Как найти и не потерять идею сценария?

Как же часто мы слышим от кого-то фразу: «У меня есть чертовски хорошая идея фильма!» И на этом импульс пропадает, идея забывается, даже не остается заметкой в блокноте. А бывает и так, что идея сама интересна, но для фильма она не годится. Все не так просто, как кажется на первый взгляд, да и вообще, мало кто представляет, какого выплеска, отдачи и стараний стоит превращение идеи в полномасштабное кино.

Кто-то работает с исходным материалом, кому-то достаточно лишь воображения для создания картины в голове. Но что вы делаете с теми намеками, с теми зародышами, что являются верхушкой этого идейного айсберга? Когда надо начинать копать глубже, чтобы создать персонажей, в которых кто-то найдет себя, историю, которая увлечет их за собой? Научиться не терять эти идеи, только родив, а взращивать их в полноценные истории, наполненные жизнью и эмоциями, а истории, в свою очередь – в полноценные фильмы или сериалы можно только одним способом: делать и практиковаться. Практиковаться и делать.

Звучит не очень оптимистично, но! Есть и хорошая новость: в повседневности и есть история. Идеи можно найти где угодно, надо уcтраивать брэйнстормы, постоянно раскачивать себя на поиск, нахождение и создание действительно интересных персонажей, живущих среди нас – ведь людям интересны герои тогда, когда они хоть отчасти видят в них себя.

Есть еще одна классная идея: подглядывать истории в газетах и журналах. Будьте внимательны, если вы берете за основу историю из чьей-то жизни, описанную в статье, и на ней строите сюжет, то, скорее всего, вам придется получить разрешение на использование материалов, если же статья будет лишь основой вашего собственного рассказа – преград никаких вовсе и нет. Для начала решите, в каком жанре будете работать. Можно, кстати, даже упражняться таким образом: брать одну статью и делать из нее две истории в противоположных жанрах. Например, один взгляд на ситуацию превратит ее в драму, а другой – в комедию. Это так называемое упражнение: отображение одного события в разных аспектах помогает развиваться писателю, увидеть все вокруг более объемно. Вполне возможно, что некоторые истории, трансформируемые из одного жанра в другой, будут терять изюмину, однако этот опыт позволит заглядывать в повседневность и простые истории из газет глубже и видеть в них куда больше.

Тем не менее, вам по-прежнему нужен будет какой-то определенный алгоритм действий, который будет превращать Идею в Историю. Тут-то мы и вспомним о золотом правиле деления любого литературного произведения на три акта: в любом произведении есть завязка, кульминация и развязка. Есть лейтмотив всего сценария и должны быть какие-то ключевые моменты в конце первого и второго акта, которые, собственно, будут постепенно приводить к событиям третьего акта и логическому завершению. Мы изобрели простую форму для «выращивания идеи», по этой форме зародыш любой идеи обязательно начнет принимать четкие формы и структурироваться. Этот же способ поможет понять, какого рода идея у вас родилась – можно ли растянуть ее на три акта или это просто зарисовка? Потому что лучше чем высасывать из пальца сюжет для полнометражного фильма, возможно порой лучше обойтись более скромным масштабом действий.

У хороших сюжетов примерно один посыл: берем кого-то. Кто-то преодолевает неимоверное что-то. Конец. Так вот, даже если ваш сюжет подходит под это описание, заполняем придуманную нами форму, тогда вы будете знать наверняка, действительно ли хороша идея и насколько она подходит для фильма. Понятно, что ответы на простые вопросы будут порождать гору более сложных вопросов, так как обдумывая ответы на них вы постепенно будете заполнять пробелы в образах персонажей, в самом сюжете, и будут появляться новые подробности, к которым будут возникать новые вопросы, и так далее. Но все же, ответы на ключевые вопросы должны помочь вам расставить точки над «I»:
1.       Сформулируйте лаконично и предельно точно: о чем сюжет.
2.       К какому жанру относится?
3.       Почему публика хочет услышать эту историю?
4.       Что конкретно должно привлечь аудиторию?
5.       Кто персонажи вашей истории?
6.       Чего хочет достичь главный герой?
7.       Что делает главный герой, чтобы достичь желаемого? (тут, скорее, о выборах и принятых решениях речь)
8.       Что мешает ему достичь желаемого?
9.       Кто стоит у него на пути и почему?
10.   Он достигнет чего хотел или нет? Все идет к триумфу или к поражению?
11.   Чему научаться и что нового узнают сами персонажи в ходе всей истории?

Первое, чему у нас учат и о чем просят студентов-сценаристов – придумать логлайн для своего сюжета, одно-два предложения, описывающих самую суть. Что-то вроде «Бывший супер-герой среднего возраста, работающий страховым агентов, возвращается к делу». Узнали, что за фильм? Если вы решили, что это Суперсемейка, то вы абсолютно правы! Вообще на курсах мы часто играем в игру «угадай фильм по логлайну», это порой бывает очень смешно, и очень интересно наблюдать, какие фильмы угадываются лучше – старые или новые. Это тоже одно из неплохих упражнений, очень помогает научиться писать четкие и краткие логлайны.

В любом случае, логлайн – это только самое начало создания сюжета. И сюжет этот непременно потребует исследований, навыков и умений. И если вам это действительно интересно — приглашаем вас на курс Сценаристов в Киношколу Студию Снегири, переходите по ссылке, записывайтесь, вдохновляйтесь, узнавайте новое!

Перевод статьи с сайта Movie Outline: http://www.movieoutline.com/ar…
Авторы: Рона Эдвардс и Моника Скербелис

 

Материал предоставлен Киношкола Студии Снегири

Посетите курсы

info@snegiri-studio.ru

+7 (499) 577-02-41

http://snegiri-studio.ru