогда для сбора нескольких каналов мы использовали всякое оборудование. Позже на рынке появились коммерческие операторы, которые начали формировать платные пакеты каналов. Как только на российском рынке появился «Триколор», мы заключили с ним соглашение о сотрудничестве. В 2010 году такое же соглашение мы заключили с компанией «Орион Экспресс». На данный момент мы продолжаем работать только с двумя операторами — «Триколором» и «Телекартой». 

Почему вы не стали работать, например, с МТС?

Я на собственном опыте знаю, каков сигнал в нашей местности у этого оператора. Спутник ABS, с которого вещает МТС, ориентирован не на нашу территорию. При этом оператор продает комплекты с антеннами диаметром 0,6 м, на которые принять сигнал уверенно невозможно, — сигнал-то есть, но при малейших тучках он пропадает. Антенны диаметром 0,9 м нужно приобретать отдельно, выкидывая или списывая куда-то стандартные антенны. 

Кроме того, я не вижу у этого оператора никаких конкурентных преимуществ на фоне «Телекарты» и «Триколора». У этих операторов контент богаче, сигнал увереннее, требуется меньший размер антенны, а абонентская плата, если исходить из одного и того же состава каналов, примерно одинакова. 

Предлагая только двух операторов, вы, наверное, каким-то образом их позиционируете?

Сами операторы между собой уже четко расставили свои предложения. Козырь «Триколора» — это кино. Ни у одного оператора спутникового телевидения нет такого богатого выбора именно фильмовых каналов. И они не требуют никакой дополнительной оплаты. 

У «Телекарты» бывают выгодные акции, и с их учетом в пакете за небольшую плату оказываются основные каналы в часовой версии нашего региона — «Триколор» идет на 2 часа раньше. У «Телекарты» кино мало, зато есть акцент на познавательных каналах, особенно для тех, кто любит охоту и рыбалку, а таких людей в Сибири много. Также там есть вся линейка Discovery и Viasat. 

При появлении нового клиента мы выявляем потребность абонента — что именно он желает смотреть, помимо того, что ему нужен устойчивый сигнал. После этого предлагаем оператора, который подходит лучше. 

Заметен ли спрос на каналы высокого и сверхвысокого разрешения?

Конечно, на HD-каналы спрос есть, особенно у владельцев современных телевизоров. А вот 4К пока особо не развивается. Про него спрашивают очень мало. Обычно интерес в этом направлении появляется, если человек покупает телевизор с поддержкой 4К и задается вопросом: а где взять соответствующий контент? Но сейчас в Сибири только один такой канал на тесте у «Триколора». И он требует дополнительной оплаты. Желающих покупать оборудование под такое предложение не находится. 

Как вы думаете, что нужно, чтобы формат 4К активно развивался?

Я думаю, нужно для начала завершить развитие Full HD, чтобы весь контент был в HD-качестве. Потому что отличие 4К заметно, если человек обладает хорошим зрением и соответствующим телевизором. Иначе разницу в картинке абонент не увидит. Да и для тех, кто способен заметить разницу, она не впечатляющая. Скорее всего, 4К — это в большей степени маркетинг производителей телевизоров. 

Повлияла ли на спрос на спутниковое телевидение эфирная цифра?

Многие ли ушли на эфир?Цифра на спросе несомненно отразилась, но не в таких уж больших масштабах. Люди, которые пользовались спутниковым телевидением, понимают, что это совершенно иной контент. В общероссийских пакетах нет тематических каналов — ни музыки, ни кино, ни познавательных. У нас есть абоненты, которые в свое время отказались от обмена старого оборудования для приема спутникового телевидения на новое. Они говорили, что не будут платить за пакеты, потому что им это не нужно. Из них многие чуть позже все-таки приносили свое оборудование на обмен. То есть люди, которые видели контент спутниковых операторов, понимают, что РТРС со своими двумя мультиплексами — это не альтернатива. Точнее, это альтернатива для бабушек и дедушек, которым нужно лишь более-менее хорошее качество сигнала. 

Кстати, устойчивость сигнала РТРС к плохим погодным условиям в нашем регионе оставляет желать лучшего — по этому параметру конкурировать со спутниковым телевидением эфирная цифра не может. В нашей местности прерывание изображения у «Триколора» наблюдается только во время шквального дождя. У «Телекарты» чуть раньше — при среднем или сильном дожде. Но если точно настроить антенну, использовать хороший кабель и конвертер, вопрос решаемый. А у РТРС зимой, пока воздух чистый, сигнал более-менее стабильный, хотя все равно плавает. Я измерял. В осенне-весеннее время картинка часто замирает, зависает и рассыпается. 

Вы сами приставки для эфирной цифры продаете?

Они у нас есть, но мы не позиционируем себя как продавцов цифрового эфирного телевидения. Держим их на случай, если абонент уже однозначно отказывается от спутникового ТВ. 

Развиваете ли вы дополнительные направления деятельности — видеонаблюдение, например?

Это направление нами давно уже освоено. В своем регионе все крупные государственные муниципальные учреждения видеонаблюдением оборудовали именно мы. Есть и коммерческие клиенты — реклама через сарафанное радио работает хорошо. 

Не так давно были приняты поправки к законодательству, согласно которым спутниковые операторы должны обеспечивать бесплатную доставку двух цифровых мультиплексов до абонентов в труднодоступных населенных пунктах. Вы с обращениями из таких населенных пунктов сталкивались?

В Омской области, по-моему, только три населенных пункта попадают в этот перечень. Два из них на 100% нежилые — они даже без электроэнергии. Третий — малочисленный, там не больше 10 жилых домохозяйств на данный момент. Но абонентов оттуда у нас нет. 

Пользуется ли в вашем регионе популярностью спутниковый Интернет?

Нет. 

Почему?

Все из-за дороговизны. Для труднодоступных местностей — вахтовых поселков, буровых станций и тому подобного — это актуально. Люди из нашего региона, работающие в подобных местностях, действительно приобретали оборудование для спутникового Интернета и увозили его по месту вахты. Но все-таки стоимость оборудования очень высока. И условия использования не совсем лояльные, в частности, нет возможности получить статический IP-адрес. 

Какие перспективы вы видите для себя на рынке спутникового телевидения?

Продолжите ли вы этим заниматься?Я не планирую бросать это дело. Вероятно, мы будем осваивать дополнительные сервисы — не менять направление, а расширять существующее. Но из спутникового телевидения нам уходить нет смысла — у нас большая наработанная абонентская база. 

Мы обеспечиваем гарантийную техническую поддержку и постгарантийный ремонт оборудования, продолжаем обслуживать антенны. Сейчас довольно сложно найти качественные материалы. Кабель в наших условиях служит в среднем лет 5, как и конвертеры. Всю наружную часть линии, не считая самого железа локатора, надо обслуживать: где-то кабель заменить, кому-то антенну подстроить. Местность-то у нас болотистая — есть постоянное движение зданий, особенно в неблагоустроенных районах, когда идут заморозки или, наоборот, оттепель. Часто оборудование повреждается стихией — дождями с грозами, сходом снега с крыш. Так что задачи по обслуживанию найдутся всегда. И сейчас именно обслуживание приносит основной доход, так как люди знают, что на меня можно положиться. 

В целом на рынке я вижу насыщение. Наверное, тот, кто хотел, уже приобрел себе оборудование для просмотра спутникового телевидения. А кому достаточно 20 каналов, те купили приемник для цифрового телевидения.