Курс на собственное производство: итоги года от онлайн-кинотеатров
По просьбе «Телеспутника» топ-менеджеры видеосервисов перечислили наиболее значимые для рынка события и тенденции 2019 года, а также поделились своими ожиданиями от 2020-го.
ДЕНИС ГОРШКОВ, ДИРЕКТОР ВИДЕОСЕРВИСА MORE.TV
В этом году практически все российские онлайн-сервисы заявили о собственном производстве контента, что положительно скажется на развитии всей индустрии и усилит конкурентоспособность и привлекательность платформ для пользователей. Подписная модель продолжает расти высокими темпами, зрители начинают все активнее платить за подписку и эксклюзивный контент в интернете.
Следующий год обещает стать знаковым для more.tv и для нашей линейки собственных сериалов и шоу more originals. Мы уже заявили выпуск трех крупных проектов на весну и осень: драмеди «Чики» с Ирой Горбачевой, первый сериал Федора Бондарчука «Псих» с самым звездным составом, который только можно себе представить, а также трагикомедию Романа Прыгунова «Happy End», которая станет настоящим откровением для зрителей и индустрии.
ИВАН ГРИНИН, ДИРЕКТОР ПО СТРАТЕГИЧЕСКОЙ АНАЛИТИКЕ ОНЛАЙН-КИНОТЕАТРА IVI
Рынок онлайн-кинотеатров растет, появляются новые игроки. Исходя из нашего опыта, аудитория становится все более лояльной к платному контенту. Так, например, ежемесячно платящая аудитория ivi достигла 1,9 млн уникальных пользователей по данным на ноябрь 2019 года.
Мы видим благодатную почву для дальнейшего роста. Это и антипиратские инициативы, и расширение широкополосного интернет-доступа, и распространение устройств с поддержкой онлайн-стриминга, снижение их стоимости, и быстрорастущие потребности пользователей в персонализации, качестве продукта и его удобстве. Культура платного контента развивается за счет потребности пользователя получать удобный и качественный продукт.
ВИКТОР ЧЕКАНОВ, ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР «MEGOGO РОССИЯ»
Выделю несколько значимых событий и трендов года. Во-первых, запуск почти всеми видеосервисами собственного высококлассного контента, легко конкурирующего за зрителя не только с линейным телевидением, но и с зарубежными ОТТ-сервисами. Во-вторых, АКАР впервые оценила рынок рекламы в видеоконтенте Рунета — в 198 млрд рублей. Он оказался больше российского рынка телерекламы, объем которого в 2018 году составил 187 млрд рублей. В-третьих, интернет обошел российское ТВ по суточному охвату аудитории. Осенью интернет также обогнал телевидение как источник информации, об этом говорится в отчете компании «Делойт СНГ». Наконец, в России выросла доля зрителей, платящих за видеоконтент в Сети.
Ожидаем, что в 2020 году сохранится позитивная динамика OTT-рынка.
ЮЛИЯ МИНДУБАЕВА, ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР ВИДЕОСЕРВИСА START
На глобальном рынке событием года стал запуск видеосервиса Disney+. Важным, но менее заметным оказался запуск Аpple TV+. Несмотря на появление таких серьезных игроков и другие индустриальные и экономические события, Netflix сохранил лидирующую позицию, чему помогли сбалансированная бизнес-модель и готовность к масштабным запускам. Конечно, дело еще и в большой библиотеке контента, а также в динамично развивающемся продукте. Какое влияние новые игроки окажут на этого мирового гиганта и на другие видеосервисы, в том числе и в России, в среднесрочной перспективе покажет следующий год.
Из локальных событий отмечу приобретение Сбербанком Rambler Group вместе с Okko. Эта сделка демонстрирует мощный тренд на формирование экосистем у крупных компаний, которые имеют серьезные ресурсы и большие базы пользователей. По данной модели сейчас развиваются Сбербанк, Mail.ru Group, «Яндекс», в том же направлении движется банк «Тинькофф», о подобных планах заявлял «Газпром-медиа». В будущем году тренд усилится, объем затрат и ресурсов увеличится, развлекательные и медиапроекты будут ключевыми.
ДМИТРИЙ ГУДУМАК, ДИРЕКТОР ПО СТРАТЕГИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ ВИДЕОСЕРВИСА START
В России впервые вышли высокобюджетные сериалы, созданные специально для интернет-площадок, которые не были показаны на ТВ — «Содержанки», «Домашний арест». Они стали первыми проектами в череде подобных: «В клетке», «Шторм», «Бывшие-2», «Мертвое озеро». Успех этих сериалов еще раз подтвердил теорию о том, что драйверами роста могут быть только эксклюзивные и оригинальные проекты, преимущество остается за сервисами, у которых есть собственные студии. На волне успеха таких проектов многие игроки рынка заявили о планах инвестировать в собственный эксклюзивный контент: это сделали ivi, Megogo, Okko, tvzavr, МТС, «Триколор», «Яндекс». Событием стал выход российских проектов на зарубежный рынок. Так, киносериалы «Лучше, чем люди» и «Содержанки» впервые появились в Amazon Prime Video и Netflix на эксклюзивных правах, а не просто были куплены в библиотеку. Это показатель того, что в России создается контент международного уровня, который востребован у ведущих игроков. И эти победы 2019 года станут лишь первым этапом популяризации нашего контента на мировом рынке.
РУСЛАН КАФТАНАТИЙ, ВЛАДЕЛЕЦ ИНТЕРНЕТ-КИНОТЕАТРА TVZAVR
В 2010 году, когда tvzavr запустился, это была маленькая и никому неизвестная компания, а сегодня – это устойчивый и хорошо известный бренд на рынке, темпы роста которого год от года поражали меня своей скоростью. В 2019-м компания достигла такого уровня, что собственных средств для дальнейшего интенсивного развития ей стало не хватать. Поэтому мы пришли к необходимости консолидировать собственность, а после — привлекать внешних инвесторов для дальнейшей работы над проектом, перспективы которого, на мой взгляд, очень высокие. У нас уже есть несколько инвестиционных предложений, в том числе и от зарубежных компаний, и от телеком-холдингов. Со всеми ведем переговоры, обсуждаем условия.
Главная причина сделки — консолидация собственности для дальнейшего развития компании, однако в ближайшем будущем никаких резкий изменений в работе онлайн-кинотеатра не произойдет. В долгосрочной же перспективе в планах tvzavr — активное продвижение блокчейн-проекта MoviesChain на европейский и американский рынки (на данный момент через платформу MoviesChain в библиотеку онлайн-кинотеатра уже загружено порядка 300 независимых и фестивальных фильмов), диверсификация бизнеса и, как следствие этого, развитие новых направлений, в том числе и создание собственного уникального контента.
О более конкретных намерениях компания заявит после полного финансового аудита, который должен завершиться в первом квартале 2020 года.