8 советов режиссеру по работе с детьми
Тщательный кастинг, съемка репетиций и отношения с родителями: режиссеры, сценаристы и детский коуч о том, что должно помочь кинорежиссеру в работе с детьми.
1 Кастинг превыше всего
Найти правильного ребенка на роль всегда сложно, и режиссеры проводят для этого кропотливый и часто даже выматывающий кастинг. Недостаток актерского мастерства и жизненного опыта должна восполнять живая органикой ребенка, его идентичность персонажу.
Анастасия Жура, режиссер и сценарист («Слепое зрение»): «Не ищите детей только по актерским студиям и агентствам. В 85% это испорченный материал: шаблонное мышление, пародия на эмоции, избыточная жестикуляция, изображение любого действия. Самые удачные пробы, за редким исключением, у самых обычных детей»
Андрей Канивченко, режиссер («Разорванные нити», «Чего хотят мужчины», «От…Кровения…От»): «Есть дети — прирожденные актеры. Они понимают свою задачу, зерно роли. С ними разговариваешь, как со взрослыми актерами, и работают они наравне, а иногда и лучше, чем взрослые. Ты на какой-то момент начинаешь забывать, что перед тобой ребенок, за плечами которого всего-то лет семь-восемь жизни.
Поэтому для детского фильма лучше растянуть подготовительный период, чтобы было побольше времени, чтобы найти среди множества претендентов именно такое дарование».
2 Тщательно готовьтесь к съемкам
Если в кадре есть дети, вам предстоит тщательная подготовка к съемкам. Попросите ребенка выучить текст, проведите несколько репетиций или займитесь с ним импровизацией: все это поможет маленькому актеру вникнуть в роль, быть более сосредоточенным, и сохранит вам время на дополнительные дубли.
Артур Гройс, сценарист и режиссер (Киножурнал «Ералаш», короткометражные фильмы «Кто-кого», «Инструмент» и «Будущее»): «Репетируйте! Если можете подготовить с ребенком роль заранее, то обязательно это делайте! Единственное, что я лично стараюсь не делать с юными актерами — заучивать текст. В каком-то смысле, это в „Ералаше“ уже стало традицией. Правда, я с ними сначала этот текст прочитываю и разбираю».
Мария Сопова, режиссер («Новенький»): «Перед началом съемок „Новенького“ мы репетировали с детьми три месяца. В основном мы занимались импровизацией: я узнавала реакции детей на эмоциональные воздействия, их характеры. Важно было, чтобы дети сдружились друг с другом, чтобы они стали семьей — все это мы впоследствии просто перенесли на съемочную площадку».
3 Снимайте репетиции
Лучшие детские дубли могут получиться во время репетиции, когда ребенок не чувствует давление съемочного процесса и поэтому может полнее раскрыться.
Артур Гройс, сценарист и режиссер (Киножурнал «Ералаш», короткометражные фильмы «Кто-кого», «Инструмент» и «Будущее»): «Одна из уловок, помогающая сделать удачный дубль — снимать репетицию. Во время репетиции ребенок чувствует себя раскрепощенным и зачастую точнее выполняет режиссерское задание, и делает это очень естественно, без наигрыша и фальши. Чаще всего у детей лучше получаются первые дубли.
А для этого, опять же, вся съемочная группа должна быть готова к работе „на все сто“ еще до входа ребенка в кадр. По опыту, лучше всего это понимают звукооператоры, которые почти не выключают микрофон на площадке…».
4 Вызывайте у детей эмоции
Как и в работе со взрослыми, режиссерам стоит находить у детей эмоциональные точки, которые помогут им погрузиться «в шкуру» персонажа.
Натали Дубовая, сценарист и креативный продюсер («Яга. Кошмар темного леса»): «Иногда в детях, приходивших на кастинг, можно было заметить, как их учили играть до этого. Агентства и родители наверняка с ними прошли роль чисто технически: здесь закати глаза, здесь вдохни, здесь присядь. Но это не работает. Скорее, даже вредит. Детей словно приучают показывать какую-то одну краску, они даже не понимают, что именно сейчас играют. Но если с ними поговорить, спросить, были ли у них такие ситуации, что они чувствовали, погрузить в происходящее — в них словно что-то меняется и они могут сыграть по-другому».
Ольга Тарасова, режиссер («Мои любимые сказочники»): «Если ребенку-актеру предстоит расстроиться или рассмеяться в кадре, включите его эмоциональную память, попросите вспомнить похожий по настроению эпизод из его жизни. Так, например, однажды девочке-актрисе 7 лет было достаточно вспомнить, как младшая сестра отняла у нее „Киндер-сюрприз“. После этого она вполне натурально зарыдала в кадре».
5 Любите ребенка и не требуйте от него слишком многого
Дети-актеры часто отдаются съемке самоотверженнее взрослых. Но надо понимать: их физические и психологические ресурсы сильно ограничены, а что-то они вообще еще не умеют.
Анастасия Жура, режиссер и сценарист («Слепое зрение»): «Поощряйте ребенка. Но не перехваливайте. Будьте тверды с ним, но не перегружайте ответственностью. И главное — любите своего маленького актера. Они это очень тонко чувствуют и ответят вам взаимностью».
Христина Блохина (детский коуч): «Нельзя относиться к детям как ко взрослым артистам и „требовать“. С детьми должна быть совершенно другая „игра“. Режиссер обязан хвалить ребенка, если тот делает правильно, и ни в коем случае не ругать, не психовать, если ребенок не понял задачу».
6 Давайте детям передохнуть
Дети быстро устают, поэтому нужно планировать сцены так, чтобы у них оставалось время на отдых и восстановление.
Мария Сопова, режиссер («Новенький»): «На съемках фильма „Новенький“ мы организовали для детей определенный режим: после нескольких съемочных дублей детей уводили в отдельную комнату, где их внимание переключалось на спокойные игры. Так мы поддерживали психику детей в более или менее стабильном состоянии и смогли увеличить количество съемочных часов».
7 Будьте честными с детьми. Не допускайте фальши
Дети гораздо лучше, чем взрослые, чувствительны к фальши и лжи. Поэтому тактика умалчивания, обмана и манипуляции лишь навредит съемочному процессу, посеяв между вами и маленьким актером зерна недоверия.
Андрей Канивченко, режиссер («Разорванные нити», «Чего хотят мужчины», «От…Кровения…От»): «Конечно, всегда стоит стремиться к более точному воплощению своего замысла на экране актерами-детьми. Но не любыми путями. Угрозы и шантаж, а также ругань и хитрость здесь в большинстве случаев неуместны. Ребенок остро чувствует фальшь и либо перестанет вам доверять, либо начнет манипулировать в ответ. Поэтому средним актерам сложно играть с детьми, ведь они, дети, всегда верят в то, что делают».
Илья Шерстобитов, режиссер («Каникулы президента», «Оно» и «София»): «Я всегда придерживаюсь одной тактики: быть с детьми абсолютно честным, открытым, и очень чутким. И не надо сюсюкаться! Иногда даже стоит „выпускать внутреннюю собаку“, чтобы они почувствовали, что выпендриваться не надо».
8 Умейте договориться с родителями
Волей-неволей большую роль при взаимодействии режиссера с ребенком играют его родители. Их рвение часто принимает болезненные черты, а опасения — гипертрофированный характер, и в ваших интересах найти с ними общий язык.
Анастасия Жура, режиссер и сценарист («Слепое зрение»): «Помните расхожую мысль, что мужчина женится не только на женщине, но и на ее семье? Вот и с кино так. Родители ребенка могут стать вашими союзниками и помощниками, а могут и сильно усложнить вам жизнь. Я наслышана от друзей про неадекватное поведение родителей на съемочной площадке. Чем себя можно обезопасить? Договором. Объяснением процесса. В конце концов, вторым режиссером…».
Василий Соловьев, продюсер («Хороший мальчик»): «Лучше всего налаживать взаимодействие с родителями получается у режиссеров-женщин, у которых есть дети. Тут уже организовывается „мамский“ клуб, и ребенок-артист воспринимает режиссера-женщину как мать (тепло и защита), начинаются обоюдные сюсюкания, площадка превращается в территорию творчества и любви. А если серьезно, со всеми, конечно, можно договориться».