«Нас вдохновляло все — от «Армагеддона» до воспоминаний реальных космонавтов и астронавтов»

На этой неделе на канале СТС состоялась премьера ситкома «Команда Б». Сценарист Дмитрий Минаев рассказал, может ли весь сезон комедийного шоу написать один автор, как подавать заявку на ансамблевый сериал и что делать, если один из актеров внезапно выходит из проекта.

«Команда Б» — это ситком, повествующий о наборе команды космонавтов, которые должны по приказу главнокомандующего Российской Федерации полететь на Луну раньше американцев. Для этого была отобрана команда А, состоящая из профессионалов своего дела, и дублирующий состав — команда Б, которых, как шутит один из героев, «по объявлению набрали». То есть это неудачники и лузеры. В процессе подготовки команды возникают и комические ситуации, и любовные треугольники, и соперничество, и прочие элементы, необходимые для комедии положений.
Сценарист «Команды Б» Дмитрий Минаев, известный также по сериалам канала СТС «Восьмидесятые» и «Вы все меня бесите»,  — о тонкостях и сложностях процесса написания комедийного сериала.

— Я, кажется, впервые увидел сериал, который написал один человек. Обычно над ситкомами работает целая группа сценаристов. Кто вам помогал в работе над «Командой Б», кто подсказывал идеи, давал советы? Вячеслав Муругов или вообще сторонние люди?

— Сценарии «Команды Б» — это, конечно, плод коллективной работы. В титрах, действительно, сценарист один, но продюсеры со стороны телеканала СТС — Юлия Воронцова, Иван Новиков, Андрей Антонов — принимали максимальное участие в работе над сериями. Не совру, если назову их соавторами.

Иван Новиков линейный продюсер канала СТС, Сергей Баталов и Дмитрий Минаев, сценарист «Команды  Б»Иван Новиков линейный продюсер канала СТС, Сергей Баталов и Дмитрий Минаев, сценарист «Команды Б» / Фото: телеканал СТС

— Ну, подождите, вы же на ком-то проверяли шутки?

— Проверка шуток — дело субъективное. С этой точки зрения у меня был большой кредит доверия, которым я злоупотреблял как мог.

— Обычно на курсах по сценарному мастерству учат, что если у вас главные герои — это целая команда, как, например, в «Следе», «Звездном пути» или «Вавилоне 5», то необязательно писать пилот. Достаточно написать заявку и подробно рассказать о членах команды: у кого какие качества, характер, предмет деятельности, особенности и так далее. В работе над «Команде Б» было так?

— Тут логика, скорее, обратная. Иногда в ансамблевых историях решение о запуске действительно принимается на основе библии персонажей, а не пилота. Но это не потому, что так надо, а потому, что не всегда возможно раскрыть всех персонажей в первой серии. Особенно если она длится 24 минуты. В нашем случае были готовы первые две серии, библия персонажей и синопсис сезона. После был снят пилот и принято окончательное решение о цикле.

— Главных героев изначально было пятеро (если не считать антагониста Антона из команды А)?

— Наверное, за такой ответ меня бы прокляли на курсах сценарного мастерства, но я не знаю, сколько главных героев в нашем сериале. В команде — да, пять человек. Но сказать, что герой Михаила Ефремова — или Сергея Баталова, или Яна Цапника, или Оскара Кучеры — менее значимый, я не решусь. Лично мне кажется, что большое количество персонажей, за которыми интересно следить — это плюс, а не минус проекта. Борис Дергачев (доктор Стас — примtvkinoradio) даже в шутку устроил у себя в Instagram опрос — кто главный герой: его персонаж или персонаж Владимира Яглыча (пилотэкстремаллидер команды Б Михаил — примtvkinoradio).

— И за кого проголосовали вы?

— Автор от голосования воздержался!

— Сколько вообще времени заняла работа над «Командой Б»? Год, два? Какие сцены переписывались, какие добавлялись?

— Разговор с продюсерами, после которого началась работа, произошел более трех с половиной лет назад (кстати, непонятно, что дольше: придумать и снять такой сериал или действительно оправить человека на Луну). Какие-то линии придумывались чуть ли не за день, какие-то переписывались месяцами, переезжали из одной серии в другую и обратно. Все, как мы это называли, «космическое безумие»: инопланетяне, непроизвольные катапультирования и прочие аттракционы — давалось нам проще, а с любовными перипетиями приходилось обращаться деликатнее. Но это никак не связано с технологией написания, только лишь с природной черствостью и цинизмом авторов.

— Как вы готовились к материалу? Что читали, что смотрели, были ли в Звездном городке?

— Мы не ставили перед собой задачу сделать документальный фильм о подготовке космонавтов. Подготовка к космическому полету — фон, на котором развиваются человеческие истории. Тем не менее погрузиться пришлось сильно. Вдохновлял нас довольно широкий спектр произведений на космическую тему — от фильма «Армагеддон», известного своей «достоверностью», до воспоминаний реальных космонавтов и астронавтов. В Звездном городке мы, конечно, были — и до съемок, и во время съемок пилота, и во время съемок цикла. Интересные ощущения: заканчивается съемка эпизода, вдруг выходят настоящие космонавты, проходят мимо группы, залезают в тренажер и начинают тренировку. Чувствуешь, что прикоснулся к чему-то очень большому и важному, пускай и таким неочевидным способом.

— Почему в «Команде Б» женщины получились более крепкими, чем мужчины, в большинстве ситуаций они доминируют?

— В космосе все равны!

— В пятой серии есть сцена с волейбольным матчем. Как писать спортивные сценарии?

— Уж точно их сложнее снимать, чем писать. К тому же, все зависит от задачи. Если спорт — объект исследования фильма (как в одной довольно популярной картине про баскетбол), то это одно. Если — как у нас — спорт нужен для иллюстрации отношений в команде, для понимания, что происходит в душе героя — то это совсем другая история. Наши герои не спортсмены. И нам интереснее, как сильно они стараются, а не как хорошо у них получается. Например, мы пишем: «Команда Б выигрывает очко, Миша забивает красивым ударом». А уж насколько красивым — это зависит от подготовки актера и идей режиссера. В итоге, на мой взгляд, получилось здорово!

— Почему под титры вы взяли кадры хроники из прошлого, а не современные?

— Мечта наших героев — полететь в космос. И, конечно, она неразрывно связана с нашими достижениями.

— Кстати, о прошлом, то есть о сериале «Восьмидесятые». Там огромный список сценаристов. Когда вы подключились к этому проекту?

— Над сериалом «Восьмидесятые», действительно, работало много сценаристов. Меня подключили только на пятом сезоне.

— Наталья Земцова в середине сериала исчезла на несколько сезонов по своим причинам, а потом снова появилась. Как решается проблема, когда артист вынужден выйти из проекта? Есть какой-то рецепт?

— Все зависит от ситуации — если об уходе артиста известно заранее, то есть тысяча способов вывести его из проекта. Если же актер просто не пришел на смену и ушел со скандалом, то в судьбе его героя резко начинают происходить малоубедительные и крайне трагические события. В своей работе я с таким пока не сталкивался.

— В «Команде Б» много любовных интриг и хитросплетений. Их столько, что возникает вопрос: они хоть когда-нибудь в космос полетят?

— Не уверен, что сейчас лучший момент, чтобы раскрывать главную интригу сериала.

— Вы можете сейчас, глядя на получившееся, сказать, насколько трудно или легко писать ситком?

— Вчера мне казалось, что писать ситкомы сложно и муторно, сегодня — что легко и приятно. В конце концов: «It’s not a rocket science. Oh, wait…» Если говорить серьезно, то я уверен, что комедия — это самый сложный жанр.

 

 

Источник