Правила написания комедии

Как говорится в пословице: хоть шуткой, хоть смехом, да было бы дело с успехом. Дар писать и говорить смешно дает преимущество перед теми, кто этого делать не может и не умеет.

И все же, допустим, у вас есть чувство юмора. И вам надо написать диалог. Что вы будете делать?

Мне кажется, это должно происходить максимально естественно, это примерно то же самое, что ввернуть шутку в разговор.

Я бы хотел сказать что-то вроде: “И после того, как вы посетите курс шуток от лучшего шутника…” Или же: “Прочитав книгу “Как юморить на каждом шагу”…” (и дальше не менее вдохновляющее продолжение мысли и конец, в котором вас ждет успех)

Только вот все, что я могу сказать по этому поводу — повторить слова Тима Аллена, которого в одной телепередаче спросили о его умении шутить и быть смешным. “Быть смешным — это мой дар. Я без понятия, как и когда он у меня появился, но это чудо из чудес, и я больше всего на свете боюсь потерять его”.

Откуда это берется? И почему? Как в человеке зарождается это тонкое чувство сарказма? Почему одному человеку дано, а другому нет?

Итак, “как быть смешным”, правило первое:

Ты можешь смешно рассказывать, но это вовсе не значит, что и писать ты будешь настолько же смешно.

Писать и говорить смешно — разные навыки, скажем так. И уж точно умение вести себя комично не имеет никакого отношения к написанию смешных текстов. Большая часть тех, кто может рассмешить своими умопомрачительными байками коллег и друзей, большинство из них абсолютно не могут перенести тот же рассказ на бумагу, не сделав его смертной скукой.

Мальчишка-подросток, добивается внимания одноклассницы. Но он не спортсмен и не интеллектуал. Остается быть забавным и смешить ее, как же иначе ее привлечь? Но даже если у него это получается, это вовсе не значит, что он будет успешным комиком и дальше. Очевидно, что запихивание пиццы в нос может быть смешным в начальной школе, однако пытаться завоевать этим девичье сердце в студенчестве — сомнительная авантюра. Мальчишка со временем должен понять, что глупым шуткам девочки предпочтут интеллектуальную. И только если он это поймет, из мальчишки с куском пиццы в носу вырастет юморной юноша.

В повседневности мало кто может действительно смешно пошутить. Люди либо отвлекаются и смазывают шутку, либо сами начинают смеяться раньше времени, и рассказ затягивается настолько, что становится скучным, либо так ударяются в подробности, что сама ирония теряется. Как автор комедийных сценариев могу сказать, что ваша задача еще сложнее: ваша аудитория — любители комедий (то есть они уже видали много чего действительно смешного), продюсеры, агенты и прочие ценители юмора.

Последних надо заставить смеяться уже на первых страницах, потому что если в начале им несмешно, они могут так и не дочитать до смешного момента, что-то должно заставить их перевернуть страницу и продолжить чтение. И, если помимо смешных моментов сама история хороша, можете спать совершенно спокойно — ваш сценарий купят.

И это нас ко второму правилу написания смешных текстов:

Мощная история без единого смешного момента ВСЕГДА лучше дурацкой, в которой по три шутки на странице.

Многие комедии загибаются именно из-за слабого сюжета. В любом случае, сколько бы шуток ни было и какими бы смешными они ни казались, на них одних далеко не уедешь. Поскольку мы смеемся над тем, что говорят и делают наши персонажи, мы должны также и переживать за них, независимо от абсурдности ситуации, в которой они находятся. Если нет других эмоций, кроме смешков над глупостями — это провал.

Один известный баскетболист сказал: “Между талантом и везением я выбираю везение”. Вот так же и с комедийными сценариями: между горой шуток и сильной идеей я выберу второе. Смешное приложится, его всегда можно добавить. Пусть даже не вы это сделаете. Потому что хорошая история цепляет. А сделать ее из сборника анекдотов действительно сложно.

Правило третье:

Одна голова — хорошо. Но две лучше.

Допустим, вы уже опытный сценарист. И о сценарии вы знаете не только что-то из разряда трехактной структуры, а знакомы уже с пятиактной и даже семиактной. И что герои не должны быть плоскими вы тоже уже понимаете, знаете, как оживить их, в чем будет их конфликт и так далее. Вы даже прочитали Джозефа Кэмпбелла и Кристофера Воглера, так что теперь уже точно знаете, как создать многогранного персонажа. И книжки все модные для сценаристов прочитали. И на семинар уже сходили и лекцию прослушали. Ну и чтоб уж наверняка — даже оформили подписку на несколько журналов для сценаристов и киношников.

Осталось дело за малым: написать пару смешных диалогов. И вот вы все стараетесь, тужитесь, а выходит либо серьезно, либо никак.

Вот тут вам и нужен будет комик и шутник, зажигалка любой компании, стендапер от Бога, способный сострить даже если его разбудить посреди ночи. И если у него была идея написать сценарий, но он не мог, а вы хотели пошутить, но не вышло — вы созданы друг для друга!

Это прекрасное сочетание талантов!

Гляньте на списки сценаристов ситкомов. В большинстве случаев автор там не один, а целая команда. То же и с комедийными полнометражками. Просто вы должны найти друг друга, найти идею и вложить в нее все лучшее, что в вас есть.

Тут надо уточнить, что найти человека, с которым будете писать душа в душу не так-то просто. Пожалуй, даже посложнее, чем удачно жениться. Но поиски надо вести постоянно, где-то он да найдется.

А если вы ошиблись и разбежались — не беда, опыт будет полезен обоим.

Правило четвертое:

Найдите свой жанр.

Когда мы берем фильм братьев Фаррелли, мы заранее знаем, чего от него ждать. Это глупые комичные ситуации, это грубый и временами не особо интеллектуальный юмор, это милый, трогательный и вдохновляющий сюжет. Вуди Аллен — другая история, это романтика, это про отношения, хоть это тоже забавно, мы уже заранее знаем, что юмор там будет качественный, что шутки будут на несколько уровней выше. Это уже сочетание чувства юмора с интеллектом. Если среди сценаристов затесался Джадд Апатоу — грязным шуткам на тему секса быть!

Вполне возможно, что вам и не надо равняться на этих ребят, может, у вас совершенно иной и новый стиль.

Романтическая комедия должна быть забавной. Но не прям СМЕШНОЙ. Возьмите пару фильмов Риз Уизерспун. Ни Блондинка в законе, ни Стильная штучка — ну ни разу не смешные фильмы. Однако они наивно-забавные, и сюжет так или иначе увлекает.

Комедии для мужиков, назовем их так, наоборот должны содержать поменьше романтики и побольше юмора. Те же самые Незваные гости, Король дорог, Ананасовый экспресс и так далее.

Что мы видим по телеку? Секс в большом городе — самый популярный комедийный сериал. Комедийный? Нет, друзья. Это драма. Драма со смешными моментами. То же самое с сериалом Красавцы. Никто не смотрел его ради смеха. Да, местами это смешно, но, опять же, это шутки героев в той или иной ситуации, которая может быть как раз вовсе несмешной. Такая грустная ирония.

В любом комедийном сценарии есть какие-то связующие или поясняющие ситуацию моменты. И эти моменты не обязаны быть смешными. Каждый комедийный сценарист имеет право на эти обязательные, нужные и несмешные куски в тексте. Самое главное — избегать их хотя бы первые 15 страниц сценария.

Следовательно. Если вы хотите написать комедию для всех — она должна быть смешной с самого начала и до самого конца.

Если это романтическая комедия или жанр комедия/драма — не частите с шутками, пусть их будет максимум по паре на страницу текста. Еще раз: тут главное не хихи-хаха, тут важнее ИДЕЯ.

И добавлю. Можно ли научиться быть смешным? Да. Это так же как научиться готовить еду. Если погрузиться с головой в мир комедии — смотреть стенд-ап шоу, читать много литературы и так далее, да со временем вы научитесь делать то, за что не будете краснеть.

Вы должны ходить на курсы. Вы должны смотреть фильмы и изучать их с точки зрения их создания. Должны крутиться в этой атмосфере постоянно. И нужно буквально посвятить себя этому.

В конце концов, если долго мучаться, что-нибудь получится, и если вы категорически против соавторства, бейтесь, копайте, ищите смешные решения. Снова и снова. Только не пытайтесь понять, откуда исходит талант писать смешно. Просто делайте свое дело.

 

About D.B. Gilles

D.B. Gilles teaches screenwriting, television writing and comedy writing at New York University’s, Tisch School of the Arts. He also taught in The Dramatic Writing Department at NYU, the Graduate Film Department at Columbia and The Gallatin School of Individualized Study at NYU. His fiction includes the comic novel, I Hate My Book Club and the mystery, Colder Than Death. He is the author of The Portable Film SchoolThe Screenwriter Within: New Strategies To Finish Your Screenplay & Get A Deal! and You’re Funny! Turn Your Sense of Humor Into A Lucrative New Career. He is also one of the most in demand Script Consultants and Writing Coaches in the United States. You can reach him directly at: dbgillescript@gmail.com.

 

 

Материал предоставлен Киношкола Студии Снегири

Посетите курсы

info@snegiri-studio.ru

+7 (499) 577-02-41

http://snegiri-studio.ru