7 ошибок работы со звуком в кино
Запись и сведение звука становятся все доступнее, а на YouTube много полезных образовательных видео. К сожалению, начинающие звукорежиссеры все равно продолжают допускать распространенные ошибки. Можно ли их избегать?
Когда режиссер или продюсер тебя отчитывают — это неприятно. Еще ужаснее, если выговор вы получили за собственные ошибки. Чтобы такое не случилось с вами, давайте рассмотрим несколько самых популярных ошибок, которые делают сотрудники звукового департамента, только начинающие свой творческий путь.
1«На посте исправим!»
Нет, не исправите. Несмотря на то, что мы планировали обратить внимание именно на ошибки сведения, не менее важно рассказать и про ошибки в съемочный период, тем более если вы задействованы на обеих стадиях. Все мы знаем эту фразу, которая может кого-то обрадовать на площадке, однако точно огорчит специалистов в студии. Например, микрофон, расположенный недостаточно близко к источнику звука (допустим, «бум» при записи чистового голоса на площадке) запишет дополнительные шумы, которые могут оказаться критичными при финальном сведении. Это потянет за собой целую цепочку проблем: испорченные реплики потребуют записи ADR, а значит и оплату работы звукорежиссера (если это не вы), дополнительное время в студии, повышение гонорара актера и так далее. Очевидно, что виноватым окажетесь вы. Самое лучшее, — это не полагаться на «авось» и честно работать на всех этапах производства.
2Игнорирование «румтона»
Без «румтона» сведение диалогов сильно усложнится. Это особенно важно, когда вы записываете чистовые реплики прямо на съемочной площадке. Процесс записи «румтона» займет всего лишь 30 секунд вашего времени, однако сэкономит намного больше потом. Сделайте это ритуалом: прежде чем обрадоваться фразе «смена окончена», попросите всех остаться на своих местах всего полминуты. Так впоследствии вы сэкономите себе гораздо больше.
3Сведение на непрофессиональном оборудовании
Конечно, порой начинающим звукорежиссерам приходится сводить какие-либо студенческие работы без бюджета не в студийных условиях. Если вы все же хотите, чтобы звук был достойным, не поленитесь хотя бы откалибровать и правильно расставить громкоговорители в своей домашней студии, иначе возникнут серьезные проблемы. К примеру, если вы расположите мониторы слишком далеко друг от друга или слишком близко, велика вероятность, что ваша стереобаза попросту развалится, когда вы будете прослушивать свой микс на студийной акустической системе или в кинотеатре.
4Недооценка локаци
Когда вы приезжаете на съемочную площадку, сразу сделайте пометки о посторонних шумах. Именно на ваших плечах лежит ответственность за испорченные дубли, если вы не предупредите режиссера или продюсера, что на локации отлично слышно шоссе или метро. Помните, что вы всегда можете добавить какие-то звуки, если они потребуются, однако извлечь из записей диалогов шум проезжающих машин, к сожалению, нет.
5Отдавать предпочтение количеству, а не качеству
На съемочной площадке часто можно услышать фразу «еще дубль, чтобы был выбор», однако в количестве нет никакого смысла, если на сведении вы обнаружите, что все три дубля одинаково плохи. В процессе съемок у вас всегда есть минутка, чтобы прослушать записанные дубли. Если вас что-то не устраивает, обратите внимание режиссера на интонацию, дайте ему и актеру прослушать записи в конце концов. Один хороший дубль гораздо ценнее, чем несколько плохих.
6Звукорежиссер делает всю работу по звуку
Казалось бы, это ошибка режиссера или продюсера, однако звукорежиссеры часто идут у них на поводу, не выдвигая никаких претензий. На первых этапах, вроде съемки пятиминутных скетчей, вы действительно можете заниматься всей звуковой работой, однако серьезный короткометражный фильм вам вряд ли удастся осилить в одиночку. Дело в том, что звуковой департамент включает в себя множество специалистов, и если вы делаете все один, у вас могут попросту «замылиться» уши. Если честно, у каждого из нас есть определенные навыки, которыми мы владеем более или менее мастерски. Наличие нескольких специалистов поможет сбалансировать эти навыки и получить на выходе лучший микс.
7Отсутствие чернового звука
«Исправим на посте» — очень раздражающая фраза, однако она подразумевает хоть какую-то работу. Еще хуже может быть, если по каким-то причинам звукорежиссер решил вовсе не приезжать на съемки, решив, что черновой звук не нужен или что «накамерная пушка пойдет». Важно раз и навсегда запомнить, что даже если речь будет полностью перезаписываться в студии, черновой звук поможет актерам и даже вам на записи ADR. Без черновых записей ни у кого не будет ни малейшего ориентира.
Не допуская этих ошибок, вы сможете избежать ненужных ссор со съемочной группой, скандалов с коллегами по звуковому цеху и даже сохранить свои честно заработанные деньги.