Как в России делают мультсериалы, которые покупает Netflix

Супервайзер «Паровоза» рассказал о тонкостях анимационного производства на примере мультсериала «Лео и Тиг».

Ранее Sostav писал о том, что компания Netflix приобрела права на показ двух российских мультсериалов анимационной студии «Паровоз» — «Ми-ми-мишки» и «Лео и Тиг».

Также заинтересованность в приобретении нашего контента проявляет и Китай: 7 мультсериалов студии «Паровоз» будут размещены на видеоплатформе крупнейшего в Китае онлайн-кинотеатра iQiyi, сообщает «Паровоз».

Мультсериал «Лео и Тиг» — это история о том, как живут леопард Лео, тигренок Тиг и их друзья. Каждый день зверята играют, веселятся и совершают новые открытия. Сериал создан по заказу компании «Цифровое Телевидение».

Друзья исследуют богатейшую природу и явления Приморского края, узнают новое об окружающем мире и его обитателях. Переживая увлекательные приключения, Лео и Тиг учатся добру, дружбе и бережному отношению к природе.

Персонажи воплотили в себе реальные и редкие виды семейства кошачьих, занесенные в Красную книгу. Сегодня в России осталось всего 520 амурских тигров и менее 80 дальневосточных леопардов.

Издательство «Интерактивный Мульт» создало развивающее мобильное приложение по мотивам мультсериала «Лео и Тиг». Дети вместе с друзьями могут играть за любого из персонажей. Приключения героев, которых еще не было в мультсериале, доступны в App Store и Google Play.

Супервайзер производства анимационной студии «Паровоз» Александр Афонасьев рассказал о том, как создается мультсериал «Лео и Тиг».

Образование или самообразование?

Обучиться на многие из профессий в сфере анимационного кино можно на специализированных курсах, как очно, так и в интернете (ярчайшие представители Scream School, Realtime School и других школ). Некоторые профессии требуют (или скромно просят, с учетом нехватки кадров) высшего образования, например, во ВГИКе.

Технологии стремительно эволюционируют. Хороший специалист в идеале должен разбираться в них без сторонней поддержки. Но таких готовых мало, зачастую студия «Паровоз» нанимает подающего надежды специалиста «на вырост» и развивает его в ходе сотрудничества.

Основным критерием конкурентоспособности специалиста я бы назвал способность к самообучению и переобучению.

От идеи до экрана

Производство на анимационной студии разделено на несколько этапов:

1. «В начале было слово…» или пре-продакшн.

Автор придумывает общую концепцию сериала, утверждает различные концепты персонажей, локации, музыку, эффекты. После этого, сценарист, придерживаясь основной идеи мультфильма, разбивает сюжетную линию на отдельные истории (эпизоды), пишет диалоги и гэги (шутки).

Очень важной частью сценария для производства мультфильма являются диалоги.

Далее режиссер-постановщик на основе сценария создает аниматик (ключевые кадры мультфильма, показанные последовательно). Одновременно с этим он получает и радиошоу (озвучка кадров актерами).

Звукорежиссёры всё это время записывают актёров, отбирают лучшие реплики (селекты), проводят саунд-дизайн и подбирают музыку и шумы.

Создание окончательного варианта аниматика и его последующая передача в производство ложится на плечи монтажера.

Поисками образа и стилистического решения всего проекта занимается художник-постановщик. Он же руководит группой художников, часть из которых работает для подготовки к производству (ассеты), а часть на самом производстве (шоты).

Участие самого художника-постановщика необходимо на всех этапах. Он следит за общей визуальной составляющей картины: цветовой экспликацией и созданием концептов.

2. «И слово это было продакшн»

На данном этапе работает большая часть специалистов. Моделер создаёт модели концептов и адаптирует их для использования в 3D-среде. Он является «скульптором» будущего объекта трехмерной графики. После только текстурщик наложит на эти модели текстуры по UV-картам.

По сути, текстурщик тот же художник, но рисует по ранее созданным моделям.

Весь труд предыдущих художников берет риггер и делает скелет 3D-объекта, чтобы аниматоры могли без проблем, к примеру, открыть рот персонажу. Риггер должен точно понимать анатомию и движения персонажа, ведь только так можно будет передать его характер.

В это время сторибордист рисует схематичные картинки для аниматика — первичной версии мультфильма. Режиссёр серии из этих картинок делает полноценный ролик с диалогами и музыкой, на основе которого будет создана вся последующая анимация. В дальнейшем только он будет контролировать процесс создания мультика и даст указания на счёт эмоций, визуальных и звуковых эффектов.

Монтажёр разделяет аниматик на сцены, пронумеровывает и просматривает каждую сцену по отдельности для работы аниматоров и лэйаут-художников. Последние подготавливают сцену для аниматора: смотрят кусочки (шоты), примерно расставляют персонажей внутри сцены, задают движение камеры. Здесь особенно важно отслеживать монтажные переходы и логику происходящего.

Аниматоры (2D и 3D) берут лэйаут-сцены и покадрово ставят ключи для анимации персонажа.

Хороший аниматор — актер, он должен раскрыть характер персонажа под руководством режиссера.

После этого ассембл забирает работу аниматоров и расставляет различные ассеты (объекты) в сцене: кустики, деревья, камешки и прочую атрибутику. Монтажёр регулярно берёт результат работы лэйаут-художника, аниматора, ассемблера и композера и вставляет в проект для создания ежедневных обновлений, чтобы супервайзеры могли отслеживать прогресс создания эпизода.

3. Пост-продакшн

После всей вышеперечисленной работы рендерщик разбивает сцену на слои, меняя прокси-ассеты на финальные (облегчённые, для ускорения работы, объекты, меняют на качественные и «тяжелые») и отправляет всё это считаться на ферму — рендер-сервис студии. Композер берёт слои сцены (их количество варьируется, в зависимости от сложности композиции) и делает из них красивую финальную картинку с эффектами, цветокоррекцией и спецэффектами.

Постепенно мультик наполняется анимацией, асемблом и композом.

Конечно же, есть ещё «бойцы невидимого фронта» в виде продюсеров, координаторов и бухгалтеров, которые всё это дело контролируют и перераспределяют силы в нужный момент.

В конечном итоге всё это собирается воедино (16500 .png файлов и звук), ставится лучшее качество и на выходе мы имеем 11 минут, которые весят 90 гигабайт. Потом мы перегоняем это в ProRes и отправляем на канал.

Сейчас на каждом эпизоде у нас задействовано около 5 мастеров, и у всех разные требования, под разные источники воспроизведения. Например, видеофайл, который будут показывать на ТВ, имеет немного заниженный уровень звука, а для YouTube, наоборот — более громкий. Таких тонкостей много, но обо всём по порядку. В дальнейшем я разберу каждый из этих этапов и покажу, как работают отдельные артисты.